К концу года бензин подорожает на 9 рублей. Как можно спасти водителей

Jul 08, 2019 08:34



Интересная статья на ura.ru Как вы помните, я еще в августе 2018го года писал, что топливо в России обречено на рост. Причина проста - рост цены в сопредельных странах, куда российские компании гонят продукцию. Когда вилка цен внутри страны и извне, в соседних странах превышает допустимую величину, более чем в 1.5 дороже, возникает либо дефицит топлива внутри страны, либо цена начинает расти. То что цена тогда внутри России не выросла объясняется очень просто. Президент путин очень любит стабильность, и верит что только она спасет государство и систему власти им построенную. Поэтому он любыми путями пытается эту стабильность соблюдать. В том числе методами не рыночными. Как вы помните, именно летом 2018го правительство пошло на принуждение топливных компаний к заключению обязывающего соглашения о заморозке цен на топливо. Мистическим оьразом оно появилось именно в тот момент, когда я это и предсказал. Не будь его, бензин уже в 2018 улетел бы за 50 рублей. В данный момент ничего не изменилось, цена на топливо в Прибалтике от 1.18 до 1.134 евро за литр 95го. Среднем 1.25 Это означает что топливо в России должно стоить 55 - 60 рублей за литр. И никакой магии тут нет. Картельными соглашениями компаний с государством можно приостановить рост цен, причем за счет населения, так как упущенную прибыль компании производители все равно доберут потом, если государство им не компенсирует, а компенсирует оно все равно из ваших налогов. Приостановить можно - но отменить - нет.


Подорожание бензина, начавшееся после отказа правительства продлевать заморозку цен на топливо, можно предотвратить только радикальными мерами, говорят эксперты в области энергетики. Из-за решения властей отпустить цены водители начнут оставлять в кассах АЗС все больше денег каждый месяц. Специалисты предупреждают: если не попытаться спасти ситуацию, то уже к концу года бензин подорожает на 9 рублей.

1 июля прекратил действие договор правительства с 10 крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. В ноябре 2018 года, чтобы избежать дефицита топлива и последующего его подорожания, власти обязали нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, чтобы удерживать рост цен в пределах инфляции. В противном случае правительство обещало повысить экспортные пошлины, сделав поставки топлива за рубеж невыгодными.

В первый же день после разморозки цен Московская топливная ассоциация сообщила о подорожании горючего на столичных заправках. На некоторых станциях цены за литр АИ-95 выросли разом на 10 копеек, а за литр АИ-92 - на 3 копейки. Аналогичная ситуация произошла и в других регионах страны. Предлагая способы решения проблемы, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что исправить положение помогут стратегические запасы топлива Росрезерва. По словам Аркуши, часть из них можно распродать на публичных торгах, снизив тем самым цены на топливо в России.

На сегодняшний день объемы запасов Росрезерва известны только ограниченному числу лиц, поскольку эти данные относятся к государственной тайне. Связано это с тем, что Росрезерв хранит топливо на случай чрезвычайных ситуаций, и раскрытие информации о его количестве угрожает безопасности страны. По оценкам экспертов, запасы бензина, керосина и дизеля в государственных хранилищах велики, однако использовать их для стабилизации цен на топливо невозможно сразу по нескольким причинам.

«Рассекречивать объемы Росрезерва, запасы которого предназначены на случай, скажем, войны, никто не станет. Государство не пойдет на открытую торговлю какими-либо стратегическими материальными ценностями, в том числе топливом», - объяснил в беседе с «URA.RU» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Еще одна причина - плохое качество топлива в запасах Росрезерва. По словам Танкаева, стратегическое горючее непригодно для гражданских автомобилей из-за того, что оно несколько лет отстаивается в запасниках. «Бензин не вечен. Он не может долго храниться, он теряет октановое число. И тот бензин, который выходит из Росрезерва после пяти лет хранения, прямо скажем, по качеству далеко не самый лучший. То, что хорошо для военной техники, которая по определению всеядна и готова работать на низкокачественном топливе, совсем не подходит для

С этой оценкой согласился экономический аналитик Антон Шабанов. По его мнению, бессмысленно пытаться снизить цены на бензин, выпуская на российский рынок еще больше топлива. «Проблема не в том, что у нас нехватка бензина. Если мы сейчас все зальем топливом из Росрезерва, оно внезапно не подешевеет, - уверяет экономист. -

Проблема в том, что у нас довольно высокие акцизы, налоги и сборы, связанные с топливом. Поэтому мы можем хоть все города залить дешевым бензином, но, если российским компаниям будет выгоднее продавать бензин за рубеж, то они будут продолжать продавать его туда».

Действительно, сегодня отечественные компании зарабатывают больше, поставляя топливо на внешние рынки. Например, в июне тонна бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоила чуть больше 47 тысяч рублей, а на экспорт ее можно было продать с выгодой - в среднем за 53 тысячи. Такая ситуация сохраняется в России не один год, и, видя это, правительство пошло на заморозку цен. За все время действия соглашения цены на бензин не показывали существенного роста. Например, с февраля по июнь 2019 года АИ-92 в среднем по России подорожал только на 1%, а уровень ожидаемой инфляции за этот период составлял 1,8%. Таким образом, нефтяные компании сохранили рост цен в пределах инфляции, как и было оговорено в их соглашении с правительством.

Теперь же, когда срок соглашения истек, и цены на топливо снова начали понемногу расти, контролировать рынок бензина можно только двумя способами, считает Танкаев. «Первый путь - повышение цен до того уровня, когда все участники рынка будут получать достаточную прибыль. Не избыточную, не сверхприбыль, а просто достаточную. Второй путь - снижение налоговой нагрузки», - отметил эксперт. Танкаев посетовал, что сейчас власти предпочитают идти по первому пути, игнорируя второй. По его словам, решение правительства повысить акциз на бензин и дизтопливо на 50% только усилило нагрузку на нефтяников и «разрушило рынок топлива».

Специалисты сходятся во мнении, что ситуацию с подорожанием бензина стоит взять под контроль как можно скорее. Несмотря на оптимистичную статистику (по данным Росстата, за последнюю неделю июня бензин подорожал всего на 0,1%, а цены на дизель не изменились вовсе), самонадеянное отношение властей к ценам на топливо чревато последствиями. «Если ничего не предпринимать, то к концу года цены на бензин в среднем вырастут на 9 рублей за литр. И ничего с этим не поделаешь, потому что все участники рынка должны получать хотя бы какую-то прибыль для того, чтобы минимально существовать», - дал прогноз Танкаев.

бензин, путин их президент, экономика РФ

Previous post Next post
Up