Иногда кажется, что французский Минобр просто ненавидит детей: сокращение учебных программ, распространение пакостных идеек, ломка навыков социального взаимодействия, а теперь еще и массовое запугивание.
После террористических атак во Франции, несколько крупных изданий, в числе которых было и «Ле Фигаро» аннонсировали неизбежность последующих терактов в школах. О том, что если расселять вместе с мигрантами исламистов и создавать сотни небольших «Джунглей» по всей стране, что-то должно случиться - понятно. Однако это был, наверное, первый случай во Франции, когда СМИ вольно или невольно оказали информационную поддержку террористам, разрекламировав их всесилие и полную беззащитность граждан.
Уже в прошлом году родители начали получать смс сообщения такого плана: «Колледж/Лицей такой то эвакуирован из-за угрозы заложенной бомбы.». В новом учебном году Минобр решил ввести в программу занятия «по безопасности» для школьников, из расчета три за год, в течение которых дети должны научиться вести себя при террористической угрозе. Чтобы приблизить ситуацию к реальной, учеников о предстоящем занятии специально не предупреждают.
В том, чтобы научить детей слаженности действий и дисциплине не вижу ничего плохого. Беда, как всегда в методах и возможностях (человеческой и профессиональной компетентности), а еще - целеполагании: какого человека они хотят получить в конце воспитательного процесса. Смогут ли учителя правильно объяснить ситуацию с терроризмом, чтобы и не «виктимизировать» беззащитного маленького человека, не заразить его страхом и при этом научить четким совместным действиям, сообща с товарищами. Все зависит от расставленных акцентов.
Вот что произошло на прошлой неделе в одном из лицеев в Эсоне. По условиям упражнения, ученики должны были оставаться в классе вместе с учительницей, которая и рассказывает эту историю. Нужно было закрыть окна и шторы, закрыть на замок дверь, заставить ее столами и стульями, а учеников посадить на пол подальше от окон. В описываемой ситуации учительница обнаружила, что дверь не закрывается, все остальные команды были выполнены, но замок не работал. Вдруг дверь резко распахнулась и ответственный за проведение занятия воскликнул, как бы забавляясь: «Вы все мертвы!» «Ученики остались сидеть на полу в полном молчании. Они были напуганы», - рассказывает учительница. Далее она объясняет: «дети знали, что это упражнение, но все равно получили стресс...для них этот тренинг был чем то серьезным, что может реально произойти».
Автор статьи в целом скептически относятся к организации подобных мероприятий, считая, что отрицательный психологический эффект, произведенный в ходе антитеррористического тренинга перевешивает иллюзорную полезность. Главное, говорит она, что «ребенок больше не считает себя в школе в безопасности».
А еще подумалось, что кроме тотального страха, на государственном уровне на школьников примеряется роль жертвы, давно и упорно насаждаемая в европейском обществе. Из программы изъято все хоть как то напоминающее героизм (в литературе, истории). У современного молодого человека нет ни одного реального героя для подражания. А теперь в качестве воспитания жизненного навыка с ними проводят тренинги на ощущение себя жертвой.
И, наконец, последнее, а что если банализируя страх, в реальной (не дай Бог) ситуации ребенок подумает, что это просто игра?