Уместное напоминание для нынешнего Рождественского поста...
________________________________
Оригинал взят у
kir_a_m в
Пост не в брюхе, а в духеПродолжается Рождественский пост, т.е. время совершить духовное усилие. Вспомнились замечательные слова, которые когда-то сказал свящ. Иоанн Привалов. Вот, нашел это интервью в
"Российской газете":
Свящ. Иоанн Привалов
Пост не в брюхе, а в духе
Первый раз об Иване Привалове я услышала от Натальи Дмитриевны Солженицыной лет двенадцать назад. В сельском приходе на русском Севере служит молодой священник. К нему приезжают многие известные люди, только что Никита Струве из Парижа был...
А второй раз его имя произнес один из тюремных начальников. Я занималась тогда судьбой зэка, который в 37-м попал пацаном в ГУЛАГ как сына врага народа, а вышел на свободу уже "авторитетом" при Ельцине...
Мы возвращались серым днем в Архангельск из колонии строгого режима, когда на холме в свете случайного зимнего солнца возникли две церкви - одна каменная, другая деревянная.
"Знаете, какой тут в Заостровье священник? Сам Юрский, ну тот, который Остапа Бендера играл, к нему приезжал. Люди в церковь пошли, из его библиотеки книжки понесли..."
Без раздумий попросила остановить машину. Благоразумное "а если отца Иоанна в деревне не будет, кто за московскую журналистку ответит" у гражданина начальника смешалось с понятным вздохом облегчения...
И вот теперь накануне Пасхи в Институте им. Вишневского с отцом Иоанном вспоминаем ту (случайную ли?) встречу. "С тех пор я часто повторяю: как говорит мой знакомый священник отец Иоанн, пост не в брюхе, а в духе". "Это не я сказал, это я у Даля прочитал".
Не многие командировки помнишь как стоп-кадр. Тогда поразила меня не только восстановленная история Заостровского прихода и его репрессированных священников и прихожан. Но и личная история молодого священника, в детстве которого "с Богом никто не спорил, не воевал, потому что этот вопрос уже был решен: Его нет".
На гребне перестройки и массового похода за правдой Иван Привалов поступил на истфак Поморского университета. Однажды в руках оказались два свежих журнала - "Новый мир" с Нобелевской лекцией Солженицына и "XX век и мир" с его же статьей "Жить не по лжи". И вот что он прочел. "Неправда, что от одного человека ничего не зависит. А ты не напиши, не подпиши, не произнеси ни одной фразы, искривляющей, по твоему мнению, правду".
Или "мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования"?
Это была первая и самая сильная христианская проповедь в его жизни. Он покинул истфак, чтобы стать священником...
Когда новый настоятель прибыл в Заостровье, небольшой приход держался на нескольких старушках. Он начал искать путь к людям, которые родом из страны, где КГБ писалось с большой буквы, а Бог - с маленькой, где до обеда многие считали себя атеистами, а после обеда становились верующими. Значит, им надо помочь обрести веру. Только Евангелия для этого порой бывает недостаточно.
И он стал приглашать многих известных людей, прежде всего, начал с круга, близкого Александру Исаевичу Солженицыну... Жорж Нива, Ольга Седакова, Елена Чуковская, Елена Камбурова, Евгений Пастернак. Все шире становился круг участников общественно-церковного диалога.
Встречи проходили сначала в приходе, а потом в областной библиотеке. Архангельская журналистка Светлана Лойченко в прошлом году издала книгу тех бесед-встреч: что есть любовь, боль, ненависть, вера, грех...
"Тогда он взглянул благодарно..."
- Отец Иоанн, вот вы говорите, что в больнице и пребываете в состоянии счастья. Как человеку переносить боль? Откуда брать свет, откуда брать силы?
- Могу сказать, что мое ощущение счастья - это не какая-то сознательная установка, не волевое усилие, не результат психотренинга. Для меня самого это стало полной неожиданностью.
Это моя вторая операция в отделении хирургии сосудов Института имени Вишневского. Болезнь врожденная, серьезная, но какой неожиданный подарок она мне сделала в этих стенах!
Как я раньше относился к болезни? Как к какому-то недоразумению, которое надо перескочить, перепрыгнуть, преодолеть. Мне казалось, что болезнь, больница - это напрасно потерянное время. Но в последние годы чувствую, что у меня нет больше сил брать себя в кулак и волевым усилием преодолевать препятствия. Остались силы жить, просто жить. И все. И вот тут-то и начались первые "приступы" счастья.
...
- Священнослужителям тоже непросто живется в наше время?
- Те люди, которые все время говорят, что все худо, будет еще хуже, отстают от времени. Меня, как 80-десятника, тоже не покидал вопрос: куда ушло время надежд, почему так много разочарований в реформаторах, рынке и даже Церкви?
Теперь понимаю, что по-другому и быть не могло. Тех, кто прожил советское время без компромиссов с совестью, было единицы. Мне кажется, что люди выходили из этого времени очень нетрезвые.
И надежды на власть, ожидания, что придет новоявленный мессия, который все поправит, наконец-то закончилось. Люди разочаровались во всем и наконец-то повернулись к себе.
- На ваш взгляд, России не грозит возрождение тоталитарного сознания?
- На мой взгляд, нет. Помните, раньше проходили вечера памяти лишь выдающихся людей: репрессированных академика Вавилова, поэта Мандельштама, режиссера Мейерхольда. А сейчас на вечера памяти жертв политических репрессий люди приносят фотографии своих родных и близких, рассказывают их судьбы. А другие сидят и слушают. Это уже совершенно иной подход к собственной истории.
Российская газета: Студент Поморского университета, прочитав статью Солженицына, покинул истфак и стал священником _________________________________________
Источник:
http://www.rg.ru/2011/04/22/privalov.html