Оригинал взят у
ototo в
Вавилон и пять поэтов Наш друг Ототограф, знаток поэзии и Библии, продолжает создавать для нас подборки из пяти стихотворений разных авторов, посвященных одному библейскому персонажу или сюжету. Мы начали с
Ионы, потом перешли к
Моисею и
Аврааму. Сегодня - стихи про вавилонский плен, одно из самых трагических и ярких событий истории. Кстати, мы с удовольствием добавляем к подборке Ототографа любимые тексты наших читателей, предложенные в комментариях. Встречайте: Вавилон и пять поэтов.
ВИКТОР СОСНОРА ***
Как Израиль был испепелен и пленен,
стал рабом твоим, Вавилон.
И, колени склонив, государства отцы
победителям даровали дворцы.
Как трудящемуся независимый труд:
плуг, топор, и лопата…и кнут.
Та толпа, что толпилась в труде и борьбе,
воздвигала подвалы и тюрьмы себе.
Все в работу пошло: и противовес,
шнур и гиря, и Книга Чудес.
И хранитель, что храм Иеговы хранил,
храм убийц подметал, Иегову хулил.
И никто не почувствовал: это конец.
Только арфу на вербу повесил певец.
ЮЛИЙ КИМ ***
Там, возле рек вавилонских,
Как мы сидели и плакали.
К нам приходили смеяться:
«Что вы сидите и плачете?
Что не поёте и пляшете?»
О! О! О!
Ерушалаим, сердце моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?
Там, возле рек вавилонских,
Нет нам покоя и радости.
Там, под плакучею ивой,
Арфы свои изломали мы,
Струны свои изодрали мы. −
О! О! О!
Там, возле рек вавилонских,
Жив я единственной памятью.
Пусть задохнусь и ослепну,
Если забуду когда-нибудь
Камни, объятые пламенем,
Белые камни твои.
Ерушалаим, счастье моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?..
ВАЛЕРИЙ МИТРОХИН Мы пятую не создавали колонну,
Хотя и могли бы наверно.
Мы просто повесили арфы на вербы,
Чтоб песни не петь Вавилону.
Мы петь разучились в плену у Набукко.
Нам петь запрещали тоска и разлука,
Без родины жить - нестерпимая мука!
Поэтому арфы висели на вербах -
На ветках плакучих деревьев неверных.
Лишь ветер ночной проходился по ним,
И струны шептали: «Иерусалим!»
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ Мы ждем и ждем гостей нежданных,
И в ожиданьи
Ни гу-гу!
И все сидим на чемоданах,
Как на последнем берегу.
И что нам малые утраты
На этом горьком рубеже,
Когда отрублены канаты
И сходни убраны уже?
И нас чужие дни рожденья
Кропят соленою росой,
У этой -
Зоны отчужденья,
Над этой -
Взлетной полосой!
Прими нас, Господи, Незванных,
И силой духа укрепи!
Но мы сидим на чемоданах,
Как пес дворовый на цепи!
И нет ни мрака, ни прозренья,
И ты не жив и не убит.
И только рад, что есть - прозренье,
Надежный лекарь всех обид.
СЕРГЕЙ СТРАТАНОВСКИЙ Из «Библейских заметок»
Вот и вернулись домой
из восточного долгого плена
Мы - потомки Иакова,
богоизбранный, царственный род.
Плакали мы, увидав,
в разорении наши жилища
Наши сады в запустеньи
и в развалинах храм Соломонов.
Был среди нас человек,
называвший себя прозорливцем,
Лидером рода, хранителем
букв и рассказов священных.
Гневно он нас укорял
в отступленьи от норм стародавних
Звал к искупленью грехов,
вербовал на ударную стройку
Нового дома Господня.
Помню, из первых и я
записался тогда добровольцем
Вкалывал год словно раб
а потом за усердье в прорабы
Произведен был пророком,
программистом народного счастья.
Помню то утро, когда
привезли на подводах снабженцы
Кедров ливанских стволы
для закладки в священные стены.
Взяли мы их на ремни,
но сорвался ремень и свалился
Кедр, изувечив меня.
И вот с тех пор я - калека,
попрошайка под стенами храма
Ввысь устремленного, в небо,
к Господу наших молитв
Клянчу на хлеб каждодневный
и пытаюсь понять безуспешно
В чем согрешил я тогда
и за что был ушиблен всевышним
Чем не потрафил Ему?
Если кто вдруг забыл, о чем речь: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали тебя, Сион»… Многие страницы Танаха, писания пророков, книги Эстер, псалмы, напоминают нам про Вавилонский плен. Это было великое и трагическое событие в жизни Израиля, случившееся в 6 веке до нашей эры. Вавилон был могущественным государством древнего мира. И вот, после серии иудейских антивавилонских восстаний, царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил великий Храм и увел в плен большую часть еврейского народа… Этот плен продолжался почти 70 лет, и вернуться на родину и вновь отстроить Храм евреям удалось только после того, как Вавилон захватили персы. Здесь, в плену, под тяжестью постигшего иудеев испытания и вдали от обетованной земли, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в своих прежних согрешениях, укреплялась вера в справедливого и милостивого Б-га. Им удалось сохранить главное - Тору и навыки жизни по закону Б-жьему Этот опыт сохранения верности Б-гу и исполнения Его заповедей в невыносимых, казалось бы, условиях навсегда стал опытом Израиля, скорбным опытом повторявшегося вновь и вновь в веках галута - изгнания и рассеяния среди стран и народов земли.
А у вас есть любимые тексты про вавилонский плен? Накидайте их к нам в комменты?