Тит Ливий в истории основания Рима рассказал впечатляющую историю.
Римляне, оказывается, в достаточно большой части состояли из беглых рабов и "темного люда", которых основатель города Ромул призвал поселиться в своем убежище "без разбора".
Получив много мужчин, он отправил послов в окрестные города, чтобы "темному люду" получить жен. Просьбу украшали утверждением на связь с богами: "римляне хорошо знают, что не без помощи богов родился их город и доблестью скуден не будет". Ответом было презрение и пожелание открыть убежища еще и для женщин...
Ромул не пошел за это на всех войной, а проявил потрясающую креативность. Он организовал в новом городе игры в честь Нептуна Конного (Консуалии) и пригласил на них всех соседей. Наивные соседи с интересом приехали поглядеть на праздник и привезли с собой жен и дочерей.
Им показали город и стены, а с началом игр по общему знаку начали хватать всех девиц и попросту уносить их к себе. При этом для "виднейших из отцов" (римских вождей?) девиц крали простолюдины, которым это было поручено.
Гости разбежались в страхе, а римляне и лично Ромул принялись успокаивать украденных и... (что потрясающе!) дал им право на общую собственность(!!) с законными мужьями и гражданство. Не уверен, что такое право существовало где либо еще вплоть до 1860 года (принятие "акта о собственности замужних женщин в США").
Тит Ливий пытается наивно убедить, что успех был, конечно же в другом: "присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин, извинявших свой поступок любовью и страстью, а на женскую природу это действует всего сильнее".
Оскорбленные ценинцы в нетерпении первыми начали войну с римлянами, но были разбиты. И дали возможность Ромулу заложить основы ритуальных победоносных шествий. Затем он по очереди разбил антемнян и крустуминцев.
Сабиняне пошли войной последние и были подготовленными лучше всего, "так как они во всех своих действиях не поддались ни гневу, ни страсти и не грозились прежде чем нанести удар". Битва было очень тяжелой. Римлянам удалось уйти от поражения и обеспечить перевес лишь личным участием Ромула с "горсткой самых дерзких юношей".
Тут сабинские женщины, из-за которых и началась война, распустив волосы и разорвав одежды, позабывши в беде женский страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя, унять гнев враждующих, обращаясь с мольбою то к отцам, то к мужьям: пусть не пятнают они - тести и зятья - себя нечестиво пролитовю кровью, не оскверняют отцеубийством потомство своих дочерей и жён.
"Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы - причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами".
Растроганы были не только воины, но и вожди; все вокруг смолкло и замерло. Потом вожди вышли, чтобы заключить договор, и не просто примирились, но из двух государств составили одно.