КАК ПОПАЛ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ В ПРЕЙЛЬСКУЮ СТОРОНУШКУ

Sep 11, 2018 12:02





В один из своих приездов в Прейли (город в восточной части Латвии) из Лондона я, как обычно, заглянула в Прейльский музей истории и прикладного искусства. После обмена новостями со знакомыми сотрудниками, историк Наталья повела меня в зал экспозиций. Она очень хотели показать выставку, посвященную нашим староверам. Там были использованы мои материалы, а также учителей и учеников 2-й средней школы. А еще - моих родственников из деревни Санауже. После долгих обсуждений и воспоминаний, повернулась я к другому стенду. Мои шаги были направлены к фотографии народного композитора Яниса (Ивана Андреевича) Иванова. Но яркий луч солнца прямо указывал на другой стенд под стеклом. Мой взгляд упал на невиданную доселе фигурку сгорбленного монаха.


             

- Откуда это у вас? - спросила я у Наташи. - И что это за монах?

Глаза уже нашли маленькую надпись подле фигуры -"о. Нил Столобенский".

- Эту фигурку привезли староверы из Сибири, а к нам попала из Рудзатской стороны.

- Знаешь, Наташа, что-то мне подсказывает о неправильной информации. Во-первых, такие одежды носили монахи из Псковско-Печерского монастыря. Первая моленная в Рудзатской стороне, точнее в имение Элеонорвиле, была создана купцом из Псковской губернии Петским, много позже и дальше появилась другая моленная - в деревне Разбегаевка (Малоколны).

Как-то Петр Иванов из деревни Регентово показывал мне старинные фотографии псковских купцов. Во второй половине 19 века приезжали они в Латгалию за льном. И однажды один из них присмотрел нашу староверочку Марину. Из богатого рода она была, дочь Василия Ларионовича Друговейко, одного из руководителей Москвинской старообрядческой общины. Присмотреть-то присмотрел Афанасий Филиппович Петской себе невесту, так еще и в жены позвал. А Марина с батюшкой разлучаться не хотела. Вот жених с помощью будущего тестя и купил землю в Рудзатской стороне. Там строил и развивал свое хозяйство. В их большом доме долгое время была домашняя моленная. В главной зале молился сам хозяином с семьей, а вот во второй комнате - другие староверы. Иконостас состоял из больших и дорогих икон. Ходит молва, что даже духовного наставника привезли из Псковской губернии.

Афанасий Филиппович со времен заслужил не только уважение людей, но и высокого положения в обществе. Он был земской гласный или член Двинской уездной управы по делам земского хозяйства.

Сам ли Афанасий Филиппович или его наследники, наверное, и привезли фигуру известного монаха. Связь с родными местами они не теряли, помнили свое имение в Большой Петской волости Славского района Псковской губернии.

Вот так мог попасть в Прейльскую сторонку образ святого Нила Столобенского.

- А давай-ка заглянем в Интернет! Может там что интересное и найдем.

Мой "друг и помощник" выдал нам несколько ссылок. После прочтения и сравнения мы остановились вот на этом материале.

http://akafist.ru/saints/nil-stolobenskij/kratkoe-zhitie

Фото 1 - образ преп. из интернета

Фото 2 и 3 - деревянная скульптура из Прейльского музея истории и прикладного искусства, сделано Р. Сысоевым.

© 2018 Tatjana Kolosova-Peresta All Rights Reserved

Нил Стоболенский, Preiļi, музей, староверы, Петской, Прейли

Previous post Next post
Up