Мое знакомство с гуманной педагогикой началось год назад. В завершение летних каникул прошлого года я случайно наткнулась на материалы Международных педагогических чтений. Меня очень увлекло то, что я обнаружила. Я записалась на дистанционные курсы, прочитала классиков, тексты которых предложены в первом разделе курса, посмотрела видео Шалвы Александровича. Остановилась на том, чтобы написать эссе. Эссе переписывала несколько раз, но не решилась отправить. Потом мне посчастливилось побывать на фестивале гуманной педагогики в Краснодаре. Чувства, мысли, поднятые на фестивале, долго осмыслялись.
Из дневника.
Днем исследовала окрестности, отдыхала в номере, ела вкусные пирожки, а вечером - встреча в пяти минутах ходьбы от гостиницы. На встрече - плакала. Постоянно поднимались чувства, и слезы текли по лицу. Но в них не было трагедии. Состояние внутри - я - дома, что дом - это весь мир, в котором есть такие люди, как Шалва Амонашвили. Благодарность богу за все, что есть в моей жизни, за то, что нахожусь рядом с великим Человеком. Он говорил о романтике воспитания, о том, что в воспитании не бывает потом, есть только сейчас. Рассказывал известную всем историю о БуратинО. Так он ставит ударение в этом слове и в этом тоже есть для меня большая ценность, рождающая душевный отклик. Эта кукла очень сблизила его с сыном, потом с дочкой, потом с внучкой. Да, не нужно воспитывать детей, просто живи с ними, вместе проживай уроки жизни от сердца, от души. Где-то внутри у меня зрел вопрос, и я его решилась задать. Не как учитель, как мама. О моем взрослом сыне, о нем болит душа. Шалва внимательно посмотрел на меня, увидел мое волнение, попросил не вставать, его глаза и сейчас передо мной. Под его взглядом мне стало спокойно, вопрос родился ровным и понятным, его присутствие помогло мне. Ответ был очевидным для меня, но то, что я получила через это короткое общение с Мастером, более ценно. Что я получила? Внимание, заботу - трудно выразить, что произошло. Но во мне осталось что-то большое и теплое. Я приняла это как дар Учителя.
Вопрос был о том, что делать, если у ребенка был дар, а ты не помог ему его раскрыть. И вот мальчик уже не ребенок, ему двадцать лет. Собирается жениться, а сам еще не нашел себя, не то, что про дары думать. На что Учитель ответил (это я так поняла) что у детей, если дар не раскрывать, дар бог забирает. Но присутствие, участие меняет жизнь и взрослого ребенка. И участие терпеливое, которое может проявиться не сейчас и не завтра. Не только слова меня тронули, а то, как говорил Шалва Александрович. Вот что нужно всем, и детям. Любовь, которая не останавливается. Она просто не может остановиться. Она безконечна. Она движется.
В течение года я так и не смогла продолжить обучение. Это связано не только с нехваткой времени. Созревала для учебы. За этот год я очень изменилась. Я признала, что я авторитарный педагог. Хотя у меня мягкий характер. Я играю в гуманного педагога, я им не являюсь. Почему? Из-за страха не состояться в профессии. Я закрыта, мнительна, интроверт. Много думаю, мало делаю. Увидев в себе авторитарного педагога, не стала с ним бороться, просто потихонечку меняю свое общение с детьми, их родителями, администрацией, меняю отношение к детям, отношение к себе. Открываюсь. Я работала в шестом классе. Мы вместе с ребятами читали «Маленького принца» Экзюпери, «Чайку Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Делали вместе театральную постановку-посвящение. Особенно я горжусь синими шторами со звездами. Я приносила в класс свою швейную машинку, сшивала полотнища темно-синего цвета. Девочки с мамами приклеивали на шторы звезды, папа одного ученика умело прикрутил карнизы. После постановки шторы снимать не стали, теперь у нас в литературной рекреации каждый день тайна - звездное небо... Это, действительно, счастье - делать что-нибудь вместе.
Из дневника.
Разговаривала по телефону с Мариной Игоревной, директором 200 школы города Москвы. Она тридцать лет в гуманной педагогике. Мои вопросы были прагматичны: как создать родительский клуб и провести урок. Все же это выглядело, как дайте списать, пожалуйста. Марина Игоревна минут пятнадцать терпеливо объясняла мне, что готовых решений в гуманной педагогике нет. Все происходит здесь и сейчас. Из этого разговора ничего нового я для себя не услышала. Но... Я поняла в очередной раз, как я через голос наполняюсь новым смыслом, который потом разворачивается во мне. Для меня важно слышать, как звучит человек. Из разговора я получила уверенность, стержень во мне появился. Раньше начинаю читать гуманистов и улетаю. С чем идти в класс? Все на чувствах, на уровне разумности - ноль. Теперь по-другому. Появляется-таки сухой остаток. Завтра вместо классного часа буду проводить урок "Чудо" - "час удивительно доброго общения". Будем читать притчи и обсуждать их. Конечно, решать какие-то текущие дела. Вот это мне тоже нравится, что я ввожу в речь осознанные понятия. Теперь у нас нет классного часа, но есть ЧУДО. Нет знаков препинания, но есть СМЫСЛОВЫЕ знаки.
Итак, в чем же качество огня, который я выбираю не только как педагог, но и как человек?
Как-то я расшифровала для себя слово сила. СИЛА - это Свет(знание) И Любовь…
Я выбираю силу, силу разума и любви, их взаимодействие в открытости, искренности, честности, щедрости души и духа, в сотрудничестве и сотворчестве для простой счастливой человеческой жизни.
https://vk.com/gumannajapedagogika