Вступление...
Оригинал взят у
pa_o_lina в
Катехизическая роль мирян в Церкви. Историческая парадигма и пророческий вызовЭта статья ”
Rolul catehetic al laicilor în Biserică. Paradigmă istorică şi provocare profetică” (журнал "
INTER”, №1, 2007) на румынском языке запомнилась мне еще в прошлом году, во время работы над курсовой по катехетике. Хотелось бы поделиться ее переводом на русский язык. На мой взгляд, и сама статья, и богословский и религиоведческий журнал "
INTER”, редактором которого является ее автор Раду Преда, заслуживают внимания.
Раду Преда - румынский богослов, преподаватель на факультете православного богословия в Университете в Клуж-Напока. Закончил факультет православного богословия Бухарестского университета (1991-1995), затем аспирантуры в Гейдельберге, Париже и Риме. Степень доктора богословия получил на факультете православного богословия в Клужском университете «Babeș-Bolyai». Основатель и ректор Румынского института межправославных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений «
INTER».
Данная статья представляет собой его доклад на Национальном симпозиуме по катехетике и гомилетике, организованном православным богословским факультетом университета в Алба-Юлии, 23-24 мая 2005. Тема встречи: «Исповедание веры в контексте радикальной секуляризации».
Фото:
teologia-sociala.ro Статья будет опубликована в четырех частях.
***
«Предание представляется критическим духом Церкви».
В.Н. Лосский
Благодарю организаторов этого симпозиума за приглашение. Это не столько жест вежливости. Просто мне хотелось подчеркнуть междисциплинарный характер данного вопроса. Катехизическая проблематика отсылает к более обширным вопросам миссии и пастырской деятельности, а также социальной работы церкви (не только в филантропическом, но и в богословском плане!). Поэтому отдаю себе отчет в том, насколько трудна тема, выбранная для этого доклада.
В своем выступлении я ставлю перед собой задачу обратить ваше внимание на один факт, кажущийся на первый взгляд малозначительным. Катехизация зачастую многими понимается как процесс передачи знаний о вере, как урок в рамках фронтальной педагогики, в котором роли хорошо известны: одни (священники) говорят, а другие (верующие) слушают. С точки зрения техники коммуникации такую огласительную беседу едва ли можно отличить от радио- или телепередачи. В этом случае можно говорить лишь об уведомлении, доведении до сведения. Такую огласительную беседу нельзя понять через призму приобщения, которое предполагает общение и в то же время делает его возможным. Так, между общением и приобщением существует взаимная связь. Неслучайно, разрыв церковного общения выражается через прекращение общения евхаристического. В церковном пространстве веры и мышления роли не могут распределяться таким образом, что духовенство полностью присваивает себе прерогативу общения, а народ вынужден довольствоваться только... молчанием.
Возрождение катехизации, равно как и придание импульса миссии и пастырской деятельности, а также диалог церкви и общества в зависимости от вызовов и знамений времени, должны проистекать из динамической концепции общения и распределения ответственности в церковном пространстве. Проповедь, непрерывная катехизация, миссия и социальная работа не могут абстрагироваться от значимых действующих лиц в церкви - мирян. Как мы хотим придать литургической жизни глубину предвкушения Царства Небесного, если сводим все к клерикальному действу? Как мы можем надеяться обрести миссионеров, если мы не готовим к этому своих мирян и не пересматриваем роль богословского образования? Как мы можем надеяться на то, что нам будет с чем обратиться к плюралистическому обществу, страдающему амнезией, если у нас нет свидетелей во всех областях и на всех уровнях принятия решений? Далее в этой статье мы постараемся предложить частичные ответы на эти вопросы.
(продолжение следует)
Часть 1.
Катехизация, катехумен, катехизатор - богословские термины и церковные реалии.
Часть 2.
От катехизации предкрещальной к катехизации непрерывной.
Часть 3.
Роль мирян в непрерывной катехизации Церкви.