Карабахская война как следствие политики лишения России газовых рынков сбыта

Jan 05, 2021 10:42




В 2020 году произошло событие, которое никто похоже не рассматривает с точки зрения взаимотношений на газовом рынке Европы. На фоне ослабления позиций России в экономике, а это именно так - ВВП России растет с 1991 года в среднем всего на 0,4% в год, у западных стран и азиатских экспортеров голубого топлива появилась желание молниеносно отобрать часть рынка у российского газового монополиста. Сама же позднепутинская Россия плотно занятая в этот момент попытками наказать строптивую Украину прекращением транзита через ее территорию, похоже прохлопала этот важный момент. А может просто уставший президент Путин потерял хватку.

Турция - член НАТО, в прошлом году быстро помогла решить Азербайджану тлеющий десятилетиями конфликт в Карабахе. Причем сделано это было настолько быстро, и настолько разгромно, что ответсвенные лица в Кремле просто ничего не смогли этому противопоставить. И наличие российских миротворцев сейчас в Карабахе ничего в этом смысле не меняет.
Но что произошло сразу после этого? Удивительно,но лидер Азербайджана не давит армянских жителей в Карабахе и не пытается уж очень сильно давить на Армению, как на побежденную сторону. Более того, и Турция и Азербайджан пытаются встроить Армению, насколько это возможно в текущих условиях, в торговые отношения в этом регионе. Почему это происходит?
А все просто. Посмотрите на карту в заглавии поста. Карабахская война решила вопрос нестабильности вблизи важного южного газового коридора - газопровода TANAP - который отбирает большую часть рынка Газпрома в Южной Европе. В начале 2021 года на газовом рынке Юго-Восточной Европы произошли три события, которые будут иметь долгосрочные последствия для бизнеса "Газпрома" в этом регионе и в целом на рынке ЕС. Российские СМИ широко освещали лишь одно из них: 1 января президент Сербии Александр Вучич торжественно дал старт поставкам российского газа в свою страну по новому маршруту - через Болгарию по "Балканскому потоку", ставшему продолжением второй нитки газопровода "Турецкий поток".
Однако за несколько часов до этого, еще в последний день уходящего года, Болгария стала получать природный газ из Азербайджана по достроенному несколько недель назад Трансадриатическому газопроводу (TAP). Который был запущен сразу же после победы Азербайджана в Карабахе. Интересное совпадение - правда?
Третьим новогодним событием стало начало коммерческой эксплуатации нового плавучего терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) у острова Крк в Хорватии. Судно-регазификатор ( аналог клайпедского Independence ) приняло танкер с американским СПГ и начало закачивать голубое топливо в национальную газотранспортную систему, соединенную с европейской. Так что Хорватия, которую до сих пор практически монопольно снабжал "Газпром", отныне сможет не только диверсифицировать своих поставщиков, но и выступать в роли экспортера газа, например, в Венгрию и в Украину.



Чтобы оценить значение этих трех событий для "Газпрома" и их вероятные последствия для поставок газа из России в Европу, обратимся к экспортной статистике российской полугосударственной компании. Возьмем данные за 2019 год, поскольку показатели минувшего года из-за пандемии коронавируса и глобального экономического кризиса вряд ли можно считать особо показательными. Крупнейшими покупателями российского газа на Балканском полуострове в 2019 году, по данным на сайте "Газпрома", были Хорватия (2,82 млрд куб. м), Греция (2,41 млрд куб. м) и Болгария (2,39 млрд куб. м). Сербия (2,13 млрд куб. м) - на четвертом месте в регионе.
Проектная мощность сданного теперь в коммерческую эксплуатацию хорватского СПГ-терминала - 2,6 млрд куб. м в год. Таким образом, Хорватия буквально в одночасье обрела теоретическую возможность почти полностью отказаться от услуг "Газпрома". Напомню, что это уже очередная страна в ЕС которая планирует сделать это. Только за последние несколько лет это сделали Литва, Польша, Румыния, Болгария. Все они резко сократили покупки у Газпрома.

Венгрия - это весьма важный рынок сбыта для "Газпрома". В 2019 году компания продала в эту страну 11,26 млрд куб. м. Именно в Венгрию, а оттуда в Австрию, где расположен ключевой для российского экспорта газовый хаб Баумгартен, должна пойти подавляющая часть того газа, который Россия планирует прокачивать по предназначенной для Европы второй нитке "Турецкого потока" мощностью 15,75 млрд куб. м. Пока "Газпром" будет снабжать венгерский рынок, как и раньше, транзитом через Украину, только впредь российскому газу придется конкурировать на этом рынке с поставками из Хорватии. По данным портала Croatiaweek, мощности СПГ-терминала у острова Крк полностью забронированы на ближайшие три года, на 80% арендованы до 2027 года и примерно на 50% до 2035 года.




Если начало коммерческой эксплуатации этого СПГ-терминала означает для "Газпрома" утрату монопольного положения в Хорватии и усиление конкуренции в Венгрии, то в результате пуска так называемого Южного газового коридора российский поставщик лишился монопольного положения в Болгарии и столкнется теперь с ростом конкуренции в Греции, а также Италии. Причем бороться в данном случае придется не со сжиженным газом из, предположим, Катара, Алжира или США, а с более выгодным трубопроводным газом из Азербайджана.

Южный газовый коридор - это система двух трубопроводов. Вошедший в строй еще в 2019 году TANAP доставляет идущее из Азербайджана через Грузию голубое топливо по всей территории Турции до границы с Грецией. Там он соединен с вошедшим теперь в строй газопроводом TAP, который по греческой и албанской территории, а затем по дну Адриатического моря идет в Италию. Мощность TAP - 10 млрд куб. м в год, из которых 8 млрд куб. м предназначены для главного покупателя азербайджанского газа в Евросоюзе, Италии. А ведь Италия является вторым по важности после Германии рынком "Газпрома" в ЕС, в 2019 году компания поставила в эту страну 22,1 млрд куб. м. Теоретически после ввода в действие Трансадриатического газопровода спрос на голубое топливо из России может снизиться примерно на треть.

Но еще большую угрозы для Газпрома несет подключение Туркмении к газопроводу TANAP через постройку транскаспийского газопровода. Сейчас туркменский газ продает Россия, которая сразу же после присоединения Туркмении к этому газопроводу останется и без средствот продажи туркменского газа но и окончательно потеряет газовый рынок южной Европы. Сразу же после этого будут забыты проблемы России с Украиной - у российского газового монополиста появятся такие проблемы, что Путину или его наследнику уже будет не до Украины.

Итак что же мы имеем по итогам 2020 года? Молниеносное решение Азербайджана вместе с страной членом НАТО застарелого военного конфликта вблизи важного южного газового коридора. Активизация слухов о скором подключении к этому коридору страны с громадными запасами газа. Постепенное вытеснение Газпрома с рынка южной европы. Все это происходит на фоне дымовой завесы водевиля вокруг достройки северного потока 2.0 Вы думаете все это было совпадением?

обманули дурака на четыре медяка, газ, газпром, путин не их президент

Previous post Next post
Up