Мост и ручей Курча-Мурча

Dec 28, 2019 23:42


В глубине на территории автосервиса Shell, что по улице Тихоокеанской в районе речпорта, можно увидеть частицу истории, которая не только сохранилась до сегодняшнего дня, но и продолжает жить и функционировать.







Мост спрятался от посторонних глаз на территории автотехцентра по ул. Тихоокеанской.

На давно известной в сети фотографии запечатлён процесс прокладки железнодорожных путей. Ветка, которую проложили вдоль амурского берега в 1895-1897 гг., соединила станцию Хабаровск с речным грузовым портом в районе Казачьей горы. Из-за вод, стекающих в Амур, потребовалось соорудить железнодорожный мост.



Строительство железнодорожной ветки к порту, Уильям Гернри Джексон, октябрь 1895.

Интересно, что движение составов на этом участке началось раньше, чем заработала северная часть Уссурийской железной дороги.

Снимок с мостом был сделан Владимиром Степановичем Мацкевичем, фотографом дворянского происхождения из Екатеринославля, в рамках работы над большим заказом от управления Уссурийской железной дороги по созданию альбома о первом участке Транссибирской магистрали. В 1895 г. Владимир переехал во Владивосток и открыл здесь фотомастерскую в одном из первых каменных домов города - доме основателя и, в дальнейшем, первого редактора первой газеты города "Владивосток" Соллогуба Николая Варламовича.



Дом Соллогуба на Пушкинской, 7 во Владивостоке.



Очень быстро после открытия Мацкевичу поступило задание от Уссурийской железной дороги, которую сдали в полную эксплуатацию 1 ноября 1897 г. Альбом получился весьма удачным и принёс автору золотую медаль. В 1900 г. Мацкевич был признан лучшим фотографом Владивостока. Тогда же он открыл свой филиал фотографии в Порт-Артуре.



crawlingsnake73 подсказал, что мужчина на снимке в шляпе и белом костюме - сам фото-маэстро и есть.

Примечательно, что в подписи на фотографии с мостом речка названа Лагерной. На плане Хабаровки 1884 года объекты этой части города обозначены лишь схематично, ручья не видно. Зато нанесён расположенный поблизости артиллерийский лагерь, видимо, из-за которого и образовался народный топоним. А вот на карте 1911 года ручей уже обозначен именем Курца-Мурца. Так и не нашла ничего о происхождении этого названия.







Российский артиллерийский лагерь под Хабаровкой, Эмиль Нино, 1884 г.

В 1967 году по руслу ручья проложили подземный ливневый коллектор, который спрятал воды в бетон. Коллектор начинается за нефтебазой, проходит по долине с северо-востока на юго-запад и выходит на реку Амур. В последние лет 20 Курча-Мурча, закованная в трубу, часто становится героиней экологических скандалов. Ручей на территории НПЗ заканчивается озером. А коллектор стал ливневым аварийным сбросом из этого озера. Через него в Амур скидываются нефтепродукты, из-за которых он даже горел в начале нулевых.



Вид на коллектор с ручьём Курча-Мурча сейчас. Фото "ННК-Хабаровскнефтепродукт".



Территория нефтепричала, прилегающая к коллектору, перекрыта.









Вот такая бурная судьба у ручья со странным названием. А царский мостик, несмотря на это, продолжает нести свою службу.

Хабаровск, мост, Уссурийская железная дорога

Previous post Next post
Up