Apr 20, 2014 11:44
"Человек - голая обезьяна, летающая в космос, но не освобожденная от необходимости мочиться" (Моррис). Связь и, одновременно, кардинальное различие с животными - та самая проблема, которая лежит в основании национального вопроса. Да-да, именно связь и различие с животными делает нас либо националистами (фашистами), либо - интернационалистами... Дело в том, что человек, в отличие от животных, не является ни строгим коллективистом (муравьи, овцы, рыбы), ни "зоологическим индивидуалистом (хищники). Он и то, и другое... именно поэтому у любого народа есть сказки с реферном "пойди туда, не знаю куда, принесми то, не знаю что... ни одетым, ни раздетым, ни с подарком, ни без подарка..."... У нас, в отличие от волка или муравья, не генетика отвечает за групповое и индивидуальное поведение, а - мораль, воспитание, внешняя среда обитания. И если с воспитанием и средой обитания все в порядке, человека национальный вопрос не мучает, он в разных ситуациях на автомате поступает то как индивидуалист закоренелый, то как альтруист, живущий только для блага других... И если такое "мятущееся" поведение соответствует общественной морали и законодательству, живет себе такой человек счастливо и безмятежно, даже не вспоминая о своих этнических корнях...
Но вот если во внешней социальной, среде среде неполадки - экономический кризис там, войны, реформы, и необходимые для безмятежности устойчивые социальные группы, в которые входит индивид (семья, партия, образовательное сообщество, возрастное и т.д.) перестают быть устойчивыми, разрушены, и "рыбак рыбака" уже ни издалека ни вблизи не может узнать, вот тогда в человеке просыпается национализм. Это потому, что этническая, национальная принадлежность, ежинственная из групповых принадлежностей человека, которая хотя бы частично связана с генетикой и ее поэтому почти невозможно разрушить... Как невозможно разрушить, например, традицию питаться у северных этносов без молока, но с живыми мясом и рыбой. Ведь 85 процентов представителей Севера не имеют в крови ферментов, ответственных за усвоение не материнского молока...
И вот, в условиях реформ и социальных катаклизмов человек, испытывающий сложности и с семейными узами, непроизвольно тянется к национализму, потому что только он остается источником личностной уверенности в групповом существовании индивида.. Но национализм означает неприятие других наций и народностей, их обычаев и их образа жизни... Национализм становится самым мощным источником новых социальных конфликтов, революций и житейской неурядицы... А отсюда мораль - когда за стенами родного дома рушатся общественные структуры, надо искать себе новые группы единомышленников, не завязанные на кровное родство и тесные эмоциональные связи. Даже семья в таких условиях - не подспорье и не поддержка. Девиз "моя хата с краю" в условиях революций и социальных катаклизмов ведет только к человеконенавистничеству или суицидам. А аскетизм, с его предельным индивидуализмом, в семье не получится. особенно - в многопоколенной. ... Политические или спортивные секции дадеко не единственные группы, дающие человеку успокаивающее ощущение групповой принадлежности и востребованности без покушения на индивидуальность... В конце-концов, еще есть сообщества рыболов и охотников, вышивальщиц и любителей садоводства...