В результате довольно длинной цепочки исследований, начавшийся с приобретения книги "Мифозои" Олега Ивика, пришел к вопросу о географии тифонии - борьбы Зевса с Тифоном. И получил такую карту
Тифон тщился поразить олимпийских богов и стать владыкой мира. Зевсу удалось победить его, но ценой неимоверных усилий, о которых различные заслуживающие доверия источники сообщают по-разному. В конце концов монстр был сброшен в Тартар или, по другой версии, Зевс обрушил на него гору Этна, и теперь огнедышащий Тифон обеспечивает периодическое возобновление вулканической деятельности и, ворочаясь, землетрясения на Сицилии.
Далее подробности событий.
Первый по времени автор Гомер конфликт только упоминает:
Стоном стонала земля, как под гневом метателя молний,
Зевса владыки в то время, как он вкруг Тифея бичует
Землю в Аримах, в которых, как думают, ложе Тифея.
Гора Арима находится в Киликии, там Тифон обитал вместе с подругой-монстром Ехидной. Так что краткий, но жестокий бой происходил по месту жительства возмутителя спокойствия. Однако, Гомер мог иметь в виду и другие варианты, а разных локализаций у Аримы было много, благо, гора мифическая. В основном, они на Анатолийском полуострове в районе Лидии или Мизии; римляне утверждают, что речь о острове недалеко от Кумов, и именно там погребён Тифон. Наконец, Ариму помещают и на неизведанные берега Океана… Тем не менее, поскольку многие авторы называют Тифона «киликийским», я придерживаюсь первого варианта.
Следующие авторы (Гесиод, Пиндар, Эсхил и Псевдо-Гигин) о течении битвы не сообщают ничего принципиально нового, поэтому я загоню их под кат.
Следующий источник более поздний, но близкий по времени, Гесиод даёт чуть более развёрнутую картину сражения.
На ноги быстро вскочивши, ударил он громом с Олимпа,
Страшные головы сразу спалил у чудовища злого.
И укротил его Зевс, полосуя ударами молний.
Тот ослабел и упал.
После поражения Тифона "Загорелась Земля-великанша // От несказанной жары и, как олово, плавиться стала и Пламя владыки того из лесистых забило расселин // Этны, скалистой горы". После чего "Пасмурно в Тартар широкий Кронид Тифоея забросил".
Удивительным образом Зевс бьёт громом с Олимпа, а Тифон оказывается повержен на Сицилии. Объяснения этому не видно.
Пиндар (V в. до н.э.) единственный упоминает участие в битве Аполлона: Пал он от грома и от стрел золотых Аполлона Пиндар, «Алкмеон», а во-вторых, сообщает, что поверженный Тифон занимает огромное пространство под землёй, придавленный одновременно Сицилией и Кумами, расстояние между которыми 350 км:
Кумские скалы, омытые морем,
И сицилийской земли пределы
Тяжко гнетут косматую грудь
У Эсхила (V в. до н.э.) в «Прометее прикованном» Прометей называет чудовищного Тифона своим духовным идеалом, ибо "восстал отважно он на всех богов".
Косноязыяный Лапидарный Псевдо-Гигин в «Мифах» пишет в разделе 152. «Тифон» донельзя кратко:
У Тартара и Тартары родился Тифон. Он был огромный величины и чудовищного вида, потому что на плечах у него росло сто драконьих голов. Он вызвал Юпитера сражаться за царскую власть. Юпитер поразил его в грудь пылающей молнией. Когда он горел, Юпитер бросил на него гору Этну, которая находится в Сицилиии которая, как говорят, поэтому до сих пор горит.
В этой цитате единственно интересное - «Тартара» вместо Геи (Терры): описался, очевидно.
Оригинален Аполлоний Родосский в «Аргонавтике»: хотя он пишет об арогонавтах, но сообщает, что
На вершине Кавказа, где скала Тифаона.
Там, говорят, Тифаон, пораженный перуном Кронида
Из-за того, что на Зевса простер свои мощные руки,
Жаркую кровь излил с головы, устремляясь паденьем
В горы и долы Нисейские, где Тифаон и поныне
Распростертый лежит под стоячей водой Сербониды.
Долы Нисейские и болота Сербониды находятся в Аравии; вероятно, как считает французский филолог Франсис Виан, Аполлоний знал об этом, но соблазнился созвучием Кавказа и горы Касия (Нисы), хотя географически получилось довольно странно. Как у вышецитированного Гесиода. И да: у Аполлония Тифон так и покоится в болоте, а не под Этной.
В эпоху эллинизма информации о течении битвы между Тифоном и Зевсом становится значительно больше. Особенно постарался Аполлодор (или точнее Псевдо-Аполлодор). Длинную, но интересную цитату из «Мифологической библиотеки» я вынужден также поместить под кат.
Когда Тифон находился еще далеко, Зевс стал метать в него свои перуны; когда же Тифон приблизился, Зевс ударил его кривым стальным мечом. Тифон бежал, и Зевс преследовал его до горы Касия, возвышающейся над Сирией. Увидев, что Тифон тяжело ранен, Зевс вступил с ним в рукопашную. Тифон охватил Зевса кольцами своего тела и, вырвав у него кривой меч, перерезал Зевсу сухожилия на руках и ногах. Подняв его на плечи, он перенес его затем через море в Киликию, и дойдя до Корикийской пещеры, запер его в ней. Там же он спрятал и сухожилия, завернув их в шкуру медведя, и поставил стеречь все это драконицу Дельфину: она была полузверем. Однако Гермес и Эгипан выкрали эти сухожилия и тайно вставили их Зевсу. Вернув себе прежнюю силу, Зевс внезапно ринулся с неба на колеснице, влекомой крылатыми конями, и, метая перуны, преследовал Тифона до горы, которая называется Ниса. Там Мойры ввели в обман преследуемого Тифона: они убедили его, что у него прибавится силы, если он отведает однодневных плодов. И вот, преследуемый далее, Тифон прибыл во Фракию и, сражаясь там в области Гемийского хребта, метал ввысь целые горы. Так как Зевс эти горы отражал своими перунами обратно, Тифон пролил вблизи этого хребта много крови и, как говорят, по этой причине хребет и был назван Гемийским. Когда Тифон кинулся бежать через Сицилийское море, Зевс набросил на него гору Этну в Сицилии (эта гора огромной величины), и из нее до настоящего времени, как говорят, из-за брошенных туда перунов вырываются языки пламени.
Сражение началось на небе, возможно, над Олимпом, но затем продолжалось в Сирии, переместилось к Киликию, развернулось в Египте, закончилось победой Зевса во Фракии (Гемийскоий хребет назван так из-за пролитой Тифоном крови), а погребен Тифон опять под Этной.
(По поводу «однодневных плодов», предложенных Тифону Мойрами якобы в качестве стимулирующего допинга, есть разные мнения: или плоды успели прокиснуть, и Тифон маялся животом, или это был забродивший виноград, и непривычный к спиртному Тифон захмелел, или это некое ядовитое растение под названием «однодневка»: дескать, завтра помрёшь.)
Аполлодор также первый упоминает теодромию: бегство богов в Египет: боги, увидев, что Тифон устремился к небу, кинулись бежать в Египет; преследуемые, они меняли свой облик и превращались в животных. Антонин Либерал в «Метаморфозах» приводит список превращений, но я его здесь опущу. Фрэзер замечает, что так греки рационализировали происхождение культа животных в Египте и зооморфизм тамошних богов. (Мне кажется, слово "теодромия" я где-то прочитал, хотя источник не гуглится, а может быть это мой неологизм.)
Антонин Либерал также сообщает подробности последних минут жизни Тифона: монстр, зажжённый молнией Зевса, пытался скрыться в море и сбить пламя, но громовержец навалил на него сверху Этну и сторожем приставил на её вершине Гефеста. Тот же, установив на затылке побежденного свои наковальни, куёт там раскаленное железо, которое по контексту трактата - расплавленные мозги Тифона. Хотя, по Либералу, голов у несчастного много, но затылок упомянут в единственном числе. Вероятно, по исчерпанию мозгов в одной голове, Гефест перемещается к другой и далее по кругу, пока идут регенерационные процессы.
Изложения Диодора Сицилийского (краткие) и фантазёра Нонна Панополитанского (многословные) так отличаются от традиционного мифа, что я их опущу: и так много букв.
Исходный текст:
Тифон, хтонический тератоморф