Железные дороги, сталь и благотворительность. Биография Эндрю Карнеги в картинках 1 часть

Mar 28, 2018 12:53

Оригинал взят у perfume007 в Парфюмер изучил биографию американского предпринимателя Эндрю Карнеги, который построил Carnegie Steel, значительно повлиял на развитие сталелитейной промышленности США, а также стал одним из крупнейших филантропов за всю историю. Крупные американские промышленники конца 19 - начала 20 века оставили свой след в истории не только США, но человечества вообще. Одним из них был Эндрю Карнеги - сталелитейный магнат, который начал бизнес с того, что заложил имущество и взял кредит на приобретение акций.



Эндрю Карнеги родился в 1835 году в городе Дарфемлин в Шотландии. Его родители были небогаты и поначалу делили жилье с другим семейством. Вскоре отец будущего предпринимателя Уильям, работавший ткачом, начал хорошо зарабатывать и перевез семью в отдельный дом. Эндрю тепло вспоминал свое детство, даже спустя годы радуясь тому, что его семью и предков помнят в Шотландии. С юных лет предпринимателю привили любовь к родному краю. В автобиографии он с гордостью вспоминает о том, что в его городке был похоронен Роберт Брюс, национальный герой страны. Семья Эндрю была радикально настроена по отношению к британскому подданству. Карнеги вспоминает, как в их доме был спрятан революционный флаг и как дядя будущего предпринимателя, проводивший незаконные сборы, попал в заключение. Эндрю ненавидел короля и английское дворянство - повзрослев, он подчеркивал, что родословная ровно ничего не значит, а привилегированные должности часто занимают люди, которым не под силу им соответствовать.




Промышленная революция нанесла ущерб семье Карнеги: отец предпринимателя стал зарабатывать гораздо меньше. Чтобы решить финансовые трудности, мать Эндрю открыла небольшую лавку. В школу Эндрю отправился по уговору - лишь тогда, когда сам захотел. Родителям пришлось договориться с преподавателем Робертом Мартином, чтобы тот заинтересовал мальчика. Учиться мальчику понравилось, и он старался не пропускать занятия, хотя в школе его дразнили и насмехались над его патриотизмом. Роберт Мартин станет для Карнеги авторитетом, как и дядя предпринимателя Джордж Лодер, тоже принимавший участие в его обучении.

В 1848 году отец Эндрю решил взять денег в долг и перевезти семью в США. Эндрю переезжать не хотел, но не мог ни на что повлиять. Конечной целью путешествия был город Аллегейни в Пенсильвании, где у семьи Карнеги были родственники и друзья. Отец предпринимателя вскоре занялся ткацким делом, но на этот раз не смог найти торговца и продавал товар сам. Его жена начала работать в мастерской по починке обуви.



Эндрю в возрасте 16 лет со своим братом Томасом
Эндрю долго искал, чем заняться ему. В итоге все вышло само собой: Карнеги-старший приступил к работе на ткацкой фабрике и взял с собой Эндрю, который должен был наматывать катушки. Платили за это 80 центов в месяц. Работать было тяжело и скучно, но Эндрю был рад, что помогает семье. Вскоре Джон Хэй переманил Эндрю на другую фабрику: он стал кочегаром, и теперь ему платили два доллара в неделю. Работа была тяжелая, Карнеги страшно было ошибиться, и ему стали сниться кошмары.

Вскоре Хэй заметил, что Эндрю смышленый юноша с каллиграфическим почерком, и поручил ему помощь с бухгалтерией. Ничего сложного от будущего бизнесмена не требовалось - он просто переписывал цифры. На фабрике он получил еще несколько обязанностей, но в целом был измотан этой работой, а потому с радостью перешел на другую, как только появилась возможность. Когда Эндрю было 15 лет, его дядя Хоган, друживший c одним из руководителей питтсбургского отделения Ohio Telegraph, предложил племянника на должность рассыльного. Отец Эндрю счел работу опасной для сына, но поддался на уговоры родственников.



Карнеги с женой
Карнеги легко адаптировался к новой работе. Здесь его энергия нашла применение: он каждый день узнавал что-то новое, знакомился с интересными людьми. Одним из них был Эдвин Стентон, который со временем станет генеральным прокурором США, а затем военным министром. Работать юноше приходилось много, но платили хорошо, а за доставку писем в удаленные части города добавляли бонусы.

Однажды местный житель, полковник Андерсон, объявил через газету, что предоставляет мальчикам-рабочим доступ к своей огромной библиотеке. Карнеги таким же способом попросил Андерсона включить в список еще и рассыльных и добился своего, а после познакомился с полковником. Благодаря этой библиотеке Карнеги прочитал множество книг.



Работа в Pennsylvania Railroad
Работая рассыльным, Карнеги преуспевал, и вскоре ему даже стали платить больше - около $13,5 в месяц вместо $10. Вскоре он научился пользоваться телеграфом и заменил оператора в соседнем городке, а потом занял эту должность на постоянной основе в Питтсбурге. После трех лет работы Карнеги Томас Скотт, глава местного отделения Pennsylvania Railroad, предложил ему должность секретаря и телеграфиста.



Зарплата составляла $35 в месяц, работа считалась престижной и многообещающей. Дороги тогда были только одноколейными, движение шло со сбоями, а работу затрудняли различные мелкие аварии. Однажды такая авария произошла в день, когда трудоголик Скотт опоздал на службу: движение встало, и всюду царил хаос. Карнеги не нашел босса и решил действовать на свой страх и риск. Ответственность на нем лежала колоссальная, но он отлично справился и восстановил движение поездов. Скотт отреагировал на действия секретаря сдержанно, и Эндрю сначала испугался, что сделал что-то не так. Лишь через какое-то время он узнал, что Скотт одобрил его действия.

В дальнейшем Карнеги постоянно контролировал и курировал движение поездов. В 1856 году Скотта повысили до директора Пенсильванской железной дороги, и он забрал секретаря с собой в Алтуну. Для Карнеги переезд в другой город был довольно болезненным событием, но из карьерных соображений он согласился. На новом месте Эндрю столкнулсся со стачками. Однажды он по счастливой случайности узнал о готовящейся забастовке и листе с подписями и требованиями. Карнеги сразу же передал информацию Скотту, и тот объявил рабочим, что участники стачки будут уволены. Забастовку удалось остановить.

В этот же период Карнеги, пользуясь поддержкой и советами Скотта, начал инвестировать. Первые $500, ради которых пришлось заложить часть своего имущества, он внес в компанию Adams Express, на чем получил солидную прибыль. Есть версия, что ему помогла мать, взявшая для этого кредит. Вырученные на инвестициях деньги были своего рода подушкой безопасности в первых начинаниях Карнеги. Встречаются сведения, что в середине 1860-х и в начале 1870-х годов он ездил в Англию, где продавал облигации железнодорожных и мостовых компаний.



Еще одно успешное вложение Карнеги сделал после знакомства с Теодором Вудраффом, владельцем патента на производство спальных вагонов. Они вместе ехали в поезде, и Эндрю так понравилась идея Вудраффа, что он помог продвинуть ее Томасу Скотту. Вудрафф предложил Карнеги принять участие в деле. За $217, которые были взяты в банке, Эндрю получил восьмую часть бизнеса. Кредит ему дали легко: в городе знали, что Карнеги умеет вести дела. Вложение в спальные вагоны вскоре окупило себя, и Карнеги неплохо на нем зарабатывал. Позже он обеспечит слияние этой компании с фирмой Пульмана. Так появилась «Компания Пульмановских спальных вагонов».



В 1859 году Скотт получил очередное повышение. Карнеги готовился снова переехать вместе с ним, но получил более интересное предложение - возглавить Питтсбургское отделение, где когда-то начиналась его карьера. Официально он приступил к делам в 1860 году. Из-за проблем с рельсами и задержек поездов он иногда неделями безвылазно оставался на работе.

В 1861 году началась Гражданская война. Республиканец и противник рабства, Карнеги был убежденным сторонником северян. Скотт в это время стал одним из помощников военного министра и вызвал Эндрю в Вашингтон, чтобы он занялся военными перевозками и налаживанием связи. Карнеги играл важную роль в процессе транспортировки и снабжения войск, он сам выезжал на места, если обнаруживались повреждения железнодорожной линии. Тогда он получил возможность общаться с первыми лицами государства, в том числе и с Линкольном. Карнеги и Скотту получили полномочия действовать даже без официального приказа, если понадобится.



Наладив железнодорожное сообщение в Вашингтоне, Скотт решил вернуться к работе в Питтсбургской железнодорожной компании. Карнеги также вернулся на должность главы отделения, но вскоре заболел - одной из причин стало изнеможение от тяжелой работы. Он вспоминал, как получил солнечный удар, долго от него восстанавливался, а после с трудом мог выносить летнюю жару.

Получив отпуск от компании, Карнеги отправился на родину в Шотландию, но там простудился и пролежал около шести недель. Лечили его кровопусканиями, что тоже не лучшим образом сказалось на процессе выздоровления. Правда, морская поездка назад в США помогла ему восстановить здоровье, и он вновь вернулся на работу, с которой ушел в 1865 году, когда его предприятия стали демонстрировать стабильный рост.

Создание Keystone Bridge Company и другие проекты
Работая в железнодорожной компании, Эндрю оценил важность хорошего металла и возможные выгоды от его использования. Мосты в то время все еще были деревянными, и в военное время они легко разрушались, что затрудняло движение, поэтому в 1862 году Карнеги учредил компанию, занимающуюся возведением железных мостов.

В компанию он пригласил Джона Пайпера, Аарона Шиффлера и Якоба Линвилла, который уже успел возвести один такой мост. Последним участником стал Томас Скотт. Каждый из них вложил в дело $1200. Компания получила название Piper and Shiffler, а в 1865 году была переименована в Keystone Bridge Company.



Свою долю в фирме Карнеги оплатил новым банковским займом. Вскоре компания обзавелась несколькими мастерскими, работали здесь в основном с чугуном. Заказы брали у железнодорожных компаний. Первым крупным проектом Keystone Bridge Company стал мост через реку Огайо длиной более чем в 90 метров. Этот проект вызвал сомнение у партнеров Карнеги, но он сам считал, что им по силам его воплотить. Заказчики моста также сомневались, считая, что такая конструкция не выдержит даже своего веса.

Карнеги считал, что на этом проекте он заработает достаточно для дальнейшего развития компании и увеличения собственного состояния. На деле все оказалось гораздо сложнее, и предприниматель понял, что за счастье будет хотя бы не работать в убыток. Карнеги повезло: оценившие стоимость железнодорожники увеличили обговоренную сумму, и это обеспечило безубыточность предприятия. Платить было за что: компания Карнеги ставила во главу угла качество, и те же фермы моста они делали из стали, что обеспечивало конструкции прочность.

Первые успехи вскоре расширили сферу деятельности Keystone Bridge Company, но Карнеги не всегда удавалось легко получить контракт. В автобиографии он приводит в пример конкурс на возведение Дубьюкского железнодорожнего моста. Во время переговоров стало известно, что заказчики собираются воспользоваться услугами фирмы, которая требует меньшую сумму. Карнеги начал дискуссию с руководством заказчиков: он объяснил им, почему качество всегда стоит дороже, и указал на то, что конкуренты используют в качестве материала для ферм чугун (это могло привести к разрушению моста). Присутствующие были вынуждены согласиться и предложили контракт Карнеги, если он сделает небольшую скидку. Предприниматель легко согласился и принялся за воплощение проекта. Мост был открыт в 1868 году.



Одним из самых знаменитых мостов, возведенных Keystone Bridge Company, стал железнодорожный мост Идса в Сент-Луисе. Его автором стал известный инженер-конструктор Джеймс Идс. Карнеги знал о скором наступлении эры стали, а потому строить было решено из этого материала. Идс тщательно подбирал все детали к новому мосту, требуя их замены в случае малейших отклонений, и Карнеги удовлетворял все его просьбы. Первый в мире мост из стали был открыт в 1874 году.



Карнеги быстро оценил преимущества кованого железа и решил заняться металлургией. Его друзья Генри Фиппс и Томас Миллер тогда были акционерами небольшого завода Iron City Forge, который создали братья Антон и Эндрю Кломаны. Все было хорошо, пока Миллер не начал выкупать акции Антона Кломана и еще одного мелкого акционера - таким образом он получил почти половину фирмы. Между Эндрю Кломаном, Миллером и Фиппсом вспыхнул спор, они не смогли найти компромисс и обратились к Эндрю Карнеги.

Тот согласился помочь и разработал новые уставные документы. Вдобавок он вложил свои деньги и сделал пайщиком Iron City Forge своего брата Томаса. В итоге Миллер был вытеснен из компании, а Томас Карнеги получил долю побольше.

Окончательно оставив Iron City Forge, Миллер создал новую компанию - Cyclops Iron Foundry. Его партнером стал Эндрю Карнеги. Их предприятие начало работать в 1864 году, а через год Эндрю по просьбе Кломана, Фиппса и своего брата Томаса объединил оба завода в компанию Union Iron Mills. Сам он стал ее президентом, а Томас - вице-президентом. Созданная Карнеги компания стала поставщиком железных деталей для Keystone Bridge Company. Она, в свою очередь, часто получала контракты на постройку железнодорожных мостов от Pennsylvania Railroad.



Для увеличения мощностей предприятия Карнеги приобретал землю и строил новые мастерские. Параллельно он искал способы добиться лучшего качества производства и устойчивости предприятия. В то время управляющие металлургическими производствами с трудом могли высчитать точные расходы на издержки и реальную стоимость производства. Заканчивалось это плохо - дефицитами и разорениями. Карнеги же ввел систему контроля и специальные стандарты по изготовлению продукции. Главной ее целью было заставить всех рабочих и руководителей трудиться с наименьшими затратами.

Вводить систему было сложно, и сотрудники всех уровней безуспешно пытались сопротивляться решению Карнеги. В итоге они оказались под жестким контролем: Эндрю знал, как идут рабочие процессы, насколько эффективны сотрудники и нет ли чрезмерного использования ресурсов.

К своим рабочим Карнеги на первый взгляд относился лояльно и поддерживал профсоюзы, но работать на него было тяжело. На заводах Карнеги царила жесткая дисциплина, люди работали сверхурочно за невысокую плату. У каждого рабочего был план - если он с ним не справлялся, его увольняли. Часть исследователей перекладывает ответственность за такой режим на управляющих предприятий, но вряд ли Карнеги не знал, что происходит на его заводах.



В начале 1864 года Карнеги приобрел нефтяные скважины у фермы Стори за $40 тысяч. По совету Уильяма Коулмена, ставшего партнером Эндрю, часть нефти специально собирали в огромный резервуар. В их планах было начать продажи, когда большая часть месторождений иссякнет.

К сожалению, Карнеги и Коулмен не учли особенности этого рынка и природные богатства США и особой прибыли от этого замысла не получили. Покупка все равно была удачной, так как через год наличные дивиденды Карнеги составили около $1 млн. Эти деньги предприниматель пустил на расширение своего бизнеса и в первую очередь металлургических заводов.

Становясь все богаче, Карнеги не сбрасывал обороты. Он не обходился заводами и приобретал земельные участки, ориентируясь на их возможную стоимость в будущем. Самые крупные его сделки были связаны с продажей земли железнодорожным и нефтяным компаниям.



Одним из покупателей участков Карнеги называют и Рокфеллера, хотя это сомнительный факт: предприниматели враждовали друг с другом. Некоторые источники считают, что Карнеги винил Рокфеллера в кризисе отрасли, который стал косвенной причиной смерти Томаса Скотта. Другие считают, что причиной была разница предпринимателей во взглядах и в отношениях к рабочим. На Рождество они обменивались ироничными подарками: Рокфеллер отправлял Карнеги копеечные жилеты, намекая на бедное детство магната, а Карнеги посылал непьющему Рокфеллеру бутылку виски.




В 1870 году Карнеги распорядился построить на своем предприятии первую доменную печь, чтобы производить чугун самостоятельно, а не закупать. Эта печь давала 100 тонн чугуна в день, что было на то время рекордом. Карнеги, в отличие от тогдашних промышленников, начал нанимать химиков для контроля производства чугуна. Они помогли наладить производство и повлияли на выбор рудников для закупки железной руды. Карнеги подчеркивает, что решение использовать профессионалов благотворно повлияло на успех предприятия. Еще одной инновацией стала постройка коксовальных печей, технологию которых в Англии изучил двоюродный брат Карнеги. Благодаря связям Эндрю удалось получить договор с железнодорожными компаниями, которые охотно покупали полученный кокс.

Продолжение следует

Источник

Добавиться в друзья можно вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

бангстеры, банки, олигархи, богачи, крупный капитал, спекуляции

Previous post Next post
Up