Я очень люблю историю и не упускаю случая почитать про прошлые события, так как порою в них можно увидеть настоящее. Когда путешествуешь по миру, то история становится спутником туриста на протяжении всего отпуска. Почему вся научная база использует слова греческого происхождения? Почему звездное небо Северного мира сплошь и рядом заселено героями греческих мифов? Каким образом античная история Греции повлияла на мировую культуру? И как же получилось так, что величайшая цивилизация мира за тысячелетия превратилась в задворки Восточной Европы? И откуда вообще появилось государство Греция? Эти вопросы мне были интересны, и я решил восполнить пробел и ознакомиться с историей этого государства. В статье я сделаю краткий обзор событий, происходивших на землях, которые сейчас заняты Грецией, конечно же, с моими умозаключениями.
Юг Балканского полуострова был отличным местом, чтобы там зародилась одна из величайших цивилизаций прошлого. А что? Тепло, сухо, море рядом. Всякие воинствующие египтяшки, финикийцы и прочие народы моря обитали далеко, а северные варвары еще не научились какать сидя, чтобы идти с войной на кого-либо. Земли в Греции плодородные, хотя и засушливые, но севернее-то вообще можно околеть. Зато пастбищ тут видимо не видимо, разводи скотину сколько душе угодно. Поэтому древние греки и стали сильным народом, звезды отлично сошлись на небе в те годы.
Правда, до величия была еще тысяча лет. Первая проба пера состоялась на острове Крит и прочих островах Эгейского моря, где жившие там человеки стали строить грандиозные на тот момент дворцы и изобрели письменность, которую современные яйцеголовики даже расшифровать не могут. На полуострове еще разговаривать-то толком не умели, а жители островов на хороших харчах и при отсутствии вражин стали рассекать по морю и богатеть. Критяне настолько были уверены в себе, что даже не строили крепостей. А зачем тратить драгоценные ресурсы, если все равно в округе нет никого, кто бы смог доплыть до острова и навалять люлей. Жители континентальной Эллады максимум на что были способны, так это найти несколько трухлявых деревяшек в лесу и соорудить плот, на котором через речку было бы ссыкотно переплывать, не говоря уже о морских просторах. Самым грозным царем этого периода был легендарный Минос, который успешно нагнул всю округу и создал самое могущественное государство. Он был настолько крутой, что у него родился звероподобный сынок Минотавр, которому он скармливал чумазых девок с полуострова.
Конечно же, рано или поздно халява кончилась. В первую очередь, зарвавшиеся критяне получили по заслугам от матушки-природы. Вулкан Санторин неожиданно взял да и грохнул, создав в спокойном Средиземном море, мать ее, цунами. Вот бы сейчас обделались богатые толстосумы с Лазурного берега, узнай про реальную вулканическую активность всегда спокойного региона. Тот катаклизм показал минойцам кузькину мать. Спустя много-много столетий, на основе этой истории, создали миф об Атлантиде, великом государстве богоподобных Атлантов, которое поглотило море. Хотя, на мой взгляд, вряд ли какой-то взрыв вулканического пепла способен уничтожить цивилизацию. Цунами и плохая видимость в солнечный день - это все неприятные истории, но живучие человечишки способны пережить, наверное, ядерную войну, а уж обычный взрыв из-под земли и подавно. Поэтому, скорее всего, беспечная цивилизация Крита разложилась сама по себе. Отсутствие угроз из вне и шикарная жизнь привела к восстаниям и борьбе за власть (как же это скучно). А когда возмужавшие греки-ахейцы научились строить корабли, то месть за сотни лет унижения не оставила себя ждать. Планировался махач мирового масштаба, но захватывать было уже некого, на Крите не осталось никого, кто смог бы дать отпор. Грекам отдали в пользование все эти шикарные дворцы просто так.
Что же это за ахейцы такие и откуда они взялись. А ахейцы - это одно из четырех грекоязычных племен, прибежавших с севера на райские средиземноморские кущи. Пока на Крите царствовали минойцы, юг Балкан был заселен всякими различными племенами, которые по-гречески не балакали. Ахейцы не приходили единой волной, они медленно растворялись в пестром элладском супчике, подминая под себя коренных жителей, пеласгов. Гордые минойцы даже и не заметили подмены. Они все думали, что на континенте живут все те же чумазые слабаки, которых скармливали минотавру, а то, что они говорили на другом языке - да кто же там разберется в их тарабарщине. Ахейцы тихой сапой построили города Афины, Микены и Аргос, стали там тренироваться играм престолов. Учились у островитян уму разуму, с уважением перенимали все самое лучшее и отвергая все самое худшее. Причем, что характерно, коренные народы Эллады, те самые никому не известные пеласги, считались гораздо более образованным и культурным народом, в отличие от варваров-ахейцев, но их легко смели с греческого небосклона. А все почему, ум и культура ничто без хорошего воинственного настроя. Ахейцы драться умели, а пеласги нет. А культуру можно и попозже развить, что пришельцы с севера и сделали. Причем, если критяне контролировали только прибрежные поселения, не рискуя соваться в глухоманские степи и горы, то ахейцы уже вовсю властвовали на территории Пелопоннеса, Аттики и даже Кикладских островов. Так что не удивительно, что они, в конце концов, захватили Крит.
И, как следует всем правилам хорошего тона, как только ахейские вожди примели корону мирового владычества, то сразу же стали грызться между собой за власть. Общего врага же уже не было. Два крупных города Микены и Аргос ежегодно устраивали чемпионат по выпиливанию собственных граждан. Аргосцы вроде в начале побеждали, золотые медали победителей уже примеривали, но микенцы собрались духом и вынесли своих соперников вперед ногам на свалку истории. Когда цари победителей осознали, что больше врагов в округе нет, то стали искать себе новых соперников, а то скучно им как-то жилось. А тут глядь, где-то за Эгейским морем град стоит, с мощными стенами, богатой сокровищницей и целой кучей недовольных беженцев, сбежавших от воинствующих ахейцев под покровительство доброго царя Приама. А тут еще его сынок утащил у спартанского царя, считай, невесту, подлюка. И волна греков устремилась на восток. Вперед, в Трою, сказал царь Агамемнон всей Элладе. Собрали такую толпу всякого сброда, что получилась целая поэма про героев. Никому не удалось увильнуть от воинского призыва. Военкому даже сумасшествие было не помеха. Годен к штыковому бою, сказал Агамемнон самому известному уклонисту от воинской службы, Одиссею с Итаки. Десять лет не могли победить Трою, вот это было противостояние. В итоге, Одиссей решил, что так он домой еще долго не вернется, и предложил обмануть гордых троянцев, одарив их деревянным конем с группой спецназа в его брюхе. Обалдевшие от счастья защитники города перепились до скотского состояния, празднуя победу в Великой Войне, что дало гоп-компании греков открыть ворота и пустить в Трою жадную до крови армию. Победа. Но рано радоваться. Масштабное рубилово так сильно ослабило позиции ахейцев, в результате чего Эллада стала лакомым кусочком для новой волны пришельцев с севера.
Вечное движение народов в Древние времена всегда было бичом ранних государств. Живет себе хорошая и цивилизованная, по тем меркам, страна. А тут бац, откуда ни возьмись, приходят быдло-варвары и всех с легкостью выкашивают. Как? Они же, черт их задери, варвары, с кем они научились так воевать, если только мы знаем все тонкости ведения боевых действий. А это не важно. Пришельцы идут строем, единым кулаком, и не цапаются друг с другом по пустякам. А вот завоеванные народы, как раз, уже давно живут как змеи в террариуме. И получается, что необразованные воины с легкостью завоевывают цивилизованные государства. Так же случилось и с Грецией. После эпичной Троянской войны ахейцы снова начали грызться друг с другом, в результате чего пришлые дорийцы без проблем захватили власть в Элладе. Новые завоеватели были не такими либеральными, как ахейцы в свое время. Им отнюдь не хотелось раствориться в жидкой каше греческих племен. Дорийцы безжалостно разрушали все, что им не нравилось, чтобы не осталось ничего, чтобы могло стать символом освобождения. Новый народ пришел в Элладу всерьез и надолго. Так и начались Темные века, о которых мало чего сохранилось. Некогда было протоколировать события, тут бы выжить, а не летописи строчить. Между прочим, вся история Греции до дорийского вторжения дошла до наших дней в основном в виде мифов и героических эпосов и полуразложившихся археологических находок. Все эти прекрасные и эпичные дворцы, которыми гордились минойцы и ахейцы, были снесены до основания, из-за чего археологи могут только гадать, как они выглядели. В общем, дорийцы все уничтожили к чертовой матери, став доминирующей силой в регионе.
Дорийское вторжение привело к движению народов внутри Греции. Желание спасти свои задницы от грозных бронзовых мечей пришлых варваров привело к тому, что различные племена Эллады покинули шоколадные земли Пелопоннеса и переместились в хреновые горные районы Аттики и Беотии, потеснив там остатки древних пеласгов и критян, а также на многочисленные каменистые островки в Эгейском море. Жизнь там была не сахар, но что же делать, не умирать же от рук душегубов. Ненасытные дорийцы же устремились за беженцами, но они быстро растеряли свой пыл, когда попали в горные районы, где их легко стали убивать и сбрасывать в пропасть. В итоге на территории Древней Греции установился новый порядок. Не стало больше единого царства, не стало больше и единой нации. Дорийцы быстро расползлись по Пелопоннесу и захватили власть во всех крупных городах, типа Аргос, Коринф и Спарта. На территории Аттики, где ютились десятки всяких разных племен под общим кодовым названием ионийцы, стали появляться мелкие полугосударства с территорией меньше Ватикана каждый, из которых стала постепенно вырисовываться Афинская держава. Древние народы Греции были вынуждены уйти на север, в горы, чтобы там медленно подыхать. Раз больше не стало единой власти, то это значит, что каждый городок тир полис стал жить сам по себе. А тут еще и случилась революция в металлургии. Кузнецы докумекали, что из куска грязи, вынутой из горной земли, можно сделать железо, а из железа можно выковать меч или копье, которым можно смело проткнуть брюхо дорийской гадины с его бронзовыми доспехами. Ионийцы радостно потирали ладонями, что сейчас вернут потерянные земли, но не тут-то было, их соперники тоже догадались, что бронза - это прошлый век, а железо - это основа жизни и здоровья нации. И завертелось дерьмо…
И получив железные пукалки, дорийцы с ионийцами стали мало-мало убивать друг друга, пытаясь доказать каждой собаке свое превосходство. Первыми на арену разборок выбежали Спарта, Коринф, Аргос и Дельфы. Спартанцы были жуткими типами. Они сбрасывали мальчиков с огромной горы, а тех, кто выжил при падении, муштровали с самого сопливого возраста. Жили они там бедно, без изысков и всю жизнь мечтали о бряцании оружием. Ибо, какой смысл спать на жестком полу, укрывшись плащом, и есть невкусную баланду вместо еды, если только не ради адреналиновой жизни. Поэтому спартанцы и бесконечно воевали со своими соседями, расширяя границы своего государства: с Аргосом, Мессенией, Афинами итд. Спарта превратилась в мощную военную державу, от политики которой все шарахались. Военная служба была невероятной привилегией, которой были достойны отпрыски только самых уважаемых родов. А весь остальной народ Спарты был либо в статусе угнетаемых крестьян, либо бесправных илотов. Причем вся это многострадальная масса людей включала в себя почти 99% населения, но спартанцам нечего было их бояться, что они могли сделать адреналиновым качкам со скиллами убийц в 100 очков. Хотя зоркий глаз всегда должен был наблюдать за блужданием мыслей в головах подчиненных. Так на всякий случай. В Спарте, кстати, цари были лишь нужны для ведения войн. В мирное время, что бывало редко, они были лишь лицом с обложки, а не мозгом воинственного государства. Зато во время походов никто не мог перечить их воле, ибо если дать солдату право думать на войне, то он додумается до бессмысленности такого образа жизни.
На севере Эллады особого влияния добились Дельфы, которые отвоевали свое право собственности на священный храм Аполлона, откуда великая Пифия стала вещать гласом божьим и пророчествовать о судьбе греческого народа. И все ее слушали, так как не может же ошибаться человек, который разговаривает поэтичным тоном с нотками таинственности. Дельфийский Оракул был почитаем всей Грецией. Даже спартанцы ездили туда с подношениями, чтобы получить наставление какого соседа следует насадить на вилы в следующий раз. И тут, какие-то мелкие шавки из города Кирры решили установить платежный терминал для всех туристов, посещавших Дельфы. Это было возмутительно, чтобы платить каким-то выскочкам за то, чтобы приобщиться к мудрости провидца. Никому не понравилась эта дерзкая выходка, и несколько серьезных армий Греции поубавили гонору жителям Кирры, уничтожив его до самого основания. После этой войнушки Дельфы стали еще более авторитетным, богатым и процветающим городом, активно дружа со всеми греками в округе.
А у самых Афинских стен на острове Эвбея подрались за небольшой кусок земли целая куча полисов. Небольшая, но очень плодородная Лелантская равнина стала ареной мочилова общегреческого масштаба. А все почему, а потому что там, в недрах этого пятна на карте было спрятано много, много железа и меди, которые были дороже золота. А все началось со стычки мало кому известных городков Эретрия и Халкида. Но одних поддержал Коринф, других Самос, Милет итд. Война разделила сферы влияния направления греческой колонизации, вот даже как. Сама равнина досталась Халкиде, которая стала жиреть и богатеть.
Локальная разборка общегреческого масштаба на Эвбее установила статус-кво между морскими державами о разделе известного им мира. Коринф и Халкида, забравшиеся все ништяки, договорились друг с другом, что один пойдет направо, а другой налево. Зато Эллада была рада избавиться от лишних ртов, которых наплодилось чересчур много для небольшого куска земли. Обладая хорошими кораблями и мореходами, греческие воины стали заполнять точками все Средиземноморье, дойдя аж до Испании, на западе, Ливии на юге и Азовского моря на севере и Палестины на востоке. Греки, в основном выходцы из Милета, почти полностью облагородили Крымнаш, понастроив кучу достопримечательностей для туристов 20 века. Колонисты не спешили бросать свои приморские городки и лезть в Степи и Леса, чтобы столкнуться там с местными варварами. Зачем же огребать люлей, если вся сила греков была в море. Когда станет солоно, взять и свалить на кораблике за подмогой. Все равно на конях их никто не догонит. Что интересно, мореходы не сильно спешили столкнутся в борьбе с великими государствами Востока, стараясь бросать якорь в глуши, как они это сделали в Ливии, чуть ли не в пустыне, основав Киренаику, подальше от гнева всебожественного фараона Египта. Но эти проблемы были только на юге и востоке, вся Европа еще была пуста и свободна, основывай что хочешь. Греки особенно постарались в Италии и Сицилии, облагородив эти земли для древних Римлян. Причем, согласно слухам, мореходы перед походом шли в Дельфы и получали от Оракула мутный совет, куда им плыть, из чего можно сделать вывод, что дельфийские священники решали, где будет новый град. Колонии стали сильным источником богатств, потому что оттуда шли ресурсы и рабы.
И к этому моменту на небосклоне греческой политики появилась новая грозная сила в лице уникального демократического общества города Афины. По легенде одним из первых царей полиса был сам Тесей, что закрутил в бараний рог самого Минотавра. До своего расцвета город испытывал миллион проблем, связанных с тем, что аристократия тянула одеяло на себя, прихватизировала все ресурсы и управляла народом так, как будто завтра не наступит никогда. Людям, естественно, это не нравилось. Однажды, некто Килон попытался захватить власть, но проиграл. Он сдался властям под их честное слово, а власти из благородного рода Алкмеонидов безжалостно его зарэзали, что вызвали бурю негодования у демоса, который выгнал вшивых аристокрашек на мороз, прокляв их до седьмого колена. А вскоре пришел к власти Солон, честнейший человек, который искренне страдал, видя всю несправедливость мира. Сперва он показал себя молодцом на ратном поле, выиграв длительную войнушку за остров Саламин. А затем принял целую кучу законов, по которым власть богачей была урезана, а самые бедные жители получили право хотя бы высказываться на общих собраниях. Солон также создал некое подобие парламента (Совет Четырехсот), которые стали собираться, чтобы творить дела. Но богачи были не довольны, они жаждали вернуть старые добрые времена, когда можно было честно грабить простой народ. Когда закончился срок архонтства у Солона, он взял и уехал путешествовать. Перед отпуском ему предложили стать тираном, но кристальная душа Солона отвергала такую ересь, как принуждение. Вернувшись назад спустя несколько лет, он заметил, что, несмотря на недовольство белой кости, его законы все равно действуют. Народ уже не хотел отдавать власть.
Но корни народовластия пока были еще слабоваты. Жители Афин еще не осознали окончательно, что они и только они вправе решать судьбу города, а не какие-то холеные выскочки, чье право на трон зиждется на том, что они, дескать, родились в семье богатых и древних родов. Разве это справедливо? Поэтому олигархические группировки еще стремились встать во главе государства, а отдельные их представители придумывали самые настоящие светопреставления, чтобы обмануть бдительный демос. Таким шоуменом был Писистрат, который действовал по всем канонам политика, ищущего одобрения от народа. В первый раз хитрый лис объявился на агоре весь израненный, твердя о подлости его врагов и прося защиты. Простачки-афиняне дали ему отряд бугаев, с которыми этот змей захватил Акрополь и провозгласил себя тираном, при этом даже праведный гнев старичка Солона не помог избавиться от заразы. Во второй раз он поверг умы народы ряженой высокой девкой, которую он назвал самой богиней Афиной. Набожные люди побоялись перечить гневу богов и снова пустили говнюка в свой город. Но в третий раз Писистрат явился под стены Афин уже с армией, с помощью которой тупо и без изысков победил своих соперников. Во время своего тиранства он делал все возможное, чтобы отвадить людей от политики. Крестьянам давал много денег, лишь бы те сутками на пролет гнули спину на поле, а не задумывались о легитимности власти своего повелителя, которая, кстати, никак не была узаконена. Бедноту он отправлял на всесоюзные стройки, а всех, кто мог бы его сместить, он заставил слинять из Афин. Все четко и со вкусом. В его действиях видны все ухищрения, которыми политики всего мира и всех времен будут затуманивать умы граждан. Сперва показать боль и страдание за народ, затем пустить пыль в глаза, а потом проявить характер и выкосить всех недовольных, и в конце умело накачивать умы граждан чем угодно, но только не политикой или государственными делами. Канон.
Когда хитрый Писистрат отправился к праотцам, то его глупые сынки решили усесться на его стульчик, думая, что право на власть у них уже имеется от рождения. Но, если демос любил и уважал Писистрата за харизму и высокий IQ (между прочим, тиран умудрился поднять экономику до заоблачных высот и создать плацдарм для агрессивной внешней политики Афин), то его отпрыски были куском говна, которые держались за счет репрессий и папашкиных успехов. Но народ не растерял своей силы и, подняв бучу, избавился от гнойного отродья, недостойного править самыми умными греками на планете. Гиппий, как типичный сынок диктатора, после отлучения от власти стал козлиться и мстить тем, кому клялся в верности. В частности, дружил со всеми врагами Афин (спартанцами и персами), лишь бы усадить свой костлявый зад на трон. Ну как такому можно доверять, правильно народ его выгнал. А в городе уже началась борьба за власть. Демократы против Олигархов. Клисфен против Исигора. Последний раунд. Изначально олигархия побеждала. Исигор, следуя заветам предков-олигархов, сразу же нажаловался спартанскому царю на буку Клисфена, что обижал честное дворянское сословие, пытаясь отдать власть необразованному народу. Спартанцы, надеясь ослабить конкурента, прислали войско в Афины, разогнали народное собрание и передали власть богатеньким буратинам. Народ охренел от наглости знати и спартанцев и поднял восстание, принудив спартанского царя убраться подобру-поздорову. А всех предателей либо перевешали, либо заставили смыться. Так Афины окончательно отмылись от власти богатеев. И установилась демократия.
Если сравнить власть народа в Афинах и власть народа в современных республиках, то выясниться, что современные демократии нифига не демократии, так как народ, собственно, и не правит, а проявляет свою активность лишь во время выборов. Причем на выборах их выбор (извините за тавтологию) ограничен несколькими однотипными персонажами. А все потому, что ну не может простой слесарь-сантехник однажды встать утром и пойти на выборы как кандидат. Нужно быть членом партии, иметь связи и бабло. Вот и получается, что республиками правит не народ, а олигархи, богатые члены группировок, именуемых партиями. Но в Афинах все было по-другому. Каждый гражданин участвовал в принятии решений, голосуя на общих собраниях. С мнением каждого считались. И никто не говорил про то, что каждый должен заниматься своим делом: пахарь пахать, воин воевать, а политик - пиздеть. Каждый афинец был специалистом в государственных делах, потому что каждое решение влияло на его жизнь, поэтому все ответственно относились к своим публичным обязанностям. И как же они до этого дошли. Клисфен, который избавился от знати, в первую очередь уничтожил их опору - родовые территории, филы, которых было четыре. Клисфен разделил Аттику на 10 совершенно произвольных районов, в которых не существовало засилья какого-либо знатного рода. А зачем, спросите Вы? А затем, что раньше Совет Четырехсот формировался сотней бойцов от каждого фила, куда, естественно, попадали самые влиятельные и богатые. А после реформы Совет (уже из 500 человек) получился более разношерстным и более представительским, чем раньше. И теперь богачи не могли сговориться, чтобы совершить какое-либо непотребство, выгодное только им, а нужно было уже считаться с народом, который мог выразить недовольство и послать гениальные идеи куда подальше. И вы не поверите, но истинная демократия так сплотила жителей Афин и Аттики, что они куда охотнее радели за дела государственные, так как все, что они делали, они стали делать для себя, а не для некоего господина. Вот это был патриотизм, обзавидуются даже американцы.