Пожалуй, в новейшей истории отечественной армии еще не было темы, вызвавшей столько споров, сколько госпрограмма по перевооружению, рассчитанная до 2020 года (ГПВ-2020).
Главной причиной всех разговоров по этому поводу стали беспрецедентные объемы планируемого финансирования - 20 триллионов рублей непосредственно на закупку новой материальной части и еще три триллиона на обновление производственных мощностей отечественных оборонных предприятий. Уделяемое промышленности внимание вполне понятно и оправдано, ведь сейчас у нас в стране почти нет заводов или фабрик, которые не имели бы проблем с оборудованием, площадями и т.д. В частности, именно поэтому Сбербанк решил тоже поучаствовать в ГПВ-2020. Однако эта организация, как и подобает банкам, будет выдавать предприятиям кредиты. В ближайшие 3-5 лет для этих целей Сбербанк выделит порядка двух триллионов рублей. Также стоит ожидать подобных решений и от других банков, доля которых принадлежит государству.
Очевидно, что столь крупные инвестиции в оборонку не смогут пропасть даром. Более того, уже сейчас понятно, они изменят ее. Ну а с учетом конкретных объемов в сравнении с другими расходами, можно предположить, что эти изменения в определенной мере скажутся и на прочих сферах российской экономики. На данный момент можно выделить пять направлений, в которых воплотятся 23 триллиона государственных денег.
1. Обороноспособность
Самый простой и очевидный плюс от вложений в ОПК - повышение обороноспособности государства. В свете оглашенных сумм эффект от перевооружения выглядит вполне реальным. Да и отечественные вооружение и военная техника пользуются успехом на международном рынке, что можно считать доказательством его конкурентоспособности не только в сфере тендеров. Активные закупки нашей техники зарубежными странами говорят о том, что она вписывается в их оборонные доктрины и, как следствие, может быть признана современной. Таким образом, нашей оборонке вполне под силу создавать хорошие и достойные образцы, а одной из главных проблем является недостаточное финансирование.
Надо заметить, осовременивание вооруженных сил будет делом непростым. Хотя бы потому, что новые типы техники нужно будет создавать с учетом их срока службы и предугадывать, какая именно из них будут актуальны в течение следующих 20-30 лет. Поэтому, к примеру, в сфере танкостроения стоит уделять особое внимание бронемашинам с необитаемой башней и капсулой для экипажа. Подобные конструкции пока еще являются нетрадиционным решением, для проработки которого требуется время и, что немаловажно, деньги. Кроме того, кардинально новые конструкции обязательно потребуют и новых технологий. Тут мы плавно подходим ко второму пункту.
2. Промышленность
К сожалению, наш оборонный комплекс уже в конце восьмидесятых начал жить впроголодь. Целый ряд неразумных решений сначала руководства одной страны, а затем и другой, образовавшейся на обломках первой, привел ОПК к очень нехорошему состоянию. Более-менее приличная ситуация была лишь на тех предприятиях, которые занимались изготовлением готового продукта, отправлявшегося на экспорт. Но и тоже там катания сыра в масле не наблюдалось. Как результат, оборонка изрядно растеряла свою «спортивную форму» и требуется в срочном порядке ее восстанавливать. Одна из главных проблем кроется в отсталости оборудования. При сохранении того же подхода, какой был при Советском Союзе, множество предприятий за девяностые и двухтысячные смогло бы значительно обновить материальную часть. Однако у государства в это время были другие заботы и капитальной модернизации промышленности не случилось. Аналитики подсчитали, что для наиболее эффективной работы оборонные предприятия должны иметь 80% нового оборудования, хотя бы не старше 15-20 лет. В таком случае до 2020 года удастся поднять производительность труда оборонки в два с половиной раза. Станки, вывезенные в качестве трофея из Германии, смотрят с немым укором. У них есть повод для этого. Так что у наших предприятий точно найдутся способы освоить с пользой выделяемые три триллиона рублей.
Однако повышение эффективности производства основывается не только на станках и другом оборудовании. Всеми этими механизмами руководят люди и о них нужно думать в первую очередь, что и является следующим следствием перевооружения.
3. Социальная сфера
Ни для кого не секрет, что в последние годы рабочие специальности потеряли свой былой престиж. Подобная картина наблюдается и с инженерами. Поэтому приток «свежей крови» в оборонную промышленность сократился до размеров небольшого ручейка. Как следствие, в один далеко не прекрасный момент может случиться такая ситуация, при которой старожилам производства будет некому передать свой опыт и свои знания. Главная причина, по которой молодежь почти не идет на производство военного назначения, кроется в том, что большинство оборонных предприятий является государственными и, как следствие, в последние десятилетия финансируется крайне скудно, а это отрицательно сказывается на заработной плате работников. Естественно, молодой амбициозный человек пойдет работать туда, где платят больше.
Но социальные проблемы оборонки касаются не только притока новых кадров. В данный момент на полутора тысячах предприятий ОПК работает почти два миллиона человек. Если к этой цифре прибавить количество членов их семей, то два миллиона увеличатся в несколько раз. Выходит, такой элемент экономики, как ставка заработной платы на самом деле влияет на огромное количество людей. Получается, развитие оборонки, в первую очередь, приток финансирования, сможет улучшить жизнь ощутимой доли населения страны. К этому стоит добавить тот факт, что последние двадцать лет наш ОПК то и дело сотрясали сокращения штатов. Соответственно, выполнение ГПВ-2020 потребует заново набрать работников. По некоторым подсчетам, после этого набора прямо или косвенно оборонка будет кормить порядка десятой части всего населения страны. 23 триллиона - большая цена за это. Но она того стоит.
4. Экономика будущего
20 триллионов рублей на закупку вооружений и три на развитие ОПК будут выделены из государственного бюджета. Однако эти цифры касаются только периода до 2020 года включительно. Что будет после двадцатого, пока неизвестно. Вероятно, ответственные лица уже работают над этим вопросом. В то же время, оборонной промышленности не стоит надеяться только на государственные деньги. Подразумевается, что после осуществления ГПВ-2020 наша оборонка сможет еще увеличить свою долю на мировом рынке вооружений. Как следствие, у нее появится больше денег негосударственного происхождения на создание новых систем вооружения и военной техники.
Уже в прошлом году нашей стране удалось выйти на второе место в мире по военному экспорту - теперь перед нами только США. Догнать и перегнать Америку непросто, да в целом и не нужно. Главное в экспорте вооружений - найти своих покупателей и постоянно снабжать их новыми системами. По такой схеме в свое время работал Советский Союз и так же до сих пор делают Штаты. Надо заметить, американцам в продвижении продукции изрядно помогают нормативы альянса НАТО. У нас ситуация с военными блоками куда хуже: Организация Варшавского договора давно развалилась, а ОДКБ на ее место пока не подходит. Остается только продвижение своих вооружений и военной техники в дружественных странах. Однако и тут не все просто. В качестве примера можно привести недавний без пяти минут скандал с проигрышем российского МиГ-35 в индийском конкурсе. С другой стороны, этот самолет является далеко не единственной точкой соприкосновения России и Индии в военно-технической сфере.
Создание новых систем вооружения в перспективе позволит не только не потерять прошлогоднее второе место по продажам, но и улучшить результаты. Помимо непосредственно финансовых выгод это также поможет увеличить количество дружественных стран, поэтому у перевооружения собственной армии могут быть и положительные политические последствия.
5. Эфемерная конверсия
Наконец, пятое положительное последствие перевооружения и развития оборонки. Оно заключается в производстве оборонной промышленностью, помимо собственно вооружений, товаров и изделий невоенного предназначения. Только конверсия является весьма и весьма спорным путем развития промышленности. Причем на этот раз в качестве аргументов могут использоваться не только измышления аналитиков, но и факты из не столь отдаленного прошлого. В восьмидесятых годах прошлого века в нашей стране уже пробовали перевести оборонную промышленность на мирные рельсы, и положительных результатов добиться так и не удалось. К сожалению, почти всегда такая «перешивка рельсового пути» шла по одной и той же печальной схеме. Так, государство, а позже рынок требовали некой гражданской продукции. Светлые умы оборонки делали изделие, как минимум, не уступающее своим конкурентам, но оно получалось ощутимо дороже. Понятно, что непросто перепрофилировать производство, заточенное для изготовления одной продукции, поэтому цена готового изделия от ОПК получалась выше. Ну а при попытке довести ее хотя бы до приемлемого уровня падало качество. Все по той же причине.
В оправдание конверсии нужно сказать, что некоторые оборонные предприятия все же смогли наладить выпуск мирной продукции достойного качества и с хорошей ценой. Правда, положительных примеров все же меньше, чем отрицательных. Так, на каждую хорошую новость, например про то, как «космическое» ГСКБ «Прогресс» готовится к выпуску легкомоторного самолета «Рысачок», приходится плохая. Но и тут ситуация понемногу улучшается.
И все же пока не приходится говорить об эффективном совмещении выпуска оборонными предприятиями продукции военного и мирного назначения. Первой и главной задачей отечественного оборонно-промышленного комплекса на сегодняшний день является модернизация производства и выполнение гособоронзаказа. Поэтому конверсия пока что остается эфемерной перспективой. Интересной, но сомнительной или малореальной.
За и против
Претензии к ГПВ-2020 и всем связанным с ней мероприятиям можно разделить на две категории. Первые касаются целесообразности вложения столь огромных сумм именно в оборону, вторые - коррупционных схем. Вопрос «Великой войны пушек и масла» уже давно был разобран по косточкам и выяснилось, что затраты на оборону и их резкое сокращение почти не влияет на общее качество жизни. Что касается воровства выделяемых государством денег, то здесь следует усилить имеющийся контроль. В частности, полезным будет предложение Д. Рогозина, который считает, что коррупционеров из оборонки безо всякого снисхождения нужно наказывать по верхнему пределу, установленному Уголовным кодексом. Остается только добавить, что судебные процессы по делу таких преступников должны иметь широкую огласку. Вкупе с крупными сроками это будет действовать отрезвляюще на тех, до кого еще не добрались соответствующие органы, и работать подобно профилактике.
В остальном от вложения 23 триллионов в оборону и оборонку будут только плюсы. Улучшение обороноспособности, подъем промышленности, улучшение жизни занятых в ОПК людей, инвестиции в будущее и ряд других, более мелких последствий. Все это нужно стране, хотя обойдется недешево. Как говорил персонаж одного кинофильма: «велика цена, но я с удовольствием заплачу».