Перепост - Память: ПРАВОСЛАВНЫЙ НОВОМУЧЕНИК С САРЕПТСКИМИ КОРНЯМИ

Aug 20, 2015 11:45

Оригинал взят у adam_a_nt в ПРАВОСЛАВНЫЙ НОВОМУЧЕНИК С САРЕПТСКИМИ КОРНЯМИ
Оригинал взят у alt_sarepta в ПРАВОСЛАВНЫЙ НОВОМУЧЕНИК С САРЕПТСКИМИ КОРНЯМИ
Среди  архивной  документации  в  деле  знаменитой  сарептской  семьи  Лангерфельд  я  нашла  фотографию  русского  православного  священника.  Дородный  человек  с  усами  и  редкой  короткой  бородкой, в  черной  высокой  шапке  священника,  в  парчовом  одеянии  с  несколькими  православными  крестами  на  груди  сидит,  оперевшись рукой  на  стол,  и  спокойным  проницательным  взглядом  смотрит  со  снимка.  Меня  это очень  заинтересовало.
Что  общего  у  православного священника  с  немецким  аптекарем  и  врачом  Францем  Хайнрихом  Лангерфельдом?  Среди  документов,  хранящихся  в  фондах  нашего  музея,  я  не  нашла  ответа  на  поставленный  вопрос  и  обратилась  к  Интернету.  Случайно  или  нет,  но  мне  открылась  интересная  страничка….  Казалось, я  достигла  разрешения  загадки.



ИСТОРИЯ ОДНОГО АРМЯНИНАЕго  имя  Амбарцум  Киркорович  Амбарцумянц.  Его  предки  и  он  сам  родом  из  города  Шемахи  Бакинской  губернии  Российской  Империи.  Его  отец  Киркор  имел  семерых  детей  от  разных  жен.  Будучи  человеком  состоятельным,  всем  им  он  дал  хорошее  образование  и  воспитание.  Например,  старший  сын  его  был  знаменитый  и  уважаемый  человек  в  г.  Шемахи.  Посетив  однажды  г. Баку,  он  познакомился  с  лютеранским  священником  и  принял  лютеранскую  веру.  Вернувшись  домой  в  Шемаху,  он  образовал  первую  в  городе  лютеранскую  общину  и  стал  варжапетом - религиозным  учителем.  Младший  сын  Амбарцум  получил  в  Швейцарии  высшее  специальное  образование  по  воспитанию  и  обучению  глухонемых  детей.  Через  своего  брата  он  также  был  захвачен  и  увлечен  лютеранством.  Его  жена  родила  ему  двоих  детей:  Аршака,  1878 г.р.,  и  Наталью,  1880 г.р.  Во  время  третьих  родов,  в  1882  году,  она  скончалась.  Амбарцум  остался  с  тремя  малыми  детьми  на  руках.  Оглядевшись,  он  не  нашел  ни  одной  достойной  воспитательницы  для  своих  детей.  Слава  о  девицах  из  дома  незамужних  сестер  Сарепты  как  о  воспитательницах  и  гувернантках  детей  достигла  не  только  Москвы,  Петербурга,  Саратова,  но  и  Баку.  Амбарцум  твердо  решил  воспитывать  своих  детей  только  в  лютеранской  вере.  По  этой  причине  он  отважился  поехать  в  далекую  Сарепту.
[Spoiler (click to open)]

ДОЧЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ САРЕПТСКОГО БАЛЬЗАМАЗдесь,  в  общине,  ему  рекомендовали  26-летнюю  Каролину  Кноблох. Мать  ее  Эмилия  Генриетта,  ур. Лангерфельд,  была  старшей  дочерью  врача,  аптекаря  и  изобретателя  сарептского  бальзама  Франца  Лангерфельда.  А  отец - Генрих  Густав  Кноблох,  двоюродный  брат  горчичного  фабриканта  Александра  Кноблоха, - был  владельцем  мукомольной  мельницы,  виноградников  и  увлеченным  собирателем  лекарственных  трав.  Два  сына  Генриха  Густава  пошли  по  стопам  дедушки  Франца  и  стали  аптекарями.  Евгений  Генрих  имел  две  аптеки  в  г.  Царицыне,  а  Вальдемар  Эдуард  был  провизором  и  женился  на  Лидии  Юлии  Элизабет  фон  Талер - дочери умершего  статского  советника  и  кавалера  Самуэля  фон  Талера - учителя  в  Сарепте.  Другие  два  сына  продолжили  поиски  своего  призвания  в  Берлине,  где  остались  навсегда.  Младшая  сестра  Эмили  Генриетты   Ольга  Лангерфельд  в  1901  году  вышла  замуж  за  Гуго  Штамма, лютеранского  пастора  из  г.  Баку,  и  уехала  по  месту  его  жительства.
Каролина  же  искренне  полюбила  детей  Амбарцума  Киркоровича:  старшему,  Аршаку,  было  пять  лет,  а  Наталье  всего  три  года,  самый  младший  вскоре  умер.  Наблюдая,  с  какой  материнской  нежностью  и  заботой  Каролина  обращается  с  детьми,  Амбарцум  решил,  что  лучшей  матери  для  них  не  найти.  «И  по  обоюдной  приязни  они  вступили  в  брак,  обвенчавшись  в  сарептской  кирхе».  Вскоре  родился  Амбарцум -  младший.  Как  вспоминает  внучка  Каролины Лидия  Каледа: «Жизнь  в  Сарепте,  в  доме  родителей  жены,  протекала  спокойно  и  размеренно.  После  обеда  Амбарцум  любил  хорошо  поспать,  а  вместе  с  ним  погружалось  в  сон  все  его  многочисленное  семейство.  Но  когда  он  устраивал  застолье  на  армянский  манер,  было  весело  и  шумно.  Кончалось  оно  импровизированными  концертами.  Темпераментный  и  импульсивный  Амбарцум  Киркорович,  надо  сказать,  остро  страдал  от  своей  педантичной  родни.  Теща  то  и  дело  умеряла  его  южный  пыл  и  порывы,  зовущие  непременно  и  тотчас  идти  к  кому-нибудь  в  гости.  «Ам - бар - цум! - распевно  говорила  она, - туда  нельзя  сейчас  идти,  там  обедают,  туда  не  звали!».

ПРОЩАЙ, САРЕПТА И ПЕДАНТИЧНАЯ РОДНЯ! К  концу  1880-х  годов  семья  Амбарцумянц  переезжает  в  Саратов, где  Амбарцум   Киркорович  открывает  пансионат  для  глухонемых  детей.  По  своей  доброте  и  по  милосердию  он  не  берет  денег  от  бедных  родителей,  а  богатые,  глядя  на  это,  не  спешили  оплачивать  его  услуги.  И  поэтому  его  дело  скоро  обанкротилось.  В  Саратове  у  него  родились  дочь  Лидия  в  1890  году  и  в  1892  году - сын  Вальдемар,  на  русский  манер - Владимир.  Разорившись  и  покинув  Саратов,  Амбарцум  вместе  с  семьей  переехал  в  Москву.
Там  он  устроился  работать  преподавателем  и  воспитателем  в  Арнольдо-Третьяковское  училище  для  глухонемых,  «которое  возглавлял  известный  педагог  и  ученый  Федор  Андреевич  Рау,  основатель  системы  обучения  глухонемых  в  России».  Семья  поселилась  на  Шаболовке  в  доме  Варваринского  приюта.  В  семье  Амбарцумовых  (как  их  стали  звать  по-русски) в  основном  воспитанием  детей  занималась  Каролина  Андреевна.  И   воспитывала  их  на  лютеранский  манер - строго,  но  с любовью  и  великим  терпением.  Она  никогда  не  делала  различия  между  своими  и  приемными  детьми.  В  ответ  дети  ее  глубоко  чтили  и  уважали.  В  доме  говорили  только  на  немецком  языке.  Наталья  была  обучена  самым  лучшим  манерам  немецких  барышень.  Работала  учительницей  глухонемых  детей.  Умерла  в  88  лет,  сохраняя  отличную  память  даже  из  глубокого  детства  в  Сарепте.  Вместе  с  дошкольницей - племянницей  Лидочкой  (в замужестве  Коледой)  Наталья  ездила  в  Сарепту  к  бабушке  Оле,  сестре  Каролины.  Бабушка  Оля  была  очень  набожной,  за  что  ее  советские  власти  не  раз  выселяли  в  наказание  далеко  за  пределы  Сарепты.  Она  жила  в  небольшом  чистом,  аккуратном  домике.  Лидия  Каледа из  таких  поездок  хорошо  запомнила  «плавный  спуск  из  дома  в  чистый  подвал  и  цветы  на  подоконниках».  И  как  ее  водили  в  лютеранскую  кирху.  Однажды  ей  посчастливилось  присутствовать на  бракосочетании….  Ничего  из  истории  семьи  Каролины  детям  и  внукам  Амбарцумовых  не  было  известно.
Аршак  получил  высшее  образование  и  работал  инженером.  Лида,  дочь  Каролины  и  Амбарцума,  умерла  рано,  в  26 лет,  от  туберкулеза  кишечника.  Последнее  время  уже  не  вставала  и  мучилась  от  сильных  болей.  Каролина,  ухаживая  за  дочерью,  казалось,  страдала  более  больной  и  боялась  умереть  раньше.
Умерли  они  в  1916 году  и  были  похоронены  на  Немецком  кладбище  в  Москве.  Их  могилы  и  сейчас  еще  можно  найти,  а  вот  могилу  Амбарцума  вряд  ли…  75-летним  старцем  он  отправился  по  только  ему  известным  делам  в  1919  или  1920  году  в  Ростов  и  исчез  навсегда. 


ВЛАДИМИРМладший  сын  Владимир - любимец  семьи - всегда  был  особенным  ребенком,  любознательным  и  непоседливым.  Он хорошо  играл  на  скрипке  и  фисгармонии,  обладал  великолепным  слухом  и  голосом.  Знал  несколько  иностранных  языков:  латинский,  греческий,  английский  и  немецкий.  Еще  в  школьные  годы  у  него  открылись  удивительные  способности  по  математике  и  физике.  Особенно  он  был  увлечен  электричеством  и  постоянно  в  родительском  доме  устраивал  свои  бесчисленные  эксперименты.  Изобрел  «электрическую  пушку»,  которая  оставила  под  окном  довольно  большое  отверстие, «до  смерти  напугав  всех  домашних».
Окончив  училище  при  Петропавловской  лютеранской  церкви,  Владимир  поступил  в  Московский  университет  на  физико-математический  факультет.  Через  полтора  года  «по  настоянию  матери»  он  поехал  в  Берлин  учиться  в  самом  лучшем  техническом  вузе  того  времени.  Жил  у  братьев  Каролины.  Воспитанный  в  христианской  вере,  он  легко  вошел  в  студенческий  баптистский  кружок,  где  стал  активным  его  членом.  Перед  самым  началом  первой  мировой  войны  ему  остро  захотелось  вернуться  домой.  Как  будто  какой-то  неведомый  внутренний  голос  настойчиво  и  мягко  твердил  ему  о  срочном  возвращении  домой.  Он  быстро  собрал  свои  вещи  и  едва  успел  в  последний  вагон  последнего  уходящего  в  Россию  поезда. Началась  война.
Владимир  вернулся  домой,  восстановился  в  университете  и  всецело  посвятил  себя  богоискательству,  продолжая  активную  деятельность  в  баптистских  студенческих  христианских  кружках.  Вскоре  он  возглавил  это  движение  в  России.  В  1925  году  он  познакомился  с  протоиереем  Православной  церкви  Валентином  Свенцицким,  который  увлек  его  в  православие.  В  1927  году  Владимир  Амбарцумов  стал  священнослужителем  Православной  церкви.  В  1931  году  в  церковных  кругах  горячо  разбирается  постановление  о  формуле  повиновения  советским  властям, принятое  Временным  Патриаршим  Синодом.  Отец  Владимир  не  согласился  с  создавшейся  ситуацией,  оставил  служение  священника  и  возвратился  к  инженерной  работе.  Правительство  начало  гонения  на  инакомыслящих  священнослужителей  и  христиан.

ПРИГОВОР ПРИВЕДЕН В ИСПОЛНЕНИЕВ  апреле  1931  года  Владимира  Амбарцумова  арестовало  ОГПУ  как  активного  участника  Всесоюзной  контрреволюционной  монархической  организации  «Истинно-Православная  церковь».  По  ходатайству  Академии  наук,  где  он  работал  в  то  время,  его  освободили  и  срок  назначили  условно.  Второй  раз  он  был  арестован  в  сентябре  1937  года.  После  длительных  допросов  в  Бутырской  тюрьме  3  ноября  «тройка»  при  УНКВД  СССР  по  Московской  области  постановила:  «Амбарцумова  Владимира  Амбарцумовича  расстрелять».
Приговор  был  приведен  в  исполнение  5  ноября  на  Бутовском  полигоне  под  Москвой.  На  запрос  родных  ответили:  «Осужден  на  10  лет  без  права  переписки».
Владимир  Амбарцумов  был  реабилитирован  президиумом  Московского  городского  суда  в  феврале  1960  года,  а  спустя  40  лет - канонизирован  в  сонме  1154  мучеников  и  причислен  Русской  Православной  церковью  к  лику  святых.
[Spoiler (click to open)]

СЛАВНЫЕ  ПОТОМКИДети  Владимира Амбарцумова - Евгений  и  Лидия  (в  замужестве  Коледа) - пошли  по  стопам  своего  отца.  После  длительных  исканий  Евгений,  отучившись  в  университете,  прошел  всю  Великую  Отечественную  войну,  был  награжден  орденом  «За  отвагу»,  стал  благочинным  православных  приходов  в  Финляндии,  настоятелем  Князь-Владимирского  собора  в  Ленинграде.  В  последние  годы  он  преподавал  в  Ленинградской  духовной  семинарии.  Три  его  сына - Алексей,  Дмитрий  и  Николай - также  приняли  священство,  как  отец  и  дед.
Дочь  Владимира  Лидия  была  замужем  за  протоиереем  Глебом  Дмитриевичем  Каледой,  профессором,  доктором  геолого-минералогических  наук.  Все  их  пятеро  детей  пошли  по  стопам  отца  и  стали  священниками  православной  церкви.  Их  сын Василий  Глебович - психиатр,  доктор  медицинских  наук - также  принял  сан. Племянник  Владимира - Евгений  Аршакович  Амбарцумов - многие  годы  редактировал  журналы  «Новое  время»  и  «Проблемы  мира  и  социализма»  (Прага),  был  народным  депутатом  РСФСР,  депутатом  Государственной  думы  РФ  первого  созыва,  Чрезвычайным  и  Полномочным  Послом  РФ  в  Мексиканских  Соединенных  Штатах.
Вот  такая  история  Каролины,  или  просто  Лины,  из  Сарепты,  очень  смелой  и  решительной,  вышедшей  замуж  из  милосердия  и  сострадания  к  детям-сиротам  и  желания  хотя  бы  этим  послужить  Богу и  оставившей  после  себя,  как  результат  своего  воспитания,  столь  многочисленных  и  уважаемых  людей  своего  времени.  Среди  них  были:  врачи-педиатры,  терапевты,  инженеры,  доктора  медицинских  наук,  профессора,  кандидаты  богословских  наук,  священнослужители  разных  рангов,  монахини  и  настоятели  монастырей. 


Научный  сотрудник  музея- заповедника 
«Старая  Сарепта»    Н.М.  Конопатова

о. Владимир Амбарцумов, память новомучеников

Previous post Next post
Up