Перепост - Адриан Лемени: "Экклезиология общения" (Часть I)/"Соборность..." (Часть II)

Oct 17, 2013 22:17

Адриан Лемени: "Экклезиология общения" (Часть I)/"Соборность - выражение общения, переживаемое через литургию в евхаристической общине" (Часть II) (Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае; перевод с молдавского Елены-Алины Патраковой)
_____
Часть I: Оригинал взят у pa_o_lina в Экклезиология общения

Adrian Lemeni. Sobornicitatea - comuniune şi plinătate a lui Hristos în Duhul Sfânt. Aspecte ecleziologice în teologia Părintelui Dumitru Stăniloae (Соборность - общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае). Журнал "Tabor", № 4, июль 2010.

Введение
Экклезиология свящ. Думитру Станилоае является конкретным выражением богословия, связанного с жизнью Церкви. Свящ. Думитру Станилоае возрождал и воплощал живую святоотеческую мысль в современном контексте. Его богословие не осталось на уровне повторения или накопления цитат святых отцов. В наши дни мы понимаем, что не достаточно цитировать святых отцов, если мы не усваиваем их опыт, если не живем в том же духе и не становимся для нашего времени теми же, кем они были для своего времени. Свящ. Думитру Станилоае развивал богословие, понимаемое как выражение церковного общения, мысль Церкви, обновляемую тем же Духом Святым.
Богословие свящ. Думитру Станилоае обладает глубоким мистагогическим измерением. Православное экклезиологическое богословие по существу является мистагогическим, потому что оно основано на опыте новой жизни в Церкви апостолов, мучеников и святых, известных в истории. Существует реальное общение между членами Церкви на протяжении всей истории. Это общение не исчерпывается в истории, но открыто к эсхатологии.
В своей экклезиологии общения свящ. Думитру Станилоае подчеркивает духовное и мистагогическое содержание догматов веры. Он объясняет то, как догматы веры связаны с живой Личностью Христа, и то, как они касаются конкретной жизни Церкви и ее членов. По словам свящ. Думитру Станилоае, одна из современных задач богословия состоит в том, чтобы "представить положения веры не как абстрактные определения для заучивания, но как примеры личного общения с Богом... Мы, богословы, не должны ограничиваться изучением догматов как неких общих определений, как антиномичных терминов о Личности Иисуса Христа или Святой Троицы или об отношениях между божественной сущностью и нетварными энергиями, но должны прорваться через эти догматические определения к реальности как таковой через наше непосредственное и живое соприкосновение с их содержанием, со Христом как Личностью, со Святой Троицей как общением между Лицами... Нам необходимо ощутить внутри самих себя присутствие Христа, Который через Свое воплощение и страдание на кресте пришел, чтобы жить посреди нас всегда. Через Свое сострадание к нам, в приобщении к нам через Свои Тело и Кровь, Он также делает нас восприимчивыми к страданиям и трудностям наших братьев". Такой мистагогический подход выражает экзистенциальное измерение экклезиологии общения.
Значение соборности
Соборность выражает соборный путь хранения учения Церкви, а также путь усвоения и воплощения в жизни этого учения как жизненного общения, которое зиждется на духовном и церковном опыте. Соборность предполагает общение, в котором различия не отменяются, но, напротив, в жизненном взаимоотношении единства выявляется ценность этих различий. С этой точки зрения дары верных возделываются в опыте Церкви, в которой одновременно переживаются таинство личности и таинство общения.
Существует динамичное взаимодействие между единством и природой единства Церкви, указывающее на такое единство, которое не означает однообразие или отказ от особых призваний, но, напротив, сближение разного, воплощаемое в целожизненном общении, просвещенном благодатью.
Соборность как церковный образ бытия выражает общение, проживаемое в полноте Церкви. В этом общении, воспринимаемом как целожизненное событие, отношения между личностью и общиной, местным и универсальным, со-бытием и институцией, доводятся до эсхатологической полноты в Церкви, понимаемой как мистическое Тело Христово. Таким образом, в Церкви мы переживаем то, что апостол Павел называл "полнотой Наполняющего все во всем" (Еф 1:23).
(Продолжение следует)
Соборность - общение и полнота в Святом Духе
Соборность - выражение общения, переживаемое через литургию в евхаристической общине
Выводы
Об издании: Ежемесячный журнал "Tabor" ("Фавор") издается митрополией Клужа, Албы, Кришаны и Марамуреша с 2007 года.
За пять лет существования на страницах этого журнала были опубликованы статьи, эссе и рецензии более четырехсот авторов, в том числе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) нынешний митрополита Клужского Андрея (Андрейкуца), его предшественника на митрополичьей кафедре Бартоломеу (Анания), свящ.-проф. Василия Михока, свящ. Константина Некула, Раду Преда и многих других.
Об авторе: Адриан Лемени (род. 1971) - доктор богословия, государственный секретарь по делам религий Румынии, преподаватель догматического и фундаментального богословия на православном богословском факультете Бухарестского университета.
P. S. В русских переводах можно встретить два варианта написания фамилии Stăniloae - Станилоэ и Станилоае. Первый вариант, по всей видимости, связан с прочтением фамилии по правилам французского языка (трифтонг в конце фамилии -oae на французском читался бы как -оэ, с ударением на последний слог). Однако второй вариант точнее соответствует румынской фонетике, и именно так его фамилию произносят в Румынии.

__
Часть II: Оригинал взят у pa_o_lina в Соборность - выражение общения, переживаемое через литургию в евхаристической общине


Adrian Lemeni. Sobornicitatea - comuniune şi plinătate a lui Hristos în Duhul Sfânt. Aspecte ecleziologice în teologia Părintelui Dumitru Stăniloae (Соборность - общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае). Журнал "Tabor", № 4, июль 2010. Продолжение. Начало статьи.
Свящ. Думитру Станилоае настаивает на том, что соборность является выражением общения, которое зиждется на тайне совершенного общения Святой Троицы. Это общение распространяется на творение и структурирует все бытие. В этом общении можно участвовать через литургическую жизнь внутри евхаристической общины. В Божественной литургии с особой силой переживается тайна личности как единственной и неисчерпаемой ценности бытия, а также тайна вечного общения.


Христианство как религия любви выражает любовь между лицами, испрашиваемую на всю вечность. Так, основанием и примером общения, переживаемого в межличностной любви, является Святая Троица. В Божественной литургии звучит призыв к участию в общении Святой Троицы и к предвкушению Царства Небесного. В Божественной литургии любовь Святой Троицы открывается и передается нам через Сына воплощенного, распятого и воскресшего.
Царство Святой Троицы и общение с ней переживаются всей Церковью и каждым верующим в отдельности на Божественной литургии. "В начатках общения со Святой Троицей через евхаристическое соединение со Христом и, следовательно, через усыновление, которое делает верующих подобными Сыну, они становятся наследниками царства Святой Троицы. А общение Святой Троицы является высшим и неиссякаемым источником трех высших ценностей бытия - личности, любви и вечности... Эти ценности передаются нам через Божественную литургию, которая по преимуществу является жизнью вместе со Христом распятым и воскресшим, чтобы в нас укреплялся дух жертвенной любви в противовес эгоизму, чтобы нам таким образом двигаться вперед к воскресению в царстве вечной любви Святой Троицы".
Соборность не предполагает общение, переживаемое только на уровне социальных отношений. Соборность - это не социализация в рамках общины. Соборность, переживаемая как литургическое общение, предполагает динамичную взаимность между словом и молитвой внутри жизни Церкви. Это общение, проживаемое в духе молитвы. Молитва предполагает экзистенциальное вхождение в вертикальные отношения с Богом и в горизонтальные отношения с ближними. Таковы последовательные усилия для принятия духа общения. Поэтому, как писал прот. Павел Флоренский, молитва - это жертва уст. Сила слова проистекает из молитвы, из освящающего присутствия Духа в изреченном слове. О приоритете молитвы по отношению к слову также говорится в книге Деяний: "Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении слова" (Деян 6:4). Свет молитвы предшествует слову. Во время Божественной литургии, перед чтением Евангелия, приносят подсвечник, а священник молится: "Возжги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего богопознания чистый свет и духовные очи наши открой для уразумения евангельской Твоей проповеди". В этой же молитве испрашивается жизнь в чистоте на основании познания Евангелия. Таким образом, не только молитва предшествует слову, но и слово Евангелия укрепляет молитву.
Взаимодействие между молитвой и словом, переживаемое литургически в соборности, воспринимаемой как церковное общение, выражает трансцендентность и объединяющее назначение Слова Божьего. "Тот факт, что слово свойственно человеческому естеству, которое необходимым образом нуждается в сообществе, зависимость человека от того, что говорит ближний, и от своего ответа на сказанное - все это отсылает к трансцендентному личностно-общинному источнику этой свойственности. Только вера в трансцендентный источник и в объединяющее предназначение слова, за которым следует исполнение воли Божественного Слова, может поддерживать праведную и гармоничную жизнь людей между собой. Ибо эта вера подтверждается через исполнение воли Божественного Слова на деле. Слово являет через это всю свою действенность. Слово, принесшее плоды на деле, оказывается гораздо убедительнее и являет более сильную веру. В делах веры более явно ощущается действие Святого Духа. Поэтому в житиях святых присутствие Христа явлено с особой силой. Их жизни суть непрерывные слова веры, доведенные до предельной интенсивности. Поэтому и в нас они пробуждают более сильную веру и делают более ощутимым присутствие Христа" [1].
Соборность, переживаемая литургически в молитве и слове, являет межличностное общение, жизнь как ответ в духе молитвы. Бог призываем как Отец, и в этом обращении звучит доверие сыновей к отцу. "Сам Дух свидетельствует с духом нашим, что мы - дети Божии" (Рим 8:16).
Молитва и слово в жизни евхаристической общины являют присутствие Христа в Церкви. Они являются средствами, благодаря которым верующие ощущают присутствие Христа. Так, духовным образом укрепляются соборность и единство Церкви. В этой духовной и церковной перспективе, в молитвенном состоянии, человек открыт к общению с Богом и ближними. Слово, произносимое с верой и облеченное духовной силой молитвы, укрепляет отношения общения, переживаемые в литургии.
Соборность, проживаемая как проявление литургического общения в евхаристической общине, предполагает глубокое единство жизни, которое выходит за пределы формальной логики математического типа. "Это единство показывает, что человеческие существа, собранные в одном месте, являются не просто совокупностью однородных индивидов. Арифметика не может уловить эту внутреннюю связь между перечисляемыми, которые не являются абсолютно одинаковыми. Тайна общины остается недоступной математике, поскольку община не является ни простой единицей, ни простым сложением единиц. Ее форма в совершенстве явлена в Святой Троице, в которой нет ни разделения, ни слияния, но единение неодинаковых и неслиянных Единиц" [2].
Человеческое сообщество остается разделенным внутри, даже если с внешней и институциональной точек зрения существует определенное единство. Когда единство зиждется только на человеческих усилиях, как бы велики они ни были и какие бы значительные средства ни были вложены, невозможно обрести эту печать духовной внутриположности (interioritate), которая свойственна соборности, проживаемой как церковное общение.
Только осуществление соборности и единства в церковной общине по примеру Святой Троицы может быть основанием для подлинного единства. В евхаристической общине через церковную логику общения преодолеваются разделения, вызванные логикой греха [3].
Единство, переживаемое в соборности как церковном общении, не исчерпывается в пределах истории, но открыто к вечности. В это общение вовлечены не только присутствующие на литургии, но и почившие в Господе. Таким образом, явлена вечная ценность личности, включенной в общение [4].

___
[1] Pr. Prof. Dr. Dumitru Stăniloae. Spiritualitate şi Comuniune în Liturghia Ortodoxă, Editura Mitropoliei Olteniei, Craiova, 1986, p. 91.
[2] Ibidem, p. 83.
[3] Ibidem, pp. 83-84.
[4] Ibidem, p. 12.

экклезиология, церковь, Адриан Лемени, свящ. Думитру Станилоае, Евхаристия, христианство

Previous post Next post
Up