"Дядя Ваня"

Aug 03, 2021 14:09


На Мастерфесте была режиссерская лаборатория. Нас учили искать исходное событие. Для меня все эти разборы на исходное-основное-центральное-финальное-главное всегда был темный лес. Почему они ТАК называются? что за чем идет? Еще понимаю - найти кульминацию, а все остальное - это вообще что?!?

И вот, на открытии была лекция от Владимира Волкова «Режиссура как криминалистика», которая очень меня вдохновила. Он говорил, что надо начинать разбирать пьесу с названия. Очень важно понять, почему пьеса называется именно так, как она называется. И возможно, поняв это, ты получишь «ключ» к пьесе. Это я уже от себя дополняю.

Так вот, «Дядя Ваня». Почему эта пьеса называется так? Почему не Войницкий Иван? Я додумалась до следующего:

Дяде Ваней называет Ивана Войницкого только Соня, его племянница. И Соня же финалит всю пьесу своим монологом. И как-то так мне понятно стало, что Соня и есть главный герой пьесы. И название тоже на это указывает. А еще, автор вводит Соню в пьесу так аккуратно и бережно, он так заботиться о том, что бы зритель Соню полюбил, что становится понятно, что автор Соней восхищается. Ее работоспособностью, скромностью, умением видеть в людях хорошее, умением любить.

Вспомнилась лекция Дмитрия Быкова про «Евгения Онегина» и его вывод, что главный герой там вовсе не Евгений, а Татьяна. И что Пушкин часто применяет этот ход - называет произведения не по имени главного героя.



В общем, мне понравилось копаться в пьесе с лупой, искать исходное, задавать вопросы «почему так?» и находить ответы между строк :)

ЗЫ. Кстати, у Макдонаха в «Калеке с острова Инишмаан» на мой взгляд тоже главный герой вовсе не калека Билли, а ДжонниПатинмайк :).

ЗЗЫ. Правда, надо признать, что работает такое не всегда. У Шекспира все четко - главный герой тот, кто выведен в название. «Гамлет», «Макбет», «Король Лир», и прочие Ричарды :)

Previous post Next post
Up