В далекие времена спорта практически не существовало. С начала 19 века богатое дворянское сословие уже могло себе позволить ради удовольствия заниматься физической культурой, так как стало модно быть сильным и выносливым. Но люди победнее, а также крестьяне никак не могли себе позволить тратить время на спорт, все время было занято работой и сельским хозяйством, но развитие промышленности и переход в новейшее время постепенно начал снимать ярмо с простого люда. Так исключительно элитарный подход к спорту стал постепенно превращаться в массовое движение. А затем набравший популярность любительский спорт стал трансформироваться в профессиональную индустрию, куда потекли миллионные инвестиции. Различные соревнования стали привлекать тысячи людей на стадионы, затем к динамикам радиоприемников, а затем к экранам телевизора. Успехи спортсменов стали волновать миллионы людей, которые также стали мечтать о славе или желать иметь такую же физическую форму как их кумиры. Спорт стал всеобщим увлечением, не только в благополучных и богатых странах, но и в бедных кварталах Бразилии, Африки и Азии. Многие государства стали пропагандировать спорт и здоровый образ жизни, отказаться от курения, приема наркотиков и алкоголя. И для обслуживания всей этой индустрии стало производиться огромное количество спортивной продукции для всех слоев общества, пользующейся колоссальным спросом.
1. Отрасль: спорт
Порог вхождения: низкий.
ОКВЭД: 47.64 - Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах
47.71.5 - Торговля розничная спортивной одеждой в специализированных магазинах
2. Типы компаний:
а) Магазин спортивной одежды и обуви
В разрезе ассортиментной матрицы спортивных товаров одежда и обувь занимает почти треть всего спроса покупателей, поэтому данная ниша является одной из самых прибыльных и перспективных. Несмотря на высокую конкуренцию, рынок ритейла спортивной одежды в России еще не до конца сформировался, и существует масса вариантов для заполнения ниши различным предложением.
- Самый простой вариант - это открытие магазина или торговой точки с FCMG-товарами, или говоря простым языком, ширпотребом из Китая, Турции или Вьетнамского Подмосковья. Спортивные штаны, костюмы, обувь низкого или среднего ценового сегмента от различных noname-брендов или клонов типа Abibas всегда будут иметь спрос в России, особенно в глубинке. Данная категория товаров приобретается не только для занятия спортом, но и для повседневного использования. Конкуренция в этой нише высока. Все магазины похожи друг на друга как близнецы и не отличаются оригинальностью или стильностью, что можно использовать против конкурентов, если продумать упаковку и стиль. Размещать магазин лучше всего на рынках или небольших торговых центрах, где аренда не очень высока. Поставщиков лучше всего искать в Москве, на огромных оптовых рынках или среди многочисленных безызвестных фабрик по пошиву одежды. Также можно найти партнеров в Китае, Турции, Индии или Вьетнаме и заниматься импортом такого рода товаров. В этой нише важную роль играет демократичная цена и отсутствие конкурентов хотя бы на ближайшем отдалении от торговой точки.
- Более сложный вариант - это развивать брендовый магазин спортивной одежды и обуви. В этом случае качество товара должно отвечать критериям доверия покупателей, поэтому к выбору поставщиков необходимо относиться более внимательно, чтобы не попасть на подделки, иначе клиенты будут не довольны. Также необходимо тщательно выбирать место расположения магазина на проходимых улицах или крупных торговых центрах. Немаловажное значение имеет стиль магазина, оформление интерьера, маркетинговые мероприятия и бренд. Насчет бренда - в магазине можно продавать товары от различных брендов, либо можно купить франшизу и открыть фирменный магазин под вывеской одного бренда типа Nike или Adidas. Нельзя забывать, что чем дороже и популярнее бренд, тем выше стоимость права его использования на вывеске. На рынке существуют предложения покупки франшизы мультибрендовых магазинов. В этом случае предприниматель получает отработанные бизнес-процессы, стиль, каналы поставок и узнаваемое имя. При открытии брендового магазина расходы на ремонт и отделку магазина, а также на закупку торгового оборудования будут в разы выше, чем в FCMG-магазине, но и отдача тут выше, так как у многих потребителей есть желание носить качественную и стильную спортивную одежду в повседневной жизни.
- Самый сложный вариант - это открыть специализированный магазин с одеждой и обувью, предназначенной исключительно для занятия спортом. В таком магазине целевой аудиторией являются люди, которые регулярно занимаются спортом. Спрос на эти товары намного ниже, но он, конечно же, имеется. Самой популярной нишей является, конечно же, одежда для фитнеса, особенно для девушек, которые мечтают носить обтягивающие лосины при посещении спортзалов. Также существует устойчивый спрос на одежду для занятия зимними видами спорта, велоспортом, легкой атлетикой (особенно, что касается хорошей обуви для бега), единоборствами, футболом, баскетболом, греблей итд. Как и в случае с брендовым магазином - можно купить готовую франшизу, либо развивать собственный бренд. Также значение имеет качество товара, причем, покупатели даже более требовательны, так как при активном занятии спортом одежда и обувь не должны быстро изнашиваться. Конкуренция в этой нише не так высока, так как открытие специализированного магазина - это больший риск. Поэтому при грамотном подходе и хорошем выборе товаров - можно прочно занять свое место под солнцем. Многие клиенты не могут найти магазин, где можно купить хорошую одежду и обувь для занятия спортом. Они вынуждены покупать все это в обычных магазинах, хотя действительно качественная спортивная одежда обладает рядом уникальных характеристик, позволяющих комфортно чувствовать во время спортивных тренировок.
б) Универсальный спортивный магазин
Концепция универсального магазина заключается в том, чтобы предлагать для покупателей широкий спектр самых ходовых спорттоваров. Ассортимент стоит подбирать таким образом, чтобы всегда удовлетворять текущий спрос. Летом продавать велосипеды, зимой - лыжи. Всегда стоит следить за трендами, что популярно в данный момент, как стали популярны самокаты в последнее время (у Яндекса есть замечательный сервис Wordstat, который собирает статистику по запросам в сети и который можно использовать для выявления трендов). Такой магазин направлен, в первую очередь, на удовлетворение спроса нетребовательного клиента, которому просто нужен инвентарь для проведения досуга. Поэтому и предложение будет состоять из FCMG-товаров: дешевые велосипеды, лыжи, различные варианты мячей для игр, гимнастические круги, гантели, непритязательная спортивная одежда, ракетки для тенниса, плавки и плавательные очки, хоккейные коньки, детские скейтборды итд, что обладает устойчивым спросом. Конечно же, это не значит, что не стоит добавлять в ассортимент более дорогие и профессиональные товары, но они будут занимать лишь малую долю спроса, все-таки ЦА является неприхотливый потребитель, который, может и спортом никогда не занимался и надеется вот только-только начать. Идеальный вариант - это сделать к своему магазину интернет-сайт, в котором расширить матрицу предложения, продавая дорогие вещи под заказ. Размещать универсам стоит подальше от похожих конкурентов, особенно от гипермаркетов, чтобы не путать покупателей, которые не прихотливы в выборе магазина. Чтобы закрепиться на рынке, нужно усиленно вкладывать в маркетинг, чтобы оттянуть клиентов у других спортивных магазинов, а также продумать дизайн и концепцию, чтобы торговый зал выглядел не как нагромождение полок и вешалок, а обладал особой системой, чтобы человеку приятно было находиться внутри. Многие универсамы выглядят как склады с товаром, из-за чего разбегаются глаза. Несмотря на то, что товары не обладают каким-то особыми характеристиками, все равно необходимы продавцы в зале, разбирающиеся во всех позициях в магазине, чтобы они могли точно и ненавязчиво подобрать клиенту нужный ему товар. При развитии магазина и открытии новых торговых точек можно продумать франшизу, либо стремиться выйти на уровень гипермаркета с похожей концепцией, но на большей площади.
Я бы не стал сбрасывать со счетов и вариант магазина в форме интернет-площадки, это более дешевый и менее рискованный способ попасть на рынок.
в) Специализированный магазин
Для того, чтобы преодолеть мощную конкуренцию со стороны крупных торговых сетей, торгующими широким ассортиментом спортивных товаров, можно организовать магазин со специализацией на определенной группе товаров. Например: веломагазин, магазин товаров для плавания, зимних видов спорта, футбола, баскетбола, гимнастики, гребли, туризма, спортивного питания, тяжелой атлетики и фитнеса, бокса и так далее. Важной особенностью специализации является наличие в ассортименте как дешевых позиций, так и дорогих или нишевых товаров, которые будут покупать только те люди, которые увлекаются спортом или занимаются им на профессиональном уровне. При этом, в магазине должны работать продавцы, которые уверенно и не принужденно способны подобрать для покупателю нужный ему товар, то есть они должны разбираться не только в ассортименте, но и в том виде спорта, на котором специализируется магазин. Может даже продавцу придется давать подсказки по тренировочному процессу, чтобы потребитель смог сориентироваться в том разнообразии предложения, что имеется на рынке. Это очень важно, так как такой магазин должен наращивать базу постоянных клиентов, он не сможет быть успешным за счет случайных покупателей, все-таки нишевые предложения требуют скрупулезной работе с каждым клиентом. Также не стоит забывать про маркетинг, чтобы заявить о себе на рынке, причем следует уделить внимание таргетингу, чтобы реклама доходила до спортсменов, в том числе рекламируясь на их форумах и пабликах. Также полезно для развития магазина поучаствовать в качестве спонсора или организатора соревнования по профильному виду спорта. Формат торговой точки можно выбрать по финансовым возможностям: или делать магазин в непроходимом месте, работая за счет таргетинга и уникального для города предложения, медленно, но верно привлекая клиентов, или в форме бутика с собственным брендом или франшизой, расположенном в ТЦ или на проходимой улице, или в формате интернет-магазина. При успехе бренда можно начать думать о франшизе. При выборе ниши стоит изучить предложение в городе, какие направления заполнены, какие недостаточно развиты, а какие предложения и не нужны вовсе местным жителям. Как, например, магазин для гребли в городе, где нет каналов или рек для тренировок или магазин товаров для бейсбола или американского футбола в России, где 3,5 поклонника данных игр. Не обязательно, например, выбирать конкретный вид спорта, скажем, футбол. Можно совместить и несколько видов, главное, не забывать про особенность специализации - широкий ассортимент нишевого товара, чтобы не превратиться в универсам, где конкуренция уже совсем иная. Месторасположение магазина можно выбрать и вблизи от различных спортивных объектов, если только внутри объекта отсутствует конкуренты. Возле горнолыжного склона можно открыть сезонный магазин товаров для горнолыжного спорта, возле бассейна - товары для плавания, возле футбольного стадиона - различные товары фанатской атрибутики, возле лыжных трасс - лыжный магазин итд.
г) Оптовая компания. Оптовая торговля спортивными товарами не обладает какими-то особенностями. К местам хранения они не чувствительны, но некоторые позиции занимают много места.
3. Приблизительный список предлагаемых продуктов:
- Спортивная одежда: шорты, майки, футболки, спортивные штаны, трико, лосины, спортивные костюмы, термоодежда, шапки, кепки, перчатки, плавки итд;
- Спортивная обувь: кроссовки, кеды, бутсы, чешки, балетки, носки, стельки итд;
- Спортивный инвентарь: гантели, блины, обручи, клюшки, мячи, шайбы, очки, ракетки, волейбольные сетки, теннисные сетки, клюшки для гольфа, шары, шахматы, весла, палатки, альпинистское снаряжение итд;
- Спортивное снаряжение: велосипеды, лодки, лыжи, коньки, сноуборды, фехтовальное снаряжение, спортивное оружие, аквабайки итд;
- Спортивное оборудование: игровые ворота, баскетбольные щиты, батуты, теннисные столы, тренажеры, маты, гимнастические снаряды, воллейбольные стойки, разметка для бассейнов, спортивное табло итд;
- Спортивные аксессуары: секундомеры, пульсометры, навигаторы, чехлы для инвентаря, спортивные сумки, смазки, компьютеры, ремнаборы, запчасти для спортивного снаряжения, спортивное питание, защитная одежда, наклейки, свистки, стартовые пистолеты итд.
4. Квалификация и персонал.
Небольшой специализированной магазинчик можно обслуживать и без персонала, силами одного предпринимателя с привлечением труда родственников, но это будет очень сложно, так как необходимо весь день сидеть за прилавком, да еще и заниматься поставками и управлением бизнесом. В идеале нужно минимум 2 человека на должность продавцов-консультантов, которые будут сменять друг друга. Понятное дело, особой квалификации для продажи спортивных товаров не нужно, но если концепция магазина подразумевает профессиональный подход к обслуживанию, то продавцы должны разбираться не только в товарных позициях, но и в том виде спорта, к которому они относятся. Лучше всего, нанимать продавцов, которые активно занимаются профильным видом спорта. При расширении бизнеса понадобятся кассиры, уборщицы, администратор и охрана. Но в целом, торговля основана на умении продавцов продать товар, а это уже другая история, этому нужно будет обучать персонал, чтобы они не совершали глупых ошибок, когда колеблющийся клиент зашел внутрь магазина.
5. Законодательное регулирование.
Для открытия спортивного магазина не нужно никого уведомлять или получать какие-либо разрешения. Достаточно заключить договор аренды и начать работу, главное соблюдать нормы пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Одежда и обувь должна быть маркирована в соответствии с Техническим регламентом ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», а любые детские спортивные товары - в соответствии с Техническим регламентом ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Соответствующие сертификаты должны быть предъявлены по требованию клиентов или проверяющих надзорных органов. Обычно, за сертификацию отвечает производитель или импортер, но если самостоятельно найти мелкого производителя или осуществлять импорт товаров, то вопросами сертификации необходимо заниматься магазину.
Кроме вышеописанных позиций товаров, остальные товары не подлежат обязательной сертификации, за исключением ворот для футбола, гандбола, мини-футбола, хоккея на траве, а также луков, сабель и шпаг.
6. Основной клиент.
В спортивные магазины ходят два типа клиентов:
- увлекающиеся или профессиональные спортсмены, которым постоянно необходимо покупать различный инвентарь или аксессуары для занятия спортом. Данная категория покупателей трепетно относится к качеству товара и готова платить за него повышенную цену. К тому же, они становятся постоянными клиентами на протяжении многих лет;
- случайные люди, которым хочется разнообразить досуг себе и своим детям. Они трепетно относятся к низкой цене, меньше обращая внимания на качество товара, так как пока не разбираются в ассортименте и не знают, что хотят. Именно эти люди покупают дешевые велосипеды для прогулок, мячи для выезда на природу, гантели для удовлетворения острой потребности начать худеть, плавки, чтобы просто ходить в бассейн или боксерские перчатки, чтобы неумело побить грушу в тренажерном зале. Но и такой тип клиентов может стать постоянным, так как у них постоянно возникает спрос на различные категории спорттоваров. К тому же такие люди со временем могут превратиться в увлекающихся спортсменов.
Также целевой аудиторией для покупки спорттоваров являются спортивные клубы и команды, владельцы спортивных объектов, секций, школ, спортивные федерации, лиги и организаторы крупных общероссийских и даже международных соревнований, которым нужен инвентарь для участия в профессиональных соревнованиях.
7. Минимально необходимые расходы для открытия магазина:
- аренда помещения - 70-120 т.р. в месяц, закладываемся на три месяца - 210-360 т.р.;
- ремонт и отделка помещения - 200-400 т.р.;
- стеллажи, полки, вешалки, манекены, стойка для продавцов - 150-300 т.р.;
- кассовый аппарат, компьютер, сканер штрих-кодов, принтер для печати штрих-кодовых этикеток - 120-160 т.р.;
- система противокражной защиты товара - 50-80 т.р.;
- разработка дизайна, логотипа, сайта, регистрация товарного знака - 120-180 т.р.;
- закуп товарного ассортимента - 1000-1500 т.р.;
- зарплата 2-х продавцов - 50-70 т.р. в месяц, закладываемся на три месяца - 150-210 т.р.;
- маркетинг - 150-300 т.р.
Итого: 2150-3490 тыс. руб.
В данном расчете учтены расходы на обустройства бутика. На самом деле можно сэкономить на аренде, ремонте, системе противокражной защиты, дизайне и сайте. Вместо дорогого торгового оборудования можно обойтись какими-нибудь шкафами и полками в сумме тысяч за 40-50. Получиться бедненько, но если ассортимент будет отличный, то люди потянутся в такой магазин. В этом случае расходы на открытие составят: 1-1,5 млн. руб.
8. Стоимость.
У различных спортивных товаров совершенно различные цены. Существуют и дешевые позиции, доступные каждому, а существуют и дорогие позиции, которые могут позволить только люди с хорошими доходами. А существует и профессиональный инвентарь, который может стоить как несколько средних зарплат в регионах.
9. Основной актив.
- клиентская база;
- надежные каналы поставки товаров;
- удачное месторасположение магазина;
- раскрученный бренд;
- широкий ассортимент;
- качественный сервис обслуживания клиентов.
10. Основные проблемы.
Сезонность является главной проблемой организации спортивного магазина, так как летние товары не популярны зимой и, соответственно, наоборот. Для универсального магазина это не является проблемой, так как всегда можно регулировать ассортимент. Но для специализированных магазинов окончание сезона приводит к простою. Естественно, продажи не будут падать до нуля, все-таки многие люди ответственно подходят к подготовке к сезону и пользуются скидками, поэтому закрывать магазин нет никакого смысла. Но нужно понимать, что все это время необходимо оплачивать аренду, если только не договориться с владельцем о скидке или каникулах. Особенно трудно таким компаниям будет арендовать помещение в крупном торговом центре, где высокие арендные ставки.
11. Конкуренция.
Брянск. Недостатка в конкурентах, работающих в сфере ритейла спортивных товаров, одежды и обуви, в Брянске не наблюдается. Компании работают в плотной борьбе и прикладывают все усилия за кошельки потребителей. В Брянске очень высока конкуренция среди универсальных спортивных магазинов. Здесь работают такие гиганты отрасли как Спортмастер (Авиационная), Декатлон (Аэропарк), Спортландия (Дом быта) и Триал-спорт (Бежицкая). Но в городе также работают и другие компании: Спортивный город, Центр спорттоваров (старейший магазин области), Pureext.ru итд. Открывать новый спортивный магазин в городе очень рискованно, так как все вышеперечисленные компании тратят большие деньги на маркетинг, а также могут выставить фантастически низкую цену на товары за счет короткой цепочки поставщиков.
Поэтому можно подумать о специализации, где конкуренция развита неравномерно по нишам. Высокая борьба наблюдается среди магазинов товаров для охоты, рыбалки и туризма (Мир экстрима, Охотничьи зори, Рыбалка.Охота.Туризм и другие), спортивного питания (Sportmax, Гамаза, Fitness Laboratory итд) и велосипедных товаров (Велобрянск, Lorak Trade, Stels). Я насчитал более двух десятков таких магазинов. В основном, это мелкие несетевые магазины.
В Брянске есть несколько специализированных предложений в таких нишах как подводное плавание, плавание на воде, танцы, единоборства, тяжелая атлетика, хоккей, футбол, стрельба и даже конный спорт. Как видно, количество представленных видов спорта очень мало, нет достаточного количества магазинов по плаванию, бегу, баскетболу, волейболу, теннису, гимнастике, фитнесу итд. Количество различных видов спорта очень велико, поэтому выбрать можно любую нишу. При одном «НО». Если чего-то нет на рынка, возможно, это никому не нужно, поэтому открывая целый магазин, посвященный такому популярному виду спорта как футбол (!) не стоит потом удивляться, почему нет продаж, так как, возможно, мячи, бутсы и гетры люди могут купить в Спортмастере или Декатлоне. Я считаю, что новую нишу все равно стоит осваивать за счет интернет-сегмента, открывая офлайн-магазин уже после того, как прощупаешь потребительский спрос в регионе.
Я сознательно выделил отдельно магазины спортивной одежды и обуви. В этом сегменте рынка конкуренция также очень плотная, но такие магазины сами делятся на ниши: noname, брендовые товары, специализированные товары, которые также развиты не равномерно. В Брянске работает такие гиганты как Adidas, Reebok, Baon, H&M, Forward, не говоря уже о Декатлоне, Спортмастере и Триал-Спорте, которые также продают одежду и обувь в своих магазинах. На рынках города также масса предложения различных noname-брендов. А вот, что касается специализированного предложения, то тут выбор небольшой: FPG (одежда для фитнеса), Милитарист (камуфляж), Venum Shop 32 (одежда для единоборств). В принципе и все, не самый широкий выбор.
Россия. Общероссийский рынок спортивного ритейла еще не достаточно развит на федеральном уровне. По большей части, лидеры рынка предлагают своим покупателям дешевый ширпотреб, отсутствуют качественные предложения, за исключением сетевых монобрендовых магазинов Nike, Adidas, Columbia итд. Не буду лукавить и говорить, что это самый настоящий клондайк, так как покупательская способность населения не достаточно высока, чтобы можно было бы развернуться на полную и создать с нуля сеть по продаже действительно качественных спортивных товаров. В российском ритейле самое настоящее засилье зарубежных брендов. Разве что сегмент отечественных лыж ярко представлен в основных торговых сетях, что очень сильно влияет на цену. Самыми спортивными регионами являются Москва и Санкт-Петербург, где можно купить абсолютно любые спортивные товары через интернет-магазины. В этих городах очень много специализированных магазинов, посвященных даже бейсболу и керлингу.
Лидерами российского рынка являются компании: Спортмастер, Adidas, Декатлон, Intersport, Триал-Спорт, Спортландия,
Мир. На мировой арене самыми крупными ритейлерами спортивными товарами являются, по большей части, производители таких товаров, имеющие за плечами многолетний опыт. Лидерами мирового рынка являются: Decathlon (Франция, 1976), Adidas (Германия, 1925), Nike (США, 1964), Intersport (Швейцария, 1968), Under Armour (США), Dick’s (США), Foot Locker (США), Columbia Sportswear (США).