Перепост, свой коммент таков: "Зацепили Ваши слова, о. Павел: "... словно, читая Евангелие по-славянски, не поняли смысла..." Помню, как о.-дьякон читал Апостол - сначала по церковно-славянски, а потом (по просьбе прихожан) - по церковно-русски. Так он чуть ни подскакивал при чтении. Это был другой случай: он ПОНИМАЛ смысл.
А у меня афоризм сочинился на нашу тему: "от Басманного суда - басманное, от Божьего - Божье..." То есть - Милость..."
Оригинал взят у
adelgeim в
Закон или милость?«Бог есть любовь!», а Церковь Христова является организмом любви. Людям, воспитанным на законе, возмездии и насилии трудно понять дух Христов.
Иудеи, выросшие на принципах Ветхого завета, не поняли и приняли Христа. Он со своим учением не вписывался в рамки их традиций, хотя пришёл не нарушить, а исполнить закон. Бог любви открыл Себя через ветхий закон, но иудеи не расслышали Его заповедь о любви. Христос открыл и показал заповедь о любви к Богу и ближнему, хранившуюся в ветхом законе, но не замеченную и не исполненную. Иудеи распяли Христа за учение о прощении и любви. За прощение и любовь к человеку Христос принёс Себя в жертву.
Советские люди, выросшие вне церкви, живут в ветхозаветном понимании Христа. Им понятна справедливость. Милость они не вмещают. Жестоко было бы упрекать их в непонимании милости, которая больше, чем великодушие. Это чудо, и вместить его может только сердце милующее.
Авва Исаак Сирийский открывает «что такое сердце милующее: возгорение сердца у человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в этом Богу» (Исаак Сириянин, «Слова подвижнические», слово 4; стр.254, М.1854 г.)».
Христос говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, и будете детьми Отца вашего небесного». Современник назовёт такой призыв безумным. У него нет перспектив, ему следует только наивный идеалист. Прагматик всегда остаётся в рамках Ветхого завета: «Око за око, и зуб за зуб». На все размышления и милости и прощении отвечает одним аргументом: «Нет милости без покаяния и наказания». Затем начинаются объяснения: «они не покаялись»; « Они безнравственные»; «они не первый раз», «они могут ещё». Это попытка вывести милость из закона. Милость из закона не следует. Это явление иной природы. Только приняв Христа, можно вместить это чудо. Особенно странно звучат аргументы из уст священнослужителей, словно, читая Евангелие по-славянски, не поняли смысла. Или слово «любовь» замылилось на слуху от слишком частого употребления всуе.