В первые 3 года жизни малышу надо многому научится и многое исследовать. Задача мамы помогать малышу расти и развиваться, заботиться о нем и учить новым, полезным в жизни навыкам.
Поговорим о навыке использовать горшок по назначению. Мы не будем называть это «приучением к горшку» потому что, это реально не так. Сначала малышу надо понять, что именно с ним происходит, как «это» у него происходит и где «это» происходит, и только потом, куда «это» надо делать. Можно сказать, что этот процесс длительный, поэтапный и начинается он с рождения. На эту тему много написано и сказано. Мы скажем коротко и понятно. И мы будем говорить об обычном младенце, который появился на свет в племени Бока-Бока, в тропическом лесу, сотни лет назад. Потому что, в сущности, младенцы с тех пор ничуть не изменились. И об опыте его мамы, как она ему помогала на пути к горшку (или что там у них тогда было???)
Современная мама может выбрать несколько способов: высаживание (углубиться в эту тему можно с книгой Ингрид Бауэр «Жизнь без подгузников», у нас в магазине она есть))) - естественная гигиена или многоразовые подгузники, голопопие или одноразовые подгузники, а может сочетание нескольких приемов. Малышу же, современному или нет, на пути к горшку необходимо пройти определенные этапы и постоянное использование одноразовых подгузников может помешать на пути, заложенном природой.
Как же мама из племени Бока-Бока "приучала" малыша к горшку? Эта мама знала, что её новорожденный малыш - рефлекторно ходит в туалет, т.е. не контролируемо. Он сосет грудь, писает и какает одновременно, рефлекторно, очень часто. На этом этапе мама помогала малышу тем, что предлагала грудь по первому требованию, а дети требуют грудь не только ради еды и питья, но и в помощь, чтобы расслабиться и запустить рефлекс мочеиспускания и дефекации. На этом этапе мама полностью контролировала процесс.
Следующий этап - 2 - 2,5 месяца малыш изучает свое тело и понимает где «это» у него происходит. У ребенка увеличиваются периоды бодрствования во время которых, он изучает свое тело путем ощупывания, разглядывания, на этом этапе он любит мочиться лежа на животе, потому что так удобно почувствовать то место, где «это» происходит. Теперь мама давала малышу больше самостоятельности, ведь он должен сделать свои собственные открытия.
В 6-8 месяцев, когда ребенок начинает вертеться и ползать, он может покакать и пописать, потом подползти к этому месту, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Это следующий этап - знакомство с тем, что из «этого» получилось. Это лучше делать под присмотром и контролем мамы, дабы изучить, но не навредить. И мама из племени Бока-Бока это знала.
Следующий этап - установление визуального контроля. Ребенок задается вопросом: «Как же я «это» делаю?» Это 7-9 месяцев, когда он начинает наблюдать за процессом мочеиспускания. Это очень увлекательный процесс.
Следующий этап - овладение контролем над функцией. Этот период начинается примерно в год. Овладение контролем выражается в том, что ребенок начинает писать на разные поверхности, очень любит писать на мягкие впитывающие поверхности, писает на головешки от костра и листву в джунглях, стоя, сидя, на четвереньках.
Следующий этап - социализация функции: ребенка начинает интересовать: «А как же «это» делают все?» Здесь все просто - он наблюдает и подглядывает, настойчиво и с любопытством за всеми членами племени. Там он и узнает, заодно, и где «это» делают все.
Следующий этап - создание ритуала. Создание ритуала - это закрепление. Ритуал возникает тогда, когда ребенку нужна повышенная степень надежности. Если ребенок все правильно понял и все правильно делает, то все должно повторяться в определенном порядке, чтобы обрести должную степень надежности. Здесь мама показывала малышу место, где можно «это» делать и они вместе придумывали ритуал, т.е. последовательность действий.
На всех этапах мама хвалила малыша и не проявляла ни малейшего негатива, который может спровоцировать ребенка делать «это» в укромных уголках или никому не сообщая. Ведь, если вождь племени случайно на «это» наступит, он будет ооооочень недоволен.
Маме из племени Бока-Бока было очень легко соблюсти все эти этапы, ведь у неё не было ковров, диванов, там всегда тепло и одежда не нужна, а также не было одноразовых подгузников.
Но так как малыши с тех пор не изменились, а времена изменились, то современным мамам поддержать все этапы на пути к горшку помогут несколько простых советов:
1. Дома, а в жаркое время и на улице, давайте малышу больше возможности быть голышом. Пока он не ползает можно выкладывать его на пеленку+клеенку, а сейчас появились впитывающие непромокаемые многоразовые пеленки, это гораздо удобней, ничего нигде не скомкается и не будет громко шуршать.
Если малыш почти все время у вас на руках используйте многоразовые подгузники
- мама сухая, слинг сухой, но малыш понял, что он «это» сделал.
2. В теплое время года можно на недолгие прогулки также использовать многоразовые подгузники, подросшему малышу (от года) подойдут непромокаемые многослойные трусики
если он пописает на прогулке, одежда останется сухой.
Главное то, что многоразовые подгузники помогают малышу освоить механизмы, понять, что происходит и экономят бюджет, использовать их гораздо дешевле, чем одноразовые.
3. Также можно применять частичное высаживание, в определенные моменты: перед сном, после сна, перед прогулкой, после прогулки. Это задает нужные ритмы.
Как раз в интервале между 1,5 и 2 годами дети садятся на горшок регулярно. Возраст, когда на горшок садятся все, если они прошли все предыдущие этапы, это 1 год и 8 месяцев. Самый ранний срок - это 1 год и 4 месяца, когда есть множество примеров извне.
Все должно происходить вовремя, в свой срок, мама из племени Бока-Бока это знала и, набравшись терпения, постепенно проходила с малышом все этапы.
Надеемся вам чем-то пригодится эта небольшая заметка)))
Счастливого материнства!
© Т.Ч.