22 октября 2011 г.
Я всегда любил космическую тематику, будь это кино, или просто фотографии из космоса. Я порою по несколько раз перечитываю в википедии тематические статьи про черную дыру, про космические струны, про наши планеты в надежде получить новую информацию о них. Конечно, информация поступает скупо. Фотографии далеких объектов не вызывают восхищения, потому что фототехника еще не способна запечатлеть даже ближайшую экзопланету к солнечной системе во всех подробностях.
Для фотографирования планет Солнечной системы отправляют к ним зонды, которые разгоняются до скоростей, недоступным нам для восприятия. Самым быстрым рукотворным объектом в настоящее время является зонд Вояджер-1, который уже покинул Солнечную систему и вышел в межзвездное пространство. На этот вояж ему потребовалось 37 лет. То есть для того, чтобы хотя бы выйти за пределы материнской системы необходимо потратить полжизни. Поэтому сейчас даже нечего говорить о путешествиях в другие системы.
Да что греха таить, даже экспедиция на Марс требует нескольких лет. На протяжении 4 лет проводился эксперимент по имитации пилотируемого полета к Марс в программе Марс-500. Ученые тестировали людей, закрыв их в замкнутое пространство бутафорского космического корабля на 14, 105 и 520 дней.
В настоящее время в освоении космоса люди уже достигли Луны. С 1969 по 1972 годы было совершено 7 экспедиций, одна из которых едва не закончилась трагедией. Между прочим, по иронии судьбы экипаж Аполлона-13 залетел на самую дальнюю точку от Земли, так как для возврата им пришлось воспользоваться гравитацией Луны и облететь ее вокруг, что дрегие Аполлоны не делали, так как их цель была посадка.
После 1972 года в истории космонавтики произошло тысяча событий и было произведено тысяча открытий, но все это было интересно лишь узкому кругу людей. Интерес общественности пропал. В 1961 году жители СССР устроили массовые гуляния в честь первого пилотируемого полета Юрия Гагарина, а высадка на Луну в 1969 году транслировалась в прямом эфире, который посмотрело невероятное количество телезрителей.
Лично мне кажется, что космонавтика замерла на месте. Уже 40 лет человек дальше околоземной орбиты не забирается. Полеты на МКС стали рутиной, где проводят исследования, о которых слабо освещает СМИ. Причин масса. Во-первых, отсутствует научный проводник. У человечества нет катализатора, способного дать толчок развитию межпланетных двигателей. Всем известно, что для преодоления земного притяжения требуется целых три ступени в ракете с кучей топлива. А чтобы улететь на Марс нужно развить скорость 11,2 км/с (вторая космическая скорость). Эта скорость позволит выйти из-под действия земного притяжения. Второй причиной стагнации является сверхдороговизна любых полетов. Американцы не просто так перестали кататься на Луну. Это оказалось очень и очень дорого, а налогоплательщики стали проявлять недовольство, ибо, по их мнению, ничего интересного на Луне не было.
Но мне кажется, что когда-нибудь все изменится. Китайцы уже планируют станцию на Луне, американцы недавно провели тестирование своего нового пилотируемого корабля, способного добраться и до Марса. Так что ждем.
А пока можно поностальгировать и посетить Музей космонавтики в Москве, который располагается возле ВДНХ. Над музеем располагается памятник в виде ракеты, уходящей далеко ввысь. Эта архитектурная особенность позволяет всем увидеть музей даже издалека.
Внутри он мне изначально показался маленьким, но как потом выяснилось, там за стенкой расположился огромный музей с большим количеством выставочных экспонатов.
Львиная доля представленных в музее экспозиций ностальгирует о 60-х-70-х годах. С 1957 по 1975 годы между США и СССР шло ожесточенное соперничество за лидерство в космической гонке. В музее представлены в основном достижения советской науки.
История космонавтики зарождалась с идей Константина Циолковского и с разработок немецких ученых во главе с Вернером фон Брауном в области ракетостроения. Вермахт создавал ракету Фау для бомбардировки своих врагов на дальнем расстоянии, в частности планировалось обстреливать Соединенные штаты. Но к счастью для всех, немцы не успели довести разработки до конца, и от ракеты Фау-2 пострадали только британцы.
А действительно все началось в 1957, когда на орбиту земли вывели Первый искусственный спутник Земли. Запуск этого простейшего аппарата стал отправной точкой в космонавтике. До 1957 года рукотворные человеческие объекты достигали лишь верхних слоев атмосферы (ракеты вермахта Фау-2). Спутник-1 всего лишь бипикал по радиосигналу, но человечество уже было в восторге. К сожалению, первый спутник не мог поддерживать орбиту и сгорел в плотных слоях атмосферы, но в космосе он пролетал почти три месяца, но старт был дан.
Следующей вехой стали полеты животных. Всем конечно же знакомы Белка и Стрелка, которые успешно вернулись из космоса в 1960 году. После возвращения на Землю собаки стали звездами. Они прожили долгую жизнь, принесли потомство, но их никогда не забывали. Зато как-то неохотно мы вспоминаем о другой собаке, которая летала в космос.
В 1957 году Лайку отправили в космос. Она стала первым живым существом в космосе, но популярность не приобрела из-за трагической кончины. Дело в том, что ее отправляли в космос на смерть, без предполагаемого возврата. Собака погибла через 5 часов после старта от ужасного стресса и перегрева, хотя власти СССР передавали информацию о состоянии здоровья Лайки еще 7 дней (сколько и предполагалось, что собака проживет на орбите).
Я думаю весь трагизм ситуации передает слова одного из участников проекта О. Газенко: «Сам по себе запуск и получение… информации - всё очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть эту Лайку, что она там погибает, и что ты ничего не можешь сделать, и что никто, не только я, никто не может её вернуть, потому что нет системы для возвращения, это какое-то очень тяжёлое ощущение. Знаете? Когда я с космодрома вернулся в Москву, и какое-то время ещё ликование было: выступления по радио, в газетах, я уехал за город. Понимаете? Хотелось какого-то уединения».
Но Лайка не стала последней жертвой космоса. В 1969 году и 1971 году погибали советские космонавты, а в 1986 и 2003 году погибли экипажи американских шаттлов.
Макет научно-исследовательского судна класса КИК (Корабль измерительного комплекса). Такие суда изначально были спроектированы для контроля за испытанием межконтинентальных баллистических ракет. По указанию центра гражданские корабли были оснащены передовой техникой для слежения и контроля за орбитой ракет. А уже в 1961 году такой военный корабль использовался для отслеживания полета Ю. Гагарина. И впоследствии без КИК не обходился ни один полет орбиту, хотя свои изначальные функции они не потеряли. Как и ранее, любые испытания ядерных боеголовок проходили под их контролем.
А дальше все завертелось с невероятной быстротой. Уже в 1959 году первый рукотворный объект приземлился на Луне. К 1961 году станция Венера-1, хоть и не работающая, но все же достигла второй планеты Солнечной системы. Но уже к 1962 году станция Венера-2 достигла места назначения и стала передавать ценные данные, а в 1964 человечество достигло Марса.
А про Юрия Алексеевича Гагарина конечно же знает каждый школьник. Доставка первого человека в космос сопровождалось напряженной подготовкой, засекреченной от вражеских спецслужб. Советский Союз хотел быть первым во всем, но в особенности, первым представителем в космосе должен был стать гражданин СССР. Гагарин после полета стал звездой мирового масштаба и оставшиеся 7 лет жизни страдал от излишнего внимания.
В 1964 году состоялся первый в истории выход в открытый космос Алексея Леонова. СССР и здесь обошел американцев. Выход в безвоздушное пространство, вакуум стал возможен благодаря защитному скафандру. На самом деле, космос зверски опасен. Вакуум способен убить человека за считанные секунды, и для этого достаточно маленького прокола в скафандре. Солнечная радиация жалит беспощадно, поэтому при выходе в открытый космос в неудачное время, например, во время вспышек на Солнце, можно получить долю радиации большую, чем заработали ликвидаторы Чернобыльской аварии. Но людей это не останавливало. С 1961 года по настоящее время в космосе побывало уже более 200 человек, в том числе и 7 космических туристов, богатых миллиардеров. В 2014 году полет на орбиту не воспринимается чем-то значительным, но для простого обывателя желание побывать там, наверху, еще остается желанной мечтой.
США проигрывало космическую гонку, поэтому НАСА готовила свой ответ. Пилотируемые полеты на Луну и посадка на нее. Программа Аполлон также известна всему миру. Каждый школьник также знает фамилию Нила Армстронга, ступившего на лунную поверхность в 1969 году. Американцы летали к Луне 8 раз: состоялось шесть высадок на Луну и дважды люди пролетали на орбите (один раз вынужденно из-за аварии). После 1972 года интерес к Луне пропал, и космическая эйфория стала уходить на нет.
Русские смогли лишь ответить американцам Луноходом. Ни один гражданин СССР никогда не ступал на лунные земли, но в 1970 году по Луне стала ездить дорогущая научная станция, идеи от которой перейдут в последствии и к Марсоходам.
Далее в 1973 году земляне достигли Меркурия и Юпитера. Конечно, под землянами понимается разлапистый аппарат весом в несколько тонн. Ни одна живая душа дальше Луны не залетала никогда. В 1976 г. Человечество приблизилось к Солнце на максимально возможное расстояние, через три года увидели Сатурн вблизи, а через 8 лет Уран, а затем и Нептун. А в 1975 году с Земли стартовал Вояджер-1, который к 2014 году покинул Солнечную систему, став самым дальним рукотворным объектом землян.
В 1975 году закончилась космическая гонка после стыковки двух кораблей соперничающих держав. Союз-Аполлон стал символом примирения и признания ничейного результата. Хотя после указанной даты Американцы построили шаттлы, многоразовые космические корабли, а русские так и не смогли ввести в эксплуатацию свой Буран. По иронии судьбы американская космическая программа проработала до 2011 года, после чего шаттлы были списаны, и в космос людей стали отправлять российские ракеты Союз.
Но зато в ответ, русские построили легендарную станцию «Мир», проработавшая с 1986 по 2001 год, а потом замененная на МКС, ставшая действительно международной. Станция «Мир» уже не была первой станцией на орбите. Напротив, это был проект эволюции пилотируемых станций в околоземном пространстве, над которым корпело более тысячи человек. Первой пилотируемой орбитальной станцией стал советский «Салют-1», направленный в космос в 1971 году. Станция не принесла удачи СССР. Первый экипаж не смог состыковаться с нею и улетел восвояси, а второй экипаж погиб при приземлении после 22 дней работы на станции. Советские ученые выпустили в космос 8 станций проекта «Салют», соответственно, Мир и был этим последним Салютом. С 1986 по 1991 г. над землей парило 2 космические станции Салют-7 и Мир. К 2001 г. станция Мир уже морально устарела и ее утопили в тихом океане. Так как это была самым огромным инженерным сооружением в космосе, то процесс спускания ее с орбиты был распланирован очень и очень тщательно, чтобы не дай бог она шлепнулась на людские города.
Забавно, станция Мир отработала 15 лет в космосе. Во всемирно известном фильме «Армагеддон» режиссер смеялся над русскими, которые используют в космосе древнюю «халупу», указав, что в Америке машины столько не служат своим владельцам, сколько станция Мир русским. А забавного тут вот что - МКС выведена на орбиту в 1998 году и уже побила рекорды станции Мир. В 2014 году ей исполнилось 16 лет. А шаттлы, которыми гордилась вся Америка, и того старше были в последний день эксплуатации. Дискавери работала с 1984 по 2011 г. (27 лет), Атлантис - с 1985 по 2011 (26 лет), Колумбия с 1979 по 2003 (24 года), а Индевор с 1992 по 2011 (19 лет). Так что слишком пафосно это звучало в кино. А если так посмотреть, космос - это не Земля. Вояджер-1 уже в космосе с 1977 года и улетел на расстояние 19 миллиардов километров и до сих пор работает. Этот аппарат работает уже 37 лет и по оценкам ученым проработает еще лет 10-15.
К 2014 году попасть на орбиту по-прежнему крайне сложно. Не сбылись прогнозы о первой постоянной станции на Луне, люди не достигли Марса, а полет на МКС стоит миллионы долларов. Даже хуже. Миллионеры сейчас туда и попасть не могут, так как мест нет. Все забито за космонавтами. С 2001 по 2009 годы 7 крупных миллиардеров побывали на МКС. За двухнедельный отпуск в космосе каждый их них выложил от 20 до 35 миллионов долларов. А турист Чарльз Симони даже дважды побывал на орбитальной станции. Но с 2009 года даже богатым дядькам нельзя слетать в космос, так как американцы с 2011 г. не отправляют на орбиту своих астронавтов, так как свернули программу «Спейс Шаттл», а русских кораблей Союз недостаточно, чтобы пускать туда еще ненужных туристов.
Первым космическим туристом должна была стать обыкновенная американская учительница-передовик Кристи Маколифф, любящая мать и жена. Образцовая женщина, американка. Но ей не повезло оказаться в Челенджере в 1986 году. Ужасная катастрофа подорвала идею космического туризма на корню. В 1990 и 1991 г. в космосе побывали непрофессионалы, но их отправляли в космос за счет крупных компаний. Таким образом, первым «туристом» в космосе можно назвать японского журналиста Тоёхиро Акияму. Но все-таки Деннис Тито самый настоящий турист, так как оплатил полет за свой счет.
После 2009 г. частные компании не оставляют попыток запустить на орбиту жаждущих. Ценник уже не заоблачный - всего 250 тысяч долларов, но деньги требуют уже сейчас. На эти средства и ведется финансирование. На самом деле богачи всего мира вносят это все как пожертвования, который возможно при их жизни окупятся с лихвой самым запоминающимся полетом. Лидерами рынка космических путешествий сейчас являются компании Virgin Galactic, Bigelow Aerospace, Space Adventures.
Virgin Galactic уже вовсю ведет испытание своего корабля SpaceShipTwo, но пока ее постигают неудачи. В 2014 г. корабль потерпел крушение, что отодвинуло полеты в будущее. Bigelow Aerospace уже запустили на орбиту надувные космические станции Genesis. Пока они не обитаемы, но проект продолжает развиваться. Но самым удачным участником рынка космических услуг остается Space Adventures, организовавшие полеты 7 миллиардеров в космос.
Для тех, кто хочет хоть чуть-чуть почувствовать космоса, остается лишь полетать на самолете, в котором создается искусственная невесомость, как на фотографии ниже. В Звездном городке пускают туристов полетать на самолете, в котором отключается гравитация. Самолет сперва летит вверх, от чего пассажир испытывает перегрузки, а затем круто вниз и… началось. Пока только так. Жаль, увидеть Землю, Луну вблизи уж очень хочется. Но как. Если даже полет из Москвы в Австралию стоит больших денег, то что говорить о космосе.
Причем, даже в те годы, когда туристов пускали на МКС, не каждый из них проходил по состоянию здоровья. От космонавта требуют колоссальной выносливости и навыков выживания. Поэтому даже простой насморк может стать серьезной проблемой при полете.
В 2014 году человеческие аппараты уже курсируют по Марсу. Curiosity и Opportunity сейчас собирают данные о красной планете и чуть ли на каждый месяц выдают по «сенсации», раздуваемой прессой. Все жаждут найти на Марсе жизнь и внеземлян, вот и видят в каждом бугре и следе признаки древних цивилизаций. В 2020 году обещают направить на Марс людей - так что ждем.
Изучение космоса очень важный аспект для выживания землян. Наша цивилизация насчитывает всего 7-8 тысяч лет, а люди как биологический вид выделились где 2-3 миллиона лет назад. До нас были динозавры, но они вымерли. По мнению некоторых ученых причиной послужил огромный метеорит, грохнувшийся на землю миллионы лет назад. И кто сказал, что не прилетит следующий. В Челябинске небольшой метеорит, ворвавшийся в атмосферу, напугал все окрестное население, как будто началась война. И освоение космоса позволит контролировать эти летающие камушки размером с дом, футбольное поле и даже с Люксембург.
Но когда человечество выйдет за пределы Солнечной системы или освоит Галактику - не известно. Для такого требуется достигнуть скорости света, но даже ближайшая звезда Альфа Центавра находится на расстоянии 4,36 световых лет. А сверхсветовая скорость по теориям пока не достижима, но теории теориями, а все возможно. Теория относительности не отрицает существование кротовых нор, трубы Красникова или пузыря Альбукерке, но для достижения сверхсветовой скорость нужно научится искривлять и сжимать пространство.
После просмотра экспозиции музея мы наткнулись на юмористическую выставку рисунков «Улыбка Гагарина».
Адрес музея: г. Москва, проспект Мира, д. 111 (метро ВДНХ)
Адрес проживания: г. Москва, проспект Мира, д. 205 (метро Ботанический сад)