Настоящая экскурсия на настоящий завод)

Sep 21, 2016 17:16

В подростковом возрасте одним из любимых мест для прогулок была Комсомольская роща. Сосны (сейчас роща называется Сосновая), глубокий овраг с быстрым ручьем, родник на горке и резкий обрыв на краю рощи с открывающимся видом на бор и Калужское водохранилище. И обалденными закатами. Романтично, и все, как я люблю - сосны и вода))))


Оказалось, что такую красоту и романтику можно использовать и совсем для других целей. В конце 19-го века эту рощицу с ручьем приглядел один из калужских купцов - Грибченков. Приглядел не для строительства живописной усадьбы, а совсем даже наоборот - в 1896 году здесь был открыт Металлический завод для производства мостовых ферм. Заводу нужны были и сосны, и вода, поэтому место было идеальным. Тогда, правда, оно находилось не в черте города, а в нескольких километрах от него.
То есть, гуляя по роще, я даже не предполагала, за забором, который тянется вдоль одной из ее сторон, - предприятие, которому уже больше 100 лет. Я, честно говоря, даже не знала, что у нас в Калуге есть заводы с такой серьезной историей.
И с историей увлекательной - очень увлекательно поведал нам ее встретивший нас Михаил Куличкин.
Во время Первой мировой войны здесь выпускались ручные гранаты и минометы. А в 1930 году завод стал называться чугунолитейным, а выпускал он - весы и гири! То есть, помните, эти чудесные гирьки у продавщиц в советсткие времена? Оказывается, наш калужский завод был первым, где производство этих самых гирь было налажено. Здесь же производились и ежи, и колючая проволока, которые использовались для обороны Москвы в годы Великой Отечественной.
С 1957 и по сей день предприятие называется Калужский завод транспортного машиностроения (Калугатрансмаш).
Проходная - машина времени, за ней оказываешься в советском прошлом.




- Какой милый и уютный - раздались возгласы нескольких девушек. Ни одну чуткую душу не может оставить равнодушным такой загадочный увитый плющом вход в литейный цех.


Внутри, однако, все выглядит совсем по-другому.
Аццкая, аццкая кухня.


Огонь и вода.


Вот в этом первичном бульоне рождаются керамические формы для литья. Потом они проходят инициацию - обжиг в печах, и после этого они готовы к выполнению своего жизненного предназначения - принятию в чрево расплавленного метала.


Это, конечно, самая зрелищная часть. Температура расплавленного металла - больше 1600 градусов.

image Click to view


Вот такие детали можно получить литьем в формы.


Помимо литья в формы, на заводе еще используют методы литья в землю и литья в кокили.
Литье в землю выполняется профессионалами высокого класса - здесь нужен опыт, детали на выходе требуют большей обработки. А вот процесс в литья в кокили - разборные металлические формы - проще, а обработка готовых деталей минимальна. Но, естественно, высокая точность нужна при создании самих кокилей. Проектируются и изготавливаются они здесь же, на заводе.


Дальнейшую обработку детали проводят на станках с ЧПУ - числовым программным обеспечением.


Цеха, станки и такие нужные и полезные всем шестереночки.


Вот это уже современные.


А это - обмоточный, самый уютный цех завода, что неудивительно, потому что коллектив традиционно был женским. Сейчас здесь работу выполняет всего одна-единственная труженица, обмотка производится вручную.


Вот это честно не помню что)))


Безобидная на вид машинка справа - самая настоящая гильотина. Режет сталь толщиной до 100 мм - слева, собственно, результаты ее труда.


Хорошо, что она не работала, когда мы пришли - не думаю, что нам было бы уютно)))
А еще лучше, что не работали в момент экскурсии штамповочные станки и прессы - иначе с целыми барабанными перепонками нам бы оттуда не выбраться.




"Библиотека", как я ее окрестила - несколько тысяч съемных насадок для этих станков.
- 3D-принтер это все заменит? - коварно спросила я.
- 3D-принтер хорош для изготовления одной детали, а если их надо несколько тысяч?
Главный вопрос - что же завод выпускает?
В основном - продукцию со сложновыговариваемым и малопонятным названием для строительства и эксплуатации железных дорог, коих в России, на минуточку, 121 тыс. километров. Кому интересна вся это специализированная техника - смотрите на сайте. А кому неинтересна - зайдите на сайт попозже, нам по секрету сказали, что они сейчас заказали разработку нового сайта студии Артемия Лебедева))))) Я хочу посмотреть, что получится в итоге)))
Еще, например, мини-электростанции. Тоже для железных дорог, но в ближайшем будущем обещали наладить поток и для простых смертных потребителей.
Вот, например, уже готовый генератор проходит тестирование.


Мне лично больше всего понравилась дрезина - аккуратная, симпатичная и задорная))


Я бы прокатилась с удовольствием и с ветерком.
Вышла с завода с чувством сильного удивления и очередной порции гордости за свой город.
Огромная благодарность представителям завода, которые провели для нас эту экскурсию - Утешеву Владиславу Геннадьевичу и Михаилу Юрьевичу Куличкину.
Ну и, конечно же, чудесным девушкам из Сбербанка, которые эту экскурсию организовали - Елене Мишиной и Марине Голофтеевой.
Отдельное спасибо за чаепитие "апре-ски"))))


интересно ЖЖе, горЖЖусь, калуЖЖанка

Previous post Next post
Up