Краткая история торговых войн США

Jul 15, 2018 14:33





На этой неделе продолжилась эскалация торговой войны США под руководством пуделя Путина с остальным миром, в частности с Китаем, Мексикой Канадой и ЕС. Решение президента США Дональда Трампа о введении пошлин в размере 25 процентов на импортируемые из Китая товары уже вступило в силу.
Общая стоимость товаров, облагаемых пошлинами, оценивается в 34 миллиарда долларов. «Затем будут еще 16 миллиардов долларов через две недели, и затем, как вы знаете, у нас есть (пошлины на) 200 миллиардов долларов, которые находятся на рассмотрении, и затем у нас есть еще 300 миллиардов на рассмотрении», - сообщил Трамп.
Пекин в свою очередь уже обвинил Вашингтон в развязывании крупнейшей торговой войны в истории, а также нарушении правил Всемирной торговой организации (ВТО). Китайская сторона также заявила, что контрмеры в отношении США уже начали действовать.
Один из ответов Китая это девальвацию юаня, мера которая сыграет на руку сильному доллару.
Это не первая торговая война в истории, которую развязывают Соединенные Штаты. На графике выше представлена стоимость торговых издержек в виде транспорта и пошлин в среднем по миру приведенная к показателю 1827 года. Как вы видите, несмотря на торговые войны эта цена неуклонно снижается за последние 200 лет.

Кстати, это наш общий знакомый, после встречи с Путиным в Хельсинки на следующей неделе. 😀



Ну что, поехали поглядеть историю?


В конце 1929 года Рид Смут, глава финансового комитета Сената США уже объявлял о подобных ограничительных мерах в торговле. Билль Смута - Хоули поднял пошлины более чем на 20.000 товаров. Несмотря на возражения закон прошел и был принят. Вслед за этим, уже в следующем году импорт упал на 66% а экспорт на 61%. И это было только частью Великой Депрессии. Законом поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция других государств, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию. Президент Герберт Гувер предложил Конгрессу понизить ставки ввозных пошлин, однако обе палаты проголосовали за повышение. Поскольку одним из обещаний Гувера в рамках кампании по выборам президента в 1928 году было поддержать тарифами фермеров, страдавших от падения цен на сельскохозяйственную продукцию, он подписал закон.


Следующий этап торговой войны разразился уже после войны, в 1963 году. В США в начале 60х годов получило распространение промышленное выращивание куриц и цыплят. Курятина стала стоить настолько мало, что цена на нее по сравнению с ценами в Европе отличалась в разы. При этом страны Европы, в частности Франция и Германия еще не полностью оправились от 2 мировой войны и фермеры занимавшиеся птицей страдали от наплыва американской птицы на рынок. тут же были введены пошлины с стороны Европы на американскую птицу, что вызвало эскалацию пошлин в частности на товары машиностроения, например грузовики VW, поставляемые в США.




Новая торговая война разразилась в 1981 году между США и Японией и была связана очень резким развитием автомобильной промышленности в Японии, которая шла большой частью на экспорт в частности в США. В многих случаях японцы сильно демпинговали и в США стало продаваться намного меньше местных автомобилей, чем привозных. Формально японцы соглашались со всеми принципами свободной торговли, но на деле получалось иначе. Как однажды заметил вице-президент США в администрации Картера Уолтер Мондейл, "если вы захотите продать американский автомобиль в Японии, вам, чтобы высадиться на японском побережье, понадобится поддержка американской армии". Зато японцы очень хорошо изучили американский рынок - пожалуй, даже лучше, чем некоторые американские производители. В начале 1970-х годов, например, в руководстве Ford и General Motors преобладало мнение, что уменьшать длину автомобилей не имеет смысла, поскольку потребитель этого не хочет. В 1973 году разразился нефтяной кризис, цены на бензин взлетели, автомобили, потреблявшие слишком много топлива, стали непозволительной роскошью, однако американские автогиганты, вместо того чтобы перестроиться, выкатывали на рынок все новые дрим-кары. Тем временем японцы предлагали в США малогабаритные экономичные машины, которые все заметнее теснили продукцию грандов американского автопрома. Результаты японского товарного наступления описывал упомянутый публицист Шлосстейн: "Вас будит будильник Sony, вы идете на кухню, где включаете кофемолку Sanyo... Вы смотрите на кварцевые часы Seiko... проверяете автоответчик Toshiba. Надеваете свою рубаху, сделанную из тончайшего хлопка, смотрите на этикетку - "Сделано в Японии"".


В 1982 разразилась великая деревянная торговая война между США и Канадой. Эти две страны всю свою историю имели очень тесные торговые отношения, которые однако споткнулись о поставки дерева. Проблема была в том, что в США лес как правило находился в частных руках, в то время как в Канаде он большей частью принадлежал правительствам провинций и губернаторств. Канадское правительство субсидировало производителей древесины , чего не делало американское правительство, и те стали демпинговать на американском рынке. Американские производители начали требовать ввести 15% пошлину на поставки древесины из Канады, но в итоге стороны пришли к соглашению и Канада просто ввела 15% экспортную пошлину на свою продукцию поставляемую в США.




Следующее торговое обострение случилось в 1985 году между США и Евросоюзом. В 1985 году администрация Рейгана впечатленная европейскими ограничениями для цитрусовызх из СШа ввела пошлины на поставки пасты в Амеику. Европа ответила высокими пошлинами на лимоны и орехи из США




В 1993 случилась банановая торговая война между США и Евросоюзом. ЕС ввел высокие пошлины на поставки бананов из латинской Америки в Европу и почти запретил поставки бананов в свои колонии в африке и на Карибах. Это повлияло на американские компании, которые являлись владельцами плантаций в Южной Америке. Они обратились в Всемирную Торговую Организацию с претензиями, и рассмотрение длилось вплоть до 2012 года.




В 2002 году уже администрация Буша развязала новую торговую войну, в этот раз стальную. Пошлины на сталь были подняты до 8 - 30% при обычных 0 - 1% на то время. Канада и Мексика избежали этих пошлин в рамках торговой организации стран северной америки NAFTA, а Европа ответила повышением пошлин на импорт в ЕС апельсинов из Флориды.


Ну и наш любимый, самый самостоятельный политик всея Америки - гражданин Трамп. Администрация Трампа ввела 25% пошлину на более чем 800 китайских товаров. На что прищуриевшиеся не замедлили ответить в стиле великого Пу - ассиметрично так сказать.
Администрация Трампа также ввела пошлины на сталь - 25% и на алюминий -10%  на поставки из Канады Мексики и ЕС. Эта торговая война еще только разворачивается на наших глазах.

война, торговые войны, экономика США

Previous post Next post
Up