Попав в архитектурное пространство средневекового Самарканда, я оказался выключенным из культурного контекста: всё другое. Это как мои еврейские друзья, которые ходят-ходят по музейным залам эпохи Возрождения, и наконец устало: "как же надоели эти ваши младенцы!"; и действтительно, что им эти младенцы? Так и мне в, скажем, Биби-Ханым видится только самодовлеющая гигантомахия империи с аллюзиями на сталинский ВДНХ.
Главная площадь города, Регистан подтвердил первое впечатление: такая средневековая среднеазиатская Красная площадь (которая и сама-то не только глубоко и непроходимо советская, но и такая же средневековая).
Три огромных здания в каре.
Это склейка, намеренно искажающее пространство площади: фактически левое здание (медресе Улугбека) стоит напротив медресе Шердор
Но я оказался неправ. Нужно зайти в медресе, скажем западное, медресе Улугбека XIV в., ученого и правителя империи Тимуридов, построившего не только знаменитую обсерваторию но и множество учебных заведений по стране, зайти во внутренний двор и помедитировать, обойдя его, как принято, по часовой стрелке, чтобы впитать знания: в мечеть входят прямо, устремляясь к Богу, медресе обходят посолонь. Представить, как проходили занятия, как в центре бил фонтан - и пространство оживает. Оказывается оно похоже на внутренние испанские дворики, и не так уж оно несовместимо с европейской традицией.
И выйдя вновь наружу, видишь уже не официальную помпезную площадь, а скорее университетское пространство. Хотя, конечно, все равно помпезное. Как МГУ со стороны Смотровой. Университет я люблю, могу принять и Регистан.
Кстати, на площадь от одноименной улицы ведет широкая пологая лестница; так вот, правильный ракурс с верхней части лестницы, где установлена обзорная площадка: если спуститься ниже, пропорции площади искажаются.
И да: экскурсоводы вам расскажут, что в строения вносились намеренные искажения, минареты наклоняли, стены делали криво (не только в Регистане, а вообще в среднеазиатской архитектуре того периода). Якобы для правильного визуального восприятия ансамбля, примерно как гиперболоид Парфенона или бутылки дорических колонн, в общем, по Витрувию, только своему среднеазиатскому. Не верьте! никакой визуальной гармони: стены косятся, минареты заваливаются и постройки грозят посыпаться. Если среднеазиатский витрувий и существовал, его гипотетические "Десять книг об архитектуре" европейскому архитектору совсем не подходят.
Все они умерли, а хоронили их в Шахи-Зинде: это комплекс мавзолеев средневековой знати. Ничего не понятно, но по архитектуре занятно - не вштыривает, но занятно. Фотографии выкладываю пачкой.
Здесь много туристов, в том числе и местных. Я немножко их поснимал, потому что как-то местных жителей на флешке оказалось мало. Ходят они в своих нарядах, ничего особенного.
Конечно, Шахи-Зинде не только мавзолеи, там есть и действующие мечети. Над входом мечетей - часы с временем намазов.
Узбекистан светский, мечетей мало, гораздо меньше, чем понатыканным на каждом перекрестке православным новоделам в Москве, азанов я почти не слышал, чтобы намаз совершали, остановившись на улице, - не видел. Но это в городах, что в глубинке, я не знаю. В большинстве гостиниц в номерах установлена кибла, но не во всех; на вопрос, почему нет киблы в номере, на рецепшене отвечают "кому надо, тот знает киблу". Справедливо. Вообще говоря, это примерно на юго-запад: широта Мекки 20 градусов, Ташкента-Самарканда - 40, а по долготе разница чуть больше 20.
Всякий, подкованный в астрономии, киблу определит. Но на Майданакскую горную обсерваторию попадает не всякий. Мы попали. И об этом завтра.