"... Но Бог поругаем не бывает - что посеет человек, то и пожнет."
__________________
Оригинал взят у
adam_a_nt в
НКВДшная антропологияОчень глубоко пустила она корни в нашем обществе и в нашей церкви.
Оригинал взят у
sandrosenko в
НКВДшная антропология Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет!
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
Говорят, что посвящаемому в их общество* предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных, покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда, - о, нечестие! - присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собою его члены.
Марк Минуций Феликс. Октавий
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь на сайт «Русской народной линии» (далее РНЛ) - баннер «Подпишись в поддержку закона Димы Яковлева». Но это так, что называется, рюшечки на обоях. В разделе «Рекомендуем прочитать» на днях появился опус с интригующим названием «Заостровский раскол». Не стала бы даже пачкаться в этом очевидно заказном доносе, но на ложь и клевету приходится реагировать. Отец лжи известно кто (см. Ин 8:44).
Если хочешь кого-то «выдавить в раскол», обзови его «раскольником»! Нужно просто соврать. Вот и вся наука! Ну то есть, если кто-то слишком много читает Писание, не пьет, не курит, не блудит, вообще подозрительно добросовестно исполняет заповеди Божьи, слишком много молится сам и вместе с другими верующими (и даже дружит с ними!), относится к своему пастырю не как к «священной корове», а как к человеку, который помог ему обрести смысл жизни, научил доверять Богу и жить по Евангелию… в общем, если кто-то в церкви так подозрительно себя ведет, что рядом с ним и находиться-то в одной церкви неудобно (что аж с богослужения ноги сами выносят - как пишет в своем доносе одна из «свидетельниц») - обзови их раскольниками и богохульниками. А еще лучше - выдумай что-нибудь пожутче: ну что они пьют кровь младенцев, например, или ненавидят своих родителей. Ничего не напоминает? Тем, кто читал Евангелие или знаком с церковной историей, думаю, пояснять не надо.
Другой вопрос - много ли таковых? Читавших Евангелие то есть. А пробовавших исполнить прочитанное? И в этом сила РНЛшного поклепа. Он ориентирован на малоцерковных или просто неверующих в Бога людей. Он возбуждает в читателе худшие чувства: зависти, злобы, неверия, подозрительности, обиды - тех самых бесов, от которых наша страна и наш народ корчится как минимум последние сто лет.
Аргументы, приводимые автором поклепа, выдают в нем человека неверующего и не знающего ни церковной традиции, ни канонов Русской православной церкви, ни смысла православного богослужения. Он говорит, что «кочетковцы» - о ужас! - причащаются на каждой литургии! Но помимо безобидных невежественных выпадов, автор не брезгует и клеветой. А чего бояться неверующему человеку?! Бога?
В основе его риторики - то, что называется НКВДшная антропология, то есть такой взгляд на человека, который можно описать примерно следующим образом. Свободы не существует. Человек - рефлекс природы, полностью программируемое существо, предрасположенное при этом к достаточно низменному поведению. Предоставленный сам себе, он с неизбежностью будет вести себя подло, жестоко и руководствоваться сугубо своими низменными инстинктами. Если человек поступает благородно, красиво, милосердно - это неизбежно вызывает подозрения: мол, он только кажется благородным, на самом деле ему либо угрожают, либо наоборот, его чем-то подкупили. Одним словом, человек полностью детерминирован извне, верят несчастные последователи НКВДшной религии. Отсюда и угрозы священноначалию, и открытые попытки давить на патриарха. По существу это полное неверие в Бога и человека, в возможность живых, открытых, бескорыстных отношений между людьми (что уж говорить про отношения между Богом и человеком), т.е. это мировоззрение, не просто отличное от христианской веры, но полностью противоположное ей. По свидетельствам многих людей, так действительно верили многие сотрудники НКВД, правда, непоследовательно исключая себя из управляемых «рефлексов природы» в сообщество понимающих и управляющих.
Этот дух неверия в Бога и человека, дух подозрительности ко всякому добру и чистоте, ко всякому проявлению человеческой свободы и достоинства, был в мире с начала истории. Искушения этого духа отверг Господь наш Иисус Христос в пустыне. Этим духом гнали и убивали христиан с первых веков церковной истории. Не случайно нынешняя КГБшная риторика так похожа на доводы гонителей первых христиан, которых римские граждане ненавидели, пытали и убивали за то, что они «подозрительно любят друг друга». Вину христиан доказывали «самою таинственностью этой развратной религии» и тем несомненным аргументом, что «если бы не было в этом правды, то проницательная молва не приписывала бы им столь многих и отвратительных злодеяний». Правду говорит Писание: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Притч 19:3).
Самое страшное в том, что эта религия неверия, отрицания Бога и человека умело рядится в маски «православия» и «борьбы за чистоту веры». Люди, ее исповедующие, пользуются тем, что православная церковь, десятилетия угнетаемая безбожной властью, на исходе XX века совершенно перестала узнавать саму себя, перестала партийное отличать от церковного, забыла, что церковно, а что не церковно. Еще в XIX веке епископ Михаил (Грибановский) писал: «Церковность - по прямому смыслу слова - это то, что свойственно Церкви, что отличает ее от остального мира, стоящего вне церковной благодати… Мы должны называть того человека церковным, который живет духом Христовой Церкви, освящается ее таинствами, любит ее постановления и руководствуется ими во всех своих делах… Церковность - это такое направление жизни, в котором видно преобразующее действие Св. Духа, присущего Церкви». Конечно, авторы РНЛ не могут вынести этого Духа, потому что не веруют в него и противятся ему, потому что он изобличает в них самозванцев.
«Крещение Иоанново с неба было, или от людей?» (Мк 11:30) - фарисеи не могли ответить Христу на этот вопрос. Потому что они не верили в Бога, но боялись признаться в этом перед народом, который тогда был верующий. Современные фарисеи рассчитывают на то, что наш постсоветский народ, из которого десятилетиями вытравливали лучшие качества: щедрость, доверие, благородство, открытость, достоинство - неверующий, как и они, и поэтому пользуются НКВДшной аргументацией. Но человек, любой человек есть живая икона Бога, он существо алчущее, и алчет он Бога, как писал один проницательный богослов.
И поэтому, конечно, самозванцам не дают покоя те, кто готов все свои силы и время отдавать людям, жаждущим научиться жить вместе по-Божески и по-человечески. Беспокоит их тем более то, что оглашение, которым занимается отец Иоанн Привалов, - научение людей основам православной веры и жизни по вере, традиционная подготовка к принятию Крещения, - сегодня признано нормой во всей Русской православной церкви. А это значит, что людям, которые всерьез хотят разбираться в вопросах веры, с каждым днем все яснее будет становиться природа советских лозунгов про врагов народа («врагов православия»), «еретиков» и «сектантов». И сколько бы они ни кричали о борьбе за чистоту православия, люди будут читать Евангелие и узнавать, что Господь сказал о «сектоборцах»: «По плодам их познаете их. Разве собирают с терния виноград или с репейника смоквы?» (Мф 7:16).
Конечно, оглашение, если проводить его не за страх, а за совесть, как это делает отец Иоанн, или отец Георгий Кочетков, окажется, вероятно, одним из самых неблагодарных дел на земле. Ведь научить человека всерьез доверять Богу и людям невозможно иначе, как самому показав пример и проявив доверие и открытость к нему. И конечно, нет никакой гарантии, что этот человек, которому помогаешь победить в своей жизни зло, бессмыслицу и грех, обрести подлинную веру, в какой-то момент не отвергнет тебя и не скажет: «Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей» (Мк 14:44).
______________
* Речь идет о древней христианской церкви, как ее видели современные ей язычники.