Путешествие в Иран.

Jun 18, 2015 02:39

Мы - это я и мой муж, Илья Хломов kidw. Мы писали путевые заметки и они немного сухие, где-то ворчливые, где-то похожи на письмо из "Простоквашино", потому что писали по очереди о том, о чем хотелось написать.
Но они про наше путешествие, такое, каким оно получилось.

Исфахан, на площади Имама.
Как мы на это решились. Давным-давно Танин коллега an_noor Юрий Лапшин сказал, что мечтает поехать в Иран, и читает блог посла Ирана Резы Саджади sajjadi. Таня тоже стала читать. Потом случайно Таня посмотрела фильм Персеполис в «Художественном». Интересный очень, но почему-то в Иране запрещен. А что же разрешено? Так мы начали смотреть иранское кино. Прошло 2 года и уже казалось, что Иран стал гораздо ближе. В очередной момент, когда уже нужно было покупать билеты, мы решились. Решиться сказать родителям было сложнее :) Есть даже программа американца, который ездил по разным странам «Только не рассказывай маме, что я в Иране». К слову, вопрос "Как вы на это решились" нам задавали иранцы много раз, пропаганда работает.

Общее впечатление.
Отзывы, которые я читала - все 100% положительные. У нас же остался сложный букет впечатлений. Иранцам другие люди очень интересны, и все хотят пообщаться, даже те, кто не имеет общего с вами языка. Хотят посмотреть, потрогать, сфотографироваться вместе. То есть едете за достопримечательностями и становитесь достопримечательностью сами. Это необычная, удивительная поездка. Красивая, яркая страна. И это стоит того.

Вид на Тегеран от подъемника на пик Точал.
Иранцы - внешний вид. Много красивых людей. Женщины выглядят гораздо более ухожено чем в Москве. Женщины сильно красятся. В Тегеране почти все женщины в платках, которые лишь закрывают затылок. По ходу движения на юг мы встречали все больше женщин в хиджабе (интересно, что когда русский говорит слово «хиджаб», иранец его не узнает. Они называют это «хиджяб»). Мужчины могут ходить в футболках, но часто носят рубашки, и это хорошо выглядит. Совсем на юге носят закрытый хиджаб со щелкой для глаз, а 3 раза мы видели маски на лицах женщин. Это выглядит очень страшно. Похоже на темные театральные маски с дырками для глаз. Они сделаны из твердого материала - папье-маше, пластик или что-то в этом духе. Мужчины не могут носить шорт и мы не видели мужчин с голым торсом или в майках без рукавов. Женщины должны носить платок, длинную одежду (брюки/джинсы/юбку) и дополнительно что-то сверху, что прикрывает бедра. Все могут ходить в открытых сандалиях, но редко этой возможностью пользуются. В аэропорту Тегерана встретили женщину в плотных колготках и мини-платье, с легкой накидкой сверху и платочком. Формально все было правильно, но ощущение совершенно неприличное.

Внутренний дворик шахской мечети, Исфахан.
Иранцы в общении. Есть своеобразный этикет, он называется Таароф. Его используют в основном люди старшего поколения. Это похоже на наших бабушек, которые могут отказываться от предложения из вежливости первые 1-2 раза и предлагать, соответственно, много раз. Здесь по правилам Таароф нужно предлагать другим людям то, что у тебя есть, даже если тебе это нужно самому. Или даже то, чего нет. Помогать и давать что-то бесплатно. Соответственно, по правилам, первые 3 раза нужно отказаться, а если предлагают дальше - можно сделать так, как хочется. Нам так предлагали помощь с дорогой - проводить нас до нужной улицы, несколько раз звали в гости, и один раз пригласили за стол, когда мы посмотрели на семью, которая ужинает. Отличить Таароф от предложения несложно - нужно смотреть на контекст, невербалику и трезво оценивать реальность. Ужинающий мужчина кричал на нас очень громко и страшно. Если бы такие звуки были бы с русскими словами, это было бы «Уходите, иначе я вас сейчас убью». Но наш друг сказал, что это такое приглашение на ужин :) Полицейские, которые хотели помочь нам найти нужную улицу, были очень растеряны, но это их не останавливало :). Но были и моменты, когда нас угощали, пропускали вперед, провожали, довозили несколько км на машине до нужного места и тд. Многие очень искренние и отзывчивые тоже.
Есть также интересная особенность, которую я раньше не встречала. Незнакомый иранец, если на него/нее посмотреть, он поздоровается, потом очень быстро заведет разговор (язык не важен), потом начнет предлагать все! с огромной скоростью. Поесть, пройтись, экскурсию, к себе домой и т.д. Дружески, с интересом, с желанием помочь. Молниеносно, за секунды, пока я еще не успеваю рассмотреть человека! Долго они друг на друга не смотрят, русские дольше могут рассматривать незнакомцев без последствий. Местные легко заводят разговор на улице, легко обращаются за помощью, легко ее получают. Легко сами ходят в гости и очень ценят свои семьи и внутрисемейное общение.

Исфахан. Илья, афганец и его иранские друзья. Семейное фото.
Сложности и антисложности. Напишу об этом сразу.
Сложность раз. Понять местные деньги. Во-первых, 1 доллар это примерно 33 500 реалов. То есть после любого обмена у вас оказываются миллионы. Деньги в Иране официально исчисляются в риалах, но они придумали валюту - туман, которая нигде на деньгах не фигурирует. Итак, один воображаемый туман - это 10 риалов. Вроде чтобы было прощесчитать. Самая маленькая денежка - 1000 риалов. Убрали бы сразу 3 нуля, но нет. В магазинах цены написаны (там, где они вообще написаны) произвольно то в риалах, то в туманах, то просто убрано произвольное как будто количество нулей. Плюс иранские цифры (арабские, но не те, что у нас). Вначале очень сложно.
Антисложность: 1) местные готовы объяснять. 2) До путешествия мы выучили все цифры, а к середине - несколько букв, которые нам помогали понять, в какой валюте там все написано. 3) очень часто, даже в магазинах с чеками, если не хватает какой-то маленькой денежки, то они готовы отдать чуть дешевле. Надеюсь, это не Таароф:)
Два.
Уличное движение. Это ужасно. Ездят по встречке, красный свет переводится как знак "уступи дорогу». Мини-мотоциклы ездят совсем без правил и часто по тротуарам. Привыкнуть к этому невозможно, перейти дорогу очень сложно. Иногда трудно пройти даже если пешеходам горит зеленый. Пешеходам недостаточно переходов, все ломятся прямо через дорогу, даже если она большая. Не знаю, смогла ли бы я водить машину в городах.
Антисложность- местные иногда помогают туристам переходить улицу. Они встают между вами и машинами, перекрывают руками дорогу, и турист спокойно проходит, даже не такой бледный, как обычно после перехода :)
Три.
Очень шумно, много базаров и очень много общения. Иногда невозможно посидеть на лавочке, тут же все подходят, знакомятся, общаются, задают 3-5 "коронных" вопросов, рассказывают, спрашивают.
Спасает сидеть в кафе или других недоступных местах, иногда жить в отеле и какое-то время посвящать чтению и/или дневниковым записям. Иначе быстро устаешь и звереешь.
Четыре.
Одеваться как иранцы. Илье было легко ходить в штанах все время, мне было сложно все время носить платок и длинную одежду. Иногда это жарко, а весь первый день я 90% времени поправляла платок. Во второй день купила 2 заколки, и проблема была решена. Все время хотелось шорт, купальников, футболок. Но: у меня не сгорели руки, в отличии от Ильи. И из платка все время можно сделать что-то полезное. Например, в одном ночном переезде я им укрывалась. И голове не так жарко, если платок правильный.
Пять.
Бронирование отелей. После удобного booking.com и прочих удовольствий туриста, в Иране обосноваться непросто и непривычно. Есть несколько компаний в России, которые помогают все забронировать, но почему-то не хотелось к ним обращаться. На месте мы находили отели по адресу, рекомендациям и просто случайно.
Мы использовали couchsurfing.com, зарегистрировались на сайте специально, чтобы поехать в Иран. В Иране очень много людей с удовольствием принимают туристов. Мы жили у трех разных семей, и все эти люди были невероятно дружелюбными, готовыми помочь, и это хорошая возможность узнать Иран изнутри. Очень рады знакомству с ними!

Исфахан. Дворец Али Капу.
День 1
Познакомились по прилету с Александром из Киева, он турагент и организатор туров, приехал в Иран второй раз и привез друзей. Интересный, энергичный. В аэропорту еще познакомились с иранцем Сахелем. Он интересно выглядел, на нем был платок и выглядел он не похоже на других иранских мужчин. Сам живет на Украине. Порекомендовал сразу своих родственников, которые занимаются перевозками автобусными и продажей золота. Рассказал, что еще надо везти из Ирана кожу. Мы на 4-х взяли такси, он долго торговался с водителем. Сахель уехал в другой аэропорт, мы в гости, а Саша в гостиницу.
Сухо, ночью мало машин и людей, а днем все переполнено. Про все здесь торгуются, цены на товарах почти не встречаются, есть фирмы, которые помогают бронировать билеты и отели, как оказалось в конце нашей поездки, в Тегеране можно арендовать машину в аэропорту, но никому бы я этого не посоветовал - вождение чудовищное. Нормальная фраза "Звоните, я помогу с билетом, а то вас обманут". От этого сильное ощущение ненадежности, кажется, что все везде обманывают.
Мы прилетели в Тегеран поздно ночью, и сразу отправились к Али и Кате - нашим новым друзьям через couchsurfing. В их доме необычная планировка: большая комната совмещена с коридором, кухней, прихожей, столовой и есть отдельная закрытая маленькая комната. Высокие потолки, очень красивые деревянные стулья и дверь. Спим на тонком матрасе на полу.
Катя и Али красивые, но сонные :) много к ним благодарности, что встретили нас ночью.

Катя, Али и мы. Пока еще бледные :)
День 2
Мы ездили на автобусе, и там разделена женская и мужская часть. При этом женщины могут находиться в мужской части, а мужчины в женской части - нет. Мы приехали в парк, но он оказался закрыт на ближайшие 2 дня. Мы пошли пешком к подъемникам на пик Точал, но и они работали до 13 часов. Много распустившихся цветов. Таня все время фотографировала. Удивляют старые машины на дорогах (70-х годов), очень много. Как выяснилось позднее, цены на машины в 2-4 раза завышены налогами. Движение довольно страшное, водители не притормаживают перед перекрестками, пешеходами и другими машинами, как в Москве лет 10 назад, когда водитель рассчитывает траекторию и не притормаживает. Мы были в музее времени. Там часы 19-20 века. Красивые, разные европейские. Самое главное там - это здание! С мраморными лестницами, лепниной, красивыми окнами. Вечером был ужин с Али и Катей. Мы подарили стиральную карту и еду из Москвы. Нам подарили 2 открытки с предсказаниями, которые мы сами вытянули. Али читал стихи на персидском, а Катя переводила. Было невероятно трогательно! Много сидели и болтали.

Дворец Голестан в Тегеране.
День 3
Сегодня мы были в дворце Голестан. В первый раз проехали на метро. В метро много людей, трудно ориентироваться (все надписи на фарси), но вокруг многие готовы помочь, когда видят растерянного туриста. Нам помог найти поезд образованный мужчина с хорошим английским, который сказал, что был в Японии через каучсерфинг. В поезде есть женский вагон, но женщинам можно ездить в общих вагонах тоже. Мы ездили в общем, Таня только 1 раз проехалась в женском ради эксперимента. В вагоне было много людей, но они расступились и все стали слушать разговор, задавать вопросы. Такая мини-конференция, очень прикольно  Много передвигались автобусами. В Тегеране сложно добираться от одного места до другого. Расстояния довольно большие. Автобусы, метро, такси - пользоваться транспортом довольно сложно. Очень помогает карта с навигатором: можно сесть на автобус в предполагаемом направлении и сойти, если он повернет не туда, куда надо. Попробовали сегодня молодой миндаль и неизвестный фрукт, похожий на пресный кизил. В Голестане красиво, зеркальные стены и потолки, европейская живопись и иранская мозаика. Посетили все музеи внутри. Их было 8. Купили авиабилеты из Гешма в Тегеран. Примерно 70$. Билеты на поезд из Тегерана в Исфахан стоят около 10$. Чтобы их нам продать, кассир позвонил англоговорящему коллеге и дал Илье трубку, чтобы тот рассказал, что нужно. Передвигаться по Тегерану неприятно. Узкие тротуары, по которым ездят мотоциклы, мало пешеходных переходов и культура вождения совсем другая, чем в Москве - не пропускают ни пешеходов, ни друг друга. Все время гудят. Очень хорошо посидели вечером с Али и Катей. Очень тепло. Вечером сели в поезд, нас сразу, несмотря на билеты, объединили с 2 парами других туристов из Дании и Германии, и мы долго болтали. Датчане путешествуют 6 недель по Ирану, исследуя кирпичную кладку. Немцы 3 дня ехали на поезде из Анкары в Тегеран. В этом поезде ехала большая подростковая школьная экскурсия в Исфахан, громко кричали и смеялись, очень милые. В купе 3 ряда полок, поезд очень приятный.

Музей во дворце Голестан, Тегеран.
День 4
Проснулись в поезде. В 5:45 он уже пришел в Исфахан. Сначала хотели поехать на автобусе или добраться до города пешком, но когда поняли, что это очень далеко, сели в такси. Боялись, что это будет очень дорого. Оказалось, что такси от вокзала до центра стоит 163 рубля. Много гуляли, все время с кем-нибудь разговаривали. Туристы здесь очень специфические. Мы встретили сегодня пару мотоциклистов из Германии. Они едут через весь дальний восток. Через Россию, Монголию,и прочее. Один путешествует до июня, второй до ноября. Чуть позже мы встретили еще пару бельгийцев, которые едут на велосипедах через Китай, Камбоджу и прочие страны. Есть и европейцы пенсионного возраста, любители автобусных туров.  Промежуточных, как мы, туристов мало - в основном экстремалы или «пакетники». Местные жители очень приветливые, контактные, очень хотят говорить. Мы пообщались с огромным количеством людей! Здесь огромный базар, он идет тонкой, крытой улицей через весь город, несколько мечетей есть прямо внутри базара, они отходят в стороны внутренними двориками. Красивые площади, вкусная еда и мороженое. В отличие от Тегерана, много детей на улице. Сегодня утром нас накормили бобовой похлебкой, а на обед котлетой в лаваше с йогуртом. На вкус очень странно, но сытно!

Почувствовать себя достопримечательностью.
День 5
Мы выселились из отеля, предварительно попрощавшись с датчанами, которые жили в одном с нами отеле, погуляли по парку. Встретили Резу, который согласился нас принять через couchsurfing. Мы поехали к нему домой, по дороге заехав на голубиную башню, в которой в свое время жили 4000 голубей. Иранцы использовали их как почтовых, и для удобрения ближайших полей, саму башню они использовали как сторожевую. Зашли в самый большой в Иране торговый центр, купили местной еды и поехали к Резе домой. У него дом-музей. Большая квартира. Много фигурок из разных путешествий, и много книг русских писателей - Достоевского, Чехова, Толстого. Он любит русский язык, хорошо говорит, много читает, пишет картины. И очень активный. После обеда мы поехали на главную площадь - Имама, а местные ее называют НакшеДжахан. Там были в шахской огромной мечети, долго бродили по внутреннему дворику. Везде по городу висят черные флаги - траур из-за смерти имама Хусейна. Интересно, что есть очень сильное противостояние арабов и персов, хотя у них практически один алфавит, и Коран написан на арабском (непонятном для персов) языке. Вечером мы пошли на гору с Резой, там ужинали, разговаривали, было очень хорошо и приятно.

Вечерний Исфахан
День 6
Шесть - по персидски «шеш». Мы весь день на ногах. Ходили вместе с Али, другом Резы,  по армянскому кварталу. Там чище чем в остальном городе. Церкви симпатичные. Росписи внятные и похожи на комиксы. Купол у главной церкви сделан как у мечети - полукруглый, а остальные сделаны острыми, как в Армении. Зашли в 2 армянские церкви и один небольшой музей. Армяне отмечают 100 лет геноцида армян турками. При этом рядом с церковью в армянском квартале турецкий ресторан. Зашли в зороастрийский храм. Это очень древняя религия, была до мусульманства на территории Ирана. Вышел служитель храма и рассказал нам основные идеи зороастризма: нужно хорошо думать, хорошо говорить и хорошо делать. В качестве символа человек-птица. Нижние перья обозначают плохие мысли, а крылья - хорошие. В зороастризме очень важная мысль заключается в дуализме - что во всем есть хорошее и плохое, и хорошее должно преобладать над плохим. Мы решили увеличить хорошее, купили вкусных булочек, и поехали в мавзолей. Место смешное. Смысл в том, что в определенное время выходит человек и качает одну из колонн (похожую на минарет). От этого качается вторая, к которой привязан колокольчик, он звонит. Все очень радуются и снимают на видео, фотографируют. Конечно, интереснее смотреть, как радуются иранцы Обедали в ресторане с бочкой. Каждые 10 минут она переворачивалась и был большой водопад. Все фотографировали и смотрели на это. Дети и взрослые очень радовались. Как сказал Реза, все билеты во все музеи для иностранцев должны стоить 15000 туманов (около 300 рублей), и так и было. Вечером мы сели в автобус и поехали в Язд. Невыносимо грустно было расставаться с Резой. За эти два дня он стал невероятно близким, очень своим. Все это время он нас кормил, встречал, провожал, катал и так далее. В конце этих двух дней Реза спросил: «У меня есть только один вопрос. Есть ли у вас достаточно денег на оставшееся путешествие?».  Таня плакала, когда мы расставались с ним. Нам очень повезло встретить его и подружиться с Резой.

Язд и Джамех мечеть. Сказка Алладина.
День 7
Приехали в 6 утра в город Язд на автовокзал. Нас окружили таксисты, «Мистер! Такси!». Мы прочитали путеводитель и выбрали отель, в который поедем. Отель «SilkRoad», в который мы хотели попасть, был заполнен, и мы поехали в Кахан («Kahan»). Положили вещи и гуляли по городу. Тут удивительные вентиляционные башни. Конструкция, которая улавливает холодный ветер сверху и отправляет его вниз, ускоряя вентиляцию и выгоняя горячий воздух наверх. Как дымоход. Язд - лабиринты старой мазанки, палки, которые подпирают дома, чтобы они не сложились и людям оставался проход между стенами домов. Несколько больших очень красивых мечетей. Система подачи воды в город называется «Канат», когда источники в горах и через пустыню и весь город идет сеть подземных каналов. 2200 колодцев и много-много километров прорытой каменистой почвы. Есть много мест, где можно  спуститься и посмотреть, что это такое. Его рыли около 2000 лет и до сих пор пользуются. Удивительно, что в этой пустыне вообще возможно добыть воду. После обеда пришли и поспали. Было жарко, и спалось очень хорошо. Вечером списались с каучсерф-иранцем Мохамедом и его сестрой, встретились и погуляли, посмотрели башню в королевском саду. Увидели, как работают вентиляционные башни. Ребята плохо говорят по-английски, и мы объяснялись на пальцах, с помощью гугл-переводчика, выучили несколько новых персидских слов. Поужинали вместе и разошлись.
Гуляли и обсуждали различия иранцев и русских, и европейцев. Интересно! Ночью все выглядит жутко, потому что узкие улицы и мало освещения. По этим узким улицам ездят машины и мотоциклы. Город больше всего похож на песчаный лабиринт.

День 8
«Даже если я буду один в лесу, я буду разговаривать с деревьями» - сказал иранец в метро Тегерана. Мы часто вспоминали эту фразу. Утром мы совершили сразу несколько подвигов. Нам нужно было купить сумку, губную помаду от солнца и билет на поезд или автобус в Шираз. И все это нам удалось сделать. Особо страшно Тане было переходить дорогу одной (2 раза!), когда мы разделились, чтобы купить помаду и сумку одновременно. Помада тут же растаяла, а сумку мы купили классическую гастро-сумку «Аддидас». С автобусом было сложнее всего, поскольку «ticket», «bus» - это те слова, которых местные не знали. Оказалось, что все проще: «билет» звучит на фарси как «белИт», а с автобусом нам помог турецкий. Автобус (по турецки - «отобАс») здесь «отобУс». Такая милая комбинация. В результате нас подвезли до турагенства на машине. Числительные до 10 лучше выучить сразу, еще до поездки. Это очень практично, если тур не автобусный, а самостоятельное путешествие. Потом поехали на такси в зороастрийскую башню (temple of Silence), где
до 1960 гг, зороастрийцы оставляли трупы, чтобы их склевывали птицы. Потом этим ребятам запретили, и они организовали небольшое кладбище рядом. Тане очень понравилось, Илье вроде не очень. Зорастрийцы одеваются в яркие ткани, а мужчины иногда носят белые шапочки. Зорастрийцы нам понравились. На значке у них человек-птица.
Поели неподалеку, попытались спросить у таксиста, где Дамба, но таксист этого не знал, и путеводитель тоже. Выбрали для поездки город Мейбот, и поехали на такси в него смотреть караван-сарай. Там проходил шелковый путь, и люди останавливались перед Яздом на ночлег. Каравансарай мы не опознали. Зато встретили удивительное огромное
хранилище воды, зеркальную мечеть и приятную площадь. Старый город как в Язде - песчаный лабиринт.
Вечером прикупили семян тыкв и магнитов, про которые давно думали. Вернулись, побродили по улочкам и вернулись в отель на ужин и подзарядить гаджеты. Ужинали Дизи и Ядзи - примерно одно и тоже - Баранина и Бобы. Вечером уезжаем в Шираз. Переписываемся со всеми иранцами сразу. Те, кто нам пока не знаком, спрашивают нас, когда мы будем, а те, кто знаком - как у нас дела. Очень много нежных чувств к ним ко всем.

С Мохамадом и его сестрой.

День 9
Мы приехали в Шираз. Автобус был отвратительный. Тане снились кошмары, а Илья регулярно просыпался с ощущением, что мы вот-вот слетим в кювет. На автостанции, которая здесь называется «Терминал», есть специальное место, которое распределяет такси - подходишь, говоришь куда, платишь деньги и едешь. Очень удобно и недорого, но когда мы доехали до места, водитель с жалобнейшим видом попросил еще денег, а потом состроил такую гримасу, что его обидели до глубины души. Дальше - такси была наибольшая проблема. Цены не соответствовали ничему - в такси офис одни, у водителей другие, то дороже то дешевле и очень сложно договариваться. Мы заселились у Али и его жены Масомех, утром он уехал на работу, а мы остались поспать. У них есть дочка, которой 1,5 года. Когда мы поехали в город, мы поругались с одним таксистом, потом на волне чувств заплатили ему не теми бумажками в 10 раз больше. Мы купили билеты до Гешма и договорились, что завтра нам забронируют отель на острове. Сегодня встретили в тур агенстве русскоговорящего человека. Это было очень приятно. На улице с людьми мы почти не говорили. Отвечали, что ничего не хотим. Много приставали про поездку в Персеполис и так далее. В целом, ощущение, что это самая туристическая точка нашего маршрута и здесь наиболее разжиревшие по местным меркам торгаши. Были в красивом апельсиновом саду, где только что отцвели апельсины. Были в красивой мечете и в мозолей Хофиза - родоначальника местной поэзии. Много сидели, смотрели, бездельничали.

Центр Шираза.
День 10
Утром мы проснулись с трудом. Сказывались предыдущие дни и слишком насыщенное общение. Выпили чая с Али и поехали на автобусную экскурсию в Персеполис, Накше Рустам, Пасаргады.  Ехали мы около часа, часть времени спали. Накше Рустамо - могилы 4-х великих персов, еще до прихода ислама. Выдолбленные в скале ровные стены с барельефом и мавзолеем. Высота каждой стены метров 20. Издалека они выглядят как кресты, ощущение сильное. В одной из комнат-могил живут ласточки, они с криками все время влетают и вылетают. Потом мы поехали в Пасаргады. Там была крепость, сделанная из грязевых кирпичей, именно поэтому от нее остался только фундамент. Здесь почти все строят из грязевых кирпичей и мазанки. Самое большое впечатление - это Персеполис. Место достойное посещения. Огромные каменные глыбы, барельефы, мавзолеи. Удивило, что после того, как Александр Македонский разрушил Персеполис, он простоял еще 2500 лет. Был засыпан песком на 2 метра и только в 30 году ХХ века его обнаружили. По дороге назад мы заехали в парк с аркой на въезде в город - «Ворота в Шираз». В конце поездки приятный до этого времени водила спросил с нас дополнительные деньги. По дороге домой мы съели мороженого и посидели поговорили. Дома мы зашли в душ и Илья вместе с Али поехал за семенами для холодного освежающего напитка. По дороге оказалось, что сел аккумулятор, и нужно было заехать еще в автосервис. Таня очень волновалась, что мы опоздаем на автобус, но мы успели. Марса завернула нам иранский ужин в лаваш, это было очень мило и вкусно. В автобусе почти все - молодые женщины. Играет какая-то турецко-иранская музыка. На острове Гешм должно быть 38 градусов тепла.

Рисунки на стенах в Ширазе.
День 11
Рано утром приехали на остров. На острове жарко и очень влажно. Первое время трудно душать. но привыкаешь. Илья в автобусе почти не спал из-за красного света ламп и немного подмерз. Таня волновалась, когда несколько автобусов заехало на паром-выдержит ли?
Нашли такси по приезду, немного поторговались и приехали в отель. Тут мило, ухожено, но никто почти не купается. Рядом находится что-то, похожее на недостроенную нефтяную платформу. Много крабов на берегу, со смешными пирамидками и норами. Мы не знали, как надо купаться и не спросили сразу. Таня купалась в джинсах и в футболке, Илья в трусах. Все было хорошо. После завтрака и купания пошли спать. Проснулись после обеда и пошли исследовать местный пирс и окрестности. Нашли музей пещер, с несколькими ходами в скале. Интересно!!
Очень хороший день отдыха.

Место, ради которого мы поехали на Гешм - большой каньон.
День 12
Утром Таня проснулась в 6:30 и пошла купаться пока пустой пляж, чтобы можно было искупаться в купальнике. Пришла после купания очень напуганная, так как там в это время пришли другие люди и она очень боялась выходить в купальнике на берег. Илья проснувшись тоже пошел купаться и потом мы оба пошли завтракать. Сразу после завтрака пошли на ресепшн, договорились о такси и узнали, что на платформу сегодня не попасть. Такси стоит 400 р в час. Сначала нас водитель привез в мангровые заросли, хотя мы его просили отвезти нас сразу в каньон. В этих зарослях с нас попросили 1400 за покатиться 40 минут на лодке, мы попробовали поторговаться, цену не сбросили и мы просто пошли погулять. За это время подъехала еще группа туристов из Тегерана и мы присоединились к ним, что существенно сэкономило нам бюджет. Ребята оказались очень тусовые, все стюарды из Иран-аир. Мы фотографировали птиц и деревья, болтали и с удовольствием покатались. Потом поехали на каньон. Там было очень жарко. Это была самая середина дня и было очень тяжело. Каньон красивый, сыпучий, мы прошли его до конца и выбрались наверх, чтобы пойти назад другой дорогой. Верхом мы сделали огромный крюк по пустыне, почти заблудились, видели следы верблюдов и козлов. А еще в одном из мест видели огромного паука сантиметров 15 в диаметре. Очень страшного. Потом мы поехали в торговый центр, отпустили таксиста и пошли поесть и за подарками. Илья наконец нашел кофе!
За этот день встретили трех женщин в масках!! Маски как в музее Голестан в Тегеране. Таня думала, что это в далеком прошлом, но нет! Реза говорит, что такие носят иногда на юге Ирана. Когда такое видишь, бегают мурашки и цепенеешь. Жутковато. Илья мечтает с ними сфотографироваться.

Бравая команда стюардов и мы.
День 13
Таня опробовала женский пляж. Оказалось, что это небольшой кусок берега за пирсом, который не видно с основного пляжа, но прекрасно видно с пирса. Там никого не было, очень плохо пахло мертвыми крабами, было очень грязно. На пирсе работало неско
лько строителей, которые работали и иногда смотрели на Таню. Таня собрала красивых ракушек, но зайти в воду не смогла. Потом пошла купаться на основную часть пляжа. Когда Таня разделась до купальника, ее попыталась сфотографировать иранская женщина на телефон, но Таня спряталась за Илью . Отработали схему, когда Таня заходит в одежде в море и там отдает одежду Илье и так же выходит из моря. Иранские дети гоняли крабов и рушили их башни. На пляже было много мужчин только в плавках. Все женщины были в платках, длинных одеждах и не купались. До вылета мы отдыхали в отеле, заказали такси, сидели в почте. В аэропорту познакомились с Бахрамом - Иранцем, который учился в Украине, а сейчас работает врачом в Иране. Мы приехали за 2 часа до вылета и это оказалось сильно заранее, нас стали запускать минут за 15 до вылета. Бахрам рассказывал много интересных и смешных историй про студенческие годы на Украине и посадил нас в такси в Тегеране. В Тегеране к нам приехал Реза, и отдал провод от зарядки. Он написал, что приедет к 10, но в результате появился только после 12. Мы немного еще с ним посидели, поговорили и сделали несколько фотографий. Потом пошли в зону вылета, ждать чекина на наш рейс - это было самое тяжелое - очень хотелось спать. Мы докупили сувениров и взяли кофе, и в этот момент нас позвали на рейс. Кофе допить не успели. Самолет в Киев был почти пустой. Мы спали почти всю дорогу. Сейчас в Киеве. Солнечно, зелено, ждем самолета в Мск.

В Москве уже мы продолжаем переписываться с ребятами-иранцами, и очень ждем в гости Резу. Со всеми хочется еще встретиться.