Сегодня лазила во всемирной паутине и наткнулась на интересную статейку. Не для кого не секрет, что больше времени, чем летом мы не проводим со своими детьми. Они не в школе, мы берем летом отпуск. И вот что нужно и не нужно делать во время этого совместного времяпрепровождения, говорит психолог Наталья Кундюкова. Материал позаимствован
вот тут.
Наталья Кундрюкова - психолог, гештальт-терапевт. «Отношения человека с миром или с другим человеком, мамы с ребенком, мужчины с женщиной, соседки с соседкой, то как мы выстраиваем отношения и живем в них, какие придаем смыслы и какие испытываем чувства - вот любимые темы моей работы».
Способ 1. Начать здоровый образ жизни
Именно летом мысли о подвижном образе жизни, физкультурных занятиях и прочих телесных активностях в головах родителей становятся особенно крепкими и упорными.
Если бы дело ограничивалось легкой прогулкой, было бы еще хорошо. Но когда мысль простирается до регулярных занятий спортом, до непривычных видов деятельности - будь то плавание или скалолазание, - стоит ожидать, что ваш ребенок проявит сопротивление.
Ребеночек-то еще маленький, у него вообще нет понятия о здоровом образе жизни. Или нездоровом. Ему комфортно в привычном образе. И как нужно постараться, чтобы отвлечь его от компьютерных игр или телевизора?
Не стоит говорить, что это вредно для здоровья, будут болеть глаза, вы чего-то не сделаете для него или не дадите взамен того, что он просит. Только зря потеряете время.
Попробуйте мотивировать его, заинтересовать, например, сказав:
- На спортивной площадке ты можешь познакомиться с новыми друзьями;
- Научишься тому, чего пока не умеешь;
- Если тебе это покажется неинтересным, ты сможешь уйти.
Дети остаются там, где их привлекает общение, где находят друзей, где их принимают, и они могут раскрыться. Его неподдельный интерес - показатель здоровой психорегуляции.
Способ 2. Научить правильно питаться
"Витамины! Полезное питание три раза в день!" - потирают руки мамы и бабушки, стараясь воодушевить своего ребеночка правильно поесть. Ему же совершенно безразличны теории про всякие белки, жиры, углеводы и "ешки" с "цэшками". И слава Богу, значит, другие проблемы - проблемы психологического роста, взросления, познания мира - для него гораздо важнее. Поэтому:
Не стоит делать упор на разговоры, акцентировать внимание на том, что вам этот продукт или фрукт нравится, принуждать его к четкому режиму приема пищи, устраивать нагоняй, если он снова съел что-то из запрещенного списка.
Попробуйте четко, однозначно выразить свою позицию по поводу питания и предоставить ему пространство для собственного выбора.
- Определите список продуктов, питаться которыми нежелательно, и тот допустимый лимит нежелательного, который ребенок может позволить себе в неделю (Если, конечно, он достаточно разумен, чтобы понимать, о чем идет речь. Детям, которые еще плохо разговаривают, или имеют расстройства пищевого поведения, объяснять это рано).
- Устраивайте раз в неделю "праздник живота", давая ему вволю полакомиться тем, что он любит. Проверяйте его состояние, спрашивая: "Ты, правда, хочешь еще?". Только будьте искренни, чтобы это не переродилось в игру "Съем назло маме", или защитную реакцию наподобие "Съем, чтобы порадовать маму".
- Кладите на стол зелень, ешьте фрукты и овощи, которые вам и другим членам семьи нравятся. Возможно, ему станет любопытно, что же такого привлекательного в этих зеленых листьях или красной ягоде, которые вы уплетаете с удовольствием.
Способ 3. Вводить жесткий распорядок дня
Я видела эти списки с распорядками дня на холодильниках в каникулы. Они выглядят, как белое полотенце, которое выбрасывает на ринг секундант попавшего в нокаут боксера.
Лето - время для расслабления и неги, на подсознательном уровне это знает любой житель нашей страны с периода подгузников и погремушек. И вам самой тоже полезно расслабиться.
Не стоит подменять полноценный отдых вялотекущей работой. Помните поговорку: "Делу время, потехе час". В лучшем случае ваше чадо научится формулировать более веские аргументы и преодолевать установленные препоны.
Попробуйте проанализировать, как вы сами обходитесь с расписаниями, и вовлекать его в свой тайм-менеджмент.
- Размышляйте вслух, сколько времени нужно, чтобы добраться до пруда, чтобы искупаться, за сколько до этого встать, сколько потратить на сборы.
- Купите ребенку привлекательные для него часы или телефон, чтобы он проверял время.
- Интересуйтесь, в какое время ему самому больше нравится ложиться и вставать, и, если возникают противоречия с вашими намерениями, обсуждайте это.
В любом случае будьте последовательны. Если сказали: "я приду через час проверю, как ты выключил компьютер", значит, приходите через час. А если сказали "я тебя не трогаю" - действительно, не трогайте.
Способ 4. Выучить все, что не успел выучить в школе
Причин, провоцирующих родителей заботиться о повышении уровня знаний своих детей, множество. И все веские. Но знаете, чем хорош балет? Тем, что действие продолжается максимум три акта и на этом заканчивается. Вы, правда, хотите, чтобы "школьные па и пируэты" вашего ребенка длились бесконечно? Дайте передышку и себе, и ему.
Не стоит летом обязывать ребенка делать то, что ему очень сложно, и для этого устраивать занятия с репетиторами; отправлять в углубленные языковые школы, если язык дается ему с трудом.
Попробуйте развивать то, что получается у него хорошо, а также предложить обучение в развлекательной форме.
- Когда он начинает сам читать, пропускайте ошибки. Успеете их исправить, когда у него разовьется устойчивый навык чтения.
- Дошкольников или младших школьников приглашайте на познавательные экскурсии.
- Подросткам подойдет интернациональный или специализированный лагерь, общение со взрослыми родственниками, увлеченными своею работой. Ведь самые ценные знания те, что получены на собственном опыте.
Способ 5. Ударно социализировать (спортивные, оздоровительные лагеря)
Ездить в места массового скопления сверстников, любят не все дети. Если с вашим ребенком дела обстоят именно так, то, поверьте, у него для этого есть все основания. Выясняйте аккуратно, проявляя уважение к его состоянию.
Не стоит принуждать его ехать куда-то, соблазнять или манипулировать. Одним детям нужно много общения, другим меньше. Это зависит от врожденного темперамента и уклада вашей семьи, и это обязательно надо учитывать, чтобы ребенку не пришлось геройствовать, соответствуя вашим ожиданиям.
Попробуйте разобраться, какой негативный опыт он получил в прошлом, и какие уроки вынес из этого опыта:
- В непривычной обстановке могут проявляться различные фобии, незаметные дома.
- Ребенок может избегать новых знакомств, если раньше попадал в травмирующую ситуацию. Поддерживайте его самооценку, показывая, что любите и принимаете его любым.
- Дети с повышенной тревожностью и гиперактивные сложно привыкают к новой обстановке и новым требованиям. Им нужно много внимания (звонков, встреч). Желательно, чтобы в новом окружении был кто-то из уже знакомых сверстников или взрослых (их можно заранее, за месяц-два познакомить, и вместе провести пару выходных). Так детки будут чувствовать себя в большей безопасности.
- Подростки могут, наоборот, критично воспринимать ваше внимание и видеть в нем гиперопеку. Вам будет сложно, потерпите! Дайте своему мальчику или своей девочке глоток свободы. О их самочувствии можно справиться у вожатых.
Способ 6. Объявить войну его привычкам
Особенно велик этот соблазн для неработающих мам, много времени проводящих вместе с детьми. Да, это здорово, если дите научится правилам общежития, или личной гигиены, но, пожалуйста, не заходите в своем рвении слишком далеко.
Не стоит преследовать ребенка за неубранную комнату или невычищенные зубы. Комната - это его территория, а зубы, в конце концов, его личные зубы. Не ваши. И он имеет, минимум, 50 процентов прав на свои привычки, как и вы.
Попробуйте оценить, какой ущерб его привычки наносят лично вам, каким образом они вас задевают. Может, случиться так, что через ребенка вы удовлетворяете свои личные потребности. Это не страшно, но лучше все-таки это разделять на мое и его.
- Договаривайтесь. Ведите переговоры на равных, даже если вашему крохе два года.
- Напоминайте, но не обвиняйте.
- Если второй родитель настроен к привычкам ребенка более агрессивно, и вы намерены его защитить, разговаривайте со своим партнером, обсуждайте, ни в коем случае не образовывая пару с ребенком "двое против одного".
Способ 7. Предоставить его самому себе
Безусловно, за прошедший год вы могли подустать от своего обожаемого сына или дочки. Это нормально и разлука полезна. Но бывает, что, отправив его на дачу к бабуле или на море с одним из родителей, вместо отдыха мы получаем гложущее чувство вины.
Не стоит, общаясь с ним по скайпу или телефону, задавать формальные вопросы ("Как дела?") и опережать его своей обеспокоенностью ("Что-то у тебя голос совсем грустный, ты очень устал").
Попробуйте проявить заинтересованность, показать, что вы неравнодушны к тому, что происходит с ним, выбирая ту форму общения, которая соответствует его возрасту и развитию.
- Маленькие дети лет до пяти, иногда семи, пока не могут связно рассказывать о прошедших событиях, как это делаем мы, взрослые. Поэтому с ними лучше играть, читать, придумывать сказки и делиться своими впечатлениями в объеме их знаний ("Я видел воробья (пожарную машину, клумбу с розами), а каких птиц (машины, цветы) видел/видела ты?").
- Не уставайте повторять, что любите, скучаете (если это правда) и готовы прийти на помощь.
- Выслушивайте до конца все, что он говорит, не отвлекаясь.
- У подростков интересуйтесь, что нравится или раздражает, и почему.
Тогда к концу лета вы получите не совершенно новую версию своего ребенка, а лишь слегка обновленную старую. Да, еще важный момент: расскажите об этих способах дистантного общения папам. Как правило, для них телефонные разговоры представляют большую сложность.
Способ 8. Отправить в непривычные климатические условия
О да, мир стал маленьким, его можно целиком облететь за 24 часа. Отправляясь с ребенком в путешествие, берите в расчет, что вместе с физиологической перестройкой организма, адаптации к новому часовому поясу, происходит еще и психологическая подстройка.
Не стоит перемещаться туда, где в прошлом году ему было плохо, и в новых условиях стараться жить так же, как дома, если это не получается само собой.
Попробуйте адаптироваться настолько, насколько это возможно, и не пытайтесь это делать бесконечно.
- Если ребенок в десять часов вечера просит выключить солнце, значит, для его покоя слишком много света. Эту тревогу унять словами сложно. Занавешивайте окна, меняйте номер - это лучше, чем ломать психику своего малыша.
- То же самое относится к тем, кто путешествует из одного полушария в другое. Лучше спать днем и бодрствовать ночью, чем надолго лишать его сна.
- Будьте бдительны, чтобы вовремя распознать - это он заскучал или такой вялый от обезвоживания.
Вообще перемены в настроении ребенка могут быть сильными и резкими, что может выражаться в капризах, истериках, значительном возбуждении. Это может быть некстати для вас, но этому надо давать проявляться. Телесное переживание чувств - это здоровая реакция живого организма.
Способ 9. Назначить воспитателем младших детей
Быть няней - это работа, а, значит, за работу вашего ребенка вам надо платить. Конечно, все семьи решают этот вопрос по-разному. Но у старшего ребенка должен быть выбор - помогать вам с младшими или не помогать, и, если помогать, то на каких условиях.
Не стоит вменять ему это в обязанность, виноватить, если у него другие планы.
Попробуйте договориться о помощи вам на разумных условиях, помня, что они оба (или трое, четверо, пятеро) - ваши дети и все одинаково нуждаются в заботе.
- Двух малышей можно увлечь игрой, объяснив старшему, что у вас есть неотложные дела по хозяйству.
- Подростка попробуйте стимулировать материально, отдавая ему реальные деньги на карманные расходы.
- Просите о помощи и будьте готовы к отказу. Постарайтесь с уважением принимать любое решение своих взрослеющих детей. У них начинается своя жизнь, а младшие дети - часть вашей.
Способ 10. Постараться прекрасно провести лето
Это самая большая ловушка для родителей, которые хотят быть идеальными. Любое отступление от плана разочаровывает, и все последующее обесценивается, как неправильное, плохое, совсем неподходящее.
Но у каждой медали, то есть у каждого сорванного плана или несбывшейся мечты, есть вторая сторона. Попробуйте увидеть ее, вдруг она вам понравится.
Выводы
Вообще способов может быть гораздо больше. Но, заметьте, в основе каждого лежит желание значительных перемен, причем быстрых. Или желание видеть что-то другое, чем то, что сейчас есть.
Ученые выделили несколько стрессогенных факторов, то есть ситуаций, при проживании которых организм проходит через состояние стресса. Один из этих факторов - отдых.
Да-да, мы просто меняем вид деятельности и ритм жизни - из напряженного к расслабленному, от четкого, жесткого к замедленному - и при этом стрессуем. Чем младше ваш ребенок, тем меньше у него опыта проживания данной ситуации.
Впрочем, взрослея, он каждый раз видит эту ситуацию другой, в соответствии со своим изменившимся психологическим и физиологическим состоянием. Значит, каждый раз проживает ее по-новому.
Для того чтобы любое новое состояние стало привычным - и это тоже исследования ученых - необходим 21 день. За 21 день происходит полная адаптация, образуются новые нейронные связи в мозге, и формируется достаточно устойчивая привычка. Затевая масштабные перемены, пожалуйста, учитывайте это.
Вы можете выбрать: потратить лето, такое короткое в России, такое долгожданное, на большое переустройство или просто жить, встречая и полноценно проживая каждый день. И любой ваш выбор будет правильным.
Наталья Кундрюкова, специально для
Дети@Mail.Ru