Москвинские староверы и прейльские евреи

Feb 24, 2020 16:25



Мне иногда задают вопрос: "Почему ты занимаешься еще и историей прейльских евреев?"

Не знаю... Может это какой-то посыл свыше... Может, что-то другое...

В 1963 году мы переехали на постоянное местожительство в город Прейли, родителям дали квартиру на улице Бривибас, 32.



Это был дом на две квартиры, со двора было два отдельных входа. Под окном нашей гостиной со стороны улицы почему-то были округлые ступеньки. Чуть попозже я услышала фамилию Озбанд, когда-то семья этого человека жила здесь, а там где ступеньки - была дверь в дом с улицы. Впритык к нашему дому стоял другой, там жила семья Барановских из Дагденского края, свой дом они приобрели после войны. Лишь через много-много лет я узнаю, что в этих домах по-соседству дo/ после войны проживали два брата стекольщика - Озбанды. Это их во время войны спас Владислав Вушкан. Но как-то пересматривая в Прейльском музее истории и прикладного искусства документы, вдруг увидела листок в клеточку - копия письма. От прочитанного была в шоке! Это оказалось свидетельство от одного из братьев Озбанд, о том что до Вушкана в течение некоторого времени их скрывал Ксенофонт Ларионович Егоров, который был родным братом моей прабабушки из деревни Москвино!

Не знаю для какого случая было это написано - справка, расписка? Но текст там такой:

"Я Озбанд Мана Давыдович проживающий в городе Прейли по ул. Свобода (по-латышски: Бривибас - Т.К.) N 32 кв.1

До прихода немцев в нашу Латвию я проживал в гор.Прейли. Когда начался массовый растрел евреев в Прейлях я со своим братом сбежал от растрела и начал скрываться. Некоторое время мы с братом скрывались у Егорова Артемия отца, а потом только приходили за продуктами. В 1943 году весной Егорова А.А. отец с матерью нам рассказывали, что сына Егорова Артемия арестовали айсарги.

19. января 1963 г.

Подпись: Озбанд "

(Орфография текста сохранена)

Пройдет много, много лет и я лично прикоснусь к истории утраченных соседей Прейльского местечка. А до этого я познакомлюсь и буду более или менее общаться с прейльскими евреями. Некоторые из них были друзьями моего отца.

Как-то на мой почтовый адрес придет письмо от Ари Хаги, сына одного из спасенных Прейльских евреев. Их семья живет в Америке. Наладится переписка, обмен новостями. К глубокму сожалению, в декабре 2019 Мордахая (Моти) Хаги не стало...

В начале 2000-х годов в Прейли была группа, которай записывала воспоминания старожилов об утраченных соседях - евреев Латгалии. Среди рассказчиков оказалась моя тетушка Нила - Нионила Иванова Силионова, урожденная Егорова из деревни Москвино, ныне живущая в Даугавпилсе.

Вот что она рассказала:

- У моего дедушки был друг еврей, они поддерживали коммерческие связи. Дедушка делал свечки, их продавали в магазине у еврея, которого все звали Чалк. Дедушке за это давали сахар, спички... Когда началась война этот еврей тоже собирался удирать, но не успел. Еврей привез свои три большие корзины с добром. Через две недели он приехал за ними. Мы удивились его виду - у него на одежде спереди и сзади были желтые звезды. "Немцы сказали, что с этими знаками нас никто не тронет и мы можем свободно передвигаться. Сказали собрать свое имущество, привезти в Прейли, евреев отправят в Германию, в немецкий городок, в немецкое гетто, и там будете свободно жить, и чем желаете заниматься." Имущество надо было всем свезти в латышскую школу, мол оттуда на поезд повезут потом. Мой дедушка таким обещаниям не поверил, добавил: немцы вас обманут. И через несколько дней начались расстрелы. Мы жили в 4-х км от Прейли, а тетя жила в 1 км от города. Не помню зачем меня мама послала к ней, я пришла со старшей сестрой. Мы сидели у них дома, когда пришел дядька и сказал: в Прейли повели евреев расстреливать. Мы побежали с сестрой домой, рассказали родителям. В это время со стороны Прейли послышались выстрелы. И звучали автоматные очереди с полудня до вечера. Как потом узнали среди расстрелянных был и дедушкин друг. Спаслись несколько евреев, которые скрывались . И тоже наши знакомые. Ее фамилия была Хаги. И она скрывалась около Прейли, просидела всю войну. Иногда они приходили ночью за харчами (едой)... постучат в окно... мать бывало соберет им что-нибудь... вот так они всю войну и прожили. У этих Хаги один сын умер, а один остался в живых. А эту Хаги после я встречала в Даугавпилсе на фабрике, я работала мастером и она у меня работала. Ей нужна была пенсия... мои родители знали ее еще до войны, она жила на углу улицы Райниса, у нее свой домик был, покупали у нее товар, они нам давали в долг даже. Она мне говорит: а я знаю твоих родителей. Как? "А мне надо было доказать, что я работала раньше, так в Прейли никто не дал таких сведений", а моя одна тетка и другая, и мама подписали ей документы. Она сказала: спасибо твоим родителям...



Егоровы из старообрядческой деревни Москвино около Прейли. Слева стоят Иван Романович Егоров
и Артемий Ксенофонтович Егоров. Второй слева сидит Роман Ларионович Егоров. 1938 г.

Позвонила тетушке в Даугавпилс, она снова окунулась в воспоминания... потом написала в Америку...

Оказывается, все в мире так связано... люди и судьбы пересекаются вновь и вновь...

Вот и моя старообрядческая родословная соприкоснулась с историей прейльских евреев.

На фото 1: Егоровы из старообрядческой деревни Москвино около Прейли. Слева стоят Иван Романович Егоров и Артемий Ксенофонтович Егоров. Второй слева сидит Роман Ларионович Егоров. 1938 г.

На фото 2: дом Маны Озбанда на улице Бривибас в Прейли.

#Москвино #Прейли #староверы #евреи #Холокост #спасение_жизни #Егоровы #Хаги
© 2020 Tatjana Kolosova-Peresta All Rights Reserved

#Егоровы, Хаги, #Москвино, Прейли, спасение_жизни, староверы, #спасение_жизни, #староверы, #Хаги, Егоровы, Москвино, Холокост, #евреи, #Холокост, евреи, #Прейли

Previous post Next post
Up