В преддверии президентской кампании во Франции 2017, в следующее воскресенье состоятся выборы единого кандидата от республиканской партии. Николя Саркози уже вылетел из этой гонки и сейчас за право быть названным кандидатом в президенты соревнуются бывший премьер министр правительства Саркози, нынешний депутат от Парижа в Национальной Ассамблее
Франсуа Фийон и бывший министр иностранных дел в том же правительстве, теперешний мэр Бордо
Ален Жюппе.
Поскольку у социалистов (ультра либеральная партия, следующая в форватере атлантизма) вследствие того, что они успели натворить за четыре с половиной года шансов на избрание немного (Олланда поддерживает не более 4% французов), победитель от республиканцев вероятнее всего станет следующим президентом Франции. Поэтому интересно коротко ознакомиться с программами кандидатов.
По мнению «Ле Пуант» о вчерашних дебатах на телевидении конкуренция проходит «между либерализмом и ультра-либерализмом». Но речь скорее всего идет только об экономической сфере, потому что в социальной, семейной, образовательной и внешней политике программы кандидатов отличаются от либеральной в пользу большего традиционализма и в разной степени суверенитета.
Итак, начнем с главной проблемы Франции экономического кризиса и растущей безработицы.
I Экономика
Оба кандидата свято верят в «невидимую руку рынка», поэтому провозглашают либерализацию прав частных компаний («Рабочие места создают предприятия, а не государство» - Ф.Фийон) и снижение государственого участия, уповают на «средний класс» и верят в то, что малое предпринимательство вытянет экономику страны.
«Для того чтобы дать экономике больше кислороду» Ф.Фийон предлагает «упростить» трудовые отношения до базовых положений Трудового законодательства о социальных нормах, а все остальной отдать на откуп владельцам предприятий, то есть попросту обнулить предыдущие договора с профсоюзами и социальные достижения французских трудящихся. «В целях повышения конкурентоспособности предприятий» для работодателя будут снижены налоги на занятость и упрощена процедура увольнения сотрудников.
Также предлагается снизить «налог на богатство» (на состояние выше 1 300 000 евро), в надежде на то, что эффективные собственники перестанут уводит капиталы и станут инвесторами в своей стране. Кроме того, почувствовав «атмосферу доверия» прочие держатели накоплений начнут вкладываться в самозанятость, создавая малые и средние предприятия.
Для преодоления безработицы среди молодежи предлагается расширить систему ученичества, то есть профессионального обучения на рабочем месте. Будут увеличены санкции для безработных, «не занятым активным поиском работы» и ограничен сам размер помощи по безработице. Планируется переориентирование безработных на сферы деятельности, в которых наблюдается экономический рост (интересно какие кроме продажи страховок и услуг на дому? ) «Нужно сделать так, чтобы работающий получал больше безработного!», - заявил Франсуа Фийон с удивительной после дискурса "социалистов" логикой. Отличный лозунг, который можно осуществлять двумя способами, повышением престижа трудовой деятельности или отмиранием «невписавшихся в рынок». Какой из них будет реализован из программы пока неясно.
Ален Жюппе также оперирует чисто монетаристскими методами регулирования экономики. Прежде всего, он предлагает снизить налог на предпринимательскую деятельность до среднего по Европе (24% для малых предприятий и 30% для крупных), что в принципе вполне разумно. Для повышения конкурентоспособности французских предприятий должна быть также снижена и стоимость труда, т.е. уменьшены социальные выплаты. Он хочет упростить администрацию малых предприятий и модернизировать социальную защиту мелких предпринимателей «с целью адаптации Франции к новым формам занятости». Как видно, Жюппе свзывает развитие экономики с увеличением слоя мелких частников.
Условия труда при заключении контракта должны оговариваться между рабочим и предприятием в каждом конкретном случае отдельно, он предлагает сразу же вписывать в контракт о «постоянном» найме мотивы возможного увольнения, которые позволит разорвать рабочий контракт в течение 15 дней. Понятно, что в данном случае нивелируется роль профсоюзов и теперь работник будет вынужден один на один противостоять профессиональным юристам.
Так же как Франсуа Фийон, он считает, что будущее молодых французов состоит в узком профессиональном образовании, но надеется на развитие информационных технологий (сакрализация информатики как панацеи роста, свойственная либералам), собирается сжать базу социальной помощи безработным и надеется, что фискальная реформа и снижение налога на капитал будут способствовать местным инвестициям.
Жюппе считает, что снижение налоговой нагрузки и прочие реформы заставят владельцев предприятий быстро создать 200 000 новых рабочих мест.
Разногласие по экономическому вопросу во время дебатов, пожалуй, вызвало только число сокращений «функционеров», то есть государственных служащих. Если Фийон собирается сократить 500 000 человек за пять лет, то Жюпе вдвое меньше.
Похоже, преодоление кризиса планируется совершить за счет «затягивания ремней» рабочих и прочего невписавшегося «прекариата». И это было бы легитимным, если бы речь шла о повторной индустриализации и развитии страны. Но этой цели как раз нет (кроме ВПК), по крайней мере явно она не обозначена. Наоборот, речь идет о мелких предприятиях в сфере услуг, которым соответственно не нужны люди с широким образованием. Правда, считается, что вернув трудовые отношения лет эдак на сто назад, классово сознательный собственник бросится поднимать национальную экономику и предприятия начнут расти как на дрожжах. Лично я в эту утопию не верю, особенно при заявленном устранении государства. Просто потому что нигде и «никогда такого не было... и вот опять.»
Далее, разберем другие пункты программы