Была такая женщина - Зофья Коссак-Щуцкая. Польская писательница, журналистка, участница польского Сопротивления, одна из основательниц Совета помощи евреям. И в 1942 году она выпустила вот такой огненный манифест:
В варшавском гетто, за стеной, отрезающей его от мира, несколько сотен тысяч обречённых ожидают своей смерти. Для них нет надежды на спасение, нет ниоткуда помощи… [...]
Нельзя долее терпеть это молчание. Какими бы ни были его мотивы - оно бесчестно. Нельзя оставаться пассивным при виде преступления. Тот, кто молчит перед лицом убийства - становится пособником убийцы. Кто не осуждает - тот дозволяет.
Поэтому поднимаем свой голос мы, католики-поляки. Наши чувства в отношении евреев не претерпели изменений. Мы не перестаём считать их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы отдаём себе отчёт в том, что они ненавидят нас больше, чем немцев, что делают нас ответственными за свою беду. Почему, на каком основании - это остаётся тайной еврейской души, тем не менее это непрестанно подтверждаемый факт. Осознание этих чувств однако не освобождает нас от обязанности осуждения преступления. [...]! И не узнаешь уже, наверное, правда ли она считала врагами людей, ради спасения которых рисковала жизнью, или просто понимала, что манифест "Им надо помогать не потому. что они хорошие, а потому, что мы поляки, католики и хорошие ребята" возымеет больше действия на целевую аудиторию.