Была ли Петрянская община? (О дате появления Ащицкой общины)

Jun 05, 2015 15:20





Изучаю страницу за страницей книгу "Хроногроф Литовский, сиречь летописец степенный", изданную Вильнюсским Университетом в 2011 году. Авторы книги - ученые Надежда Морозова и Григорий Поташенко. На странице 51-й размещена карта "Старообрядческие общины (по наличествующим храмам или именам наставников) и обители, упоминаемые в "Хронографе Литовском". Привлекает внимание якобы существующая староверческая община у местечка под названием Петряны. Оно указано недалеко от нынешнего города Ливаны. Авторы явно и сами сомневаются: рядом с названием "Петряны" на карте стоит знак вопроса. По моим сведениям в 19-м веке в Ливанской стороне никаких староверческих объединений не было. Первые общины там появились в начале 20-го века: в 1913 г. образовалась Петермуйжская община, еще называемая как Петергофская.

А откуда тогда появилось название "Петряны"? Читаем книгу дальше. Под датой 1832 года печатаются материалы Варковского Собора. Среди участников важного исторического события - настоятель "Яков Логинов, Петрянской, ст." Обозначение "ст." в списке настоятелей - участников Собора имеется только в двух случаях из всего списка - после данного названия и еще после "Данишевской". Чтобы значили эти буквы? Объяснений в книге нет.

Пересмотрев немало книг и статей, нигде более не находила названия общины - Петрянская.
И вдруг, в случайном разговоре со знакомой услышала про Петрянское кладбище. Стала дотошно выспрашивать где это, какая община рядом, действует ли сегодня? Оказывается, в Дубненской волости, недалеко от дороги Вышки - Калупе, есть две деревни Петраны и Ащуки.




Была ли в Петрянах община - пока никакой информации нет. Известно, что в этой деревне есть старообрядческое кладбище. А вот рядом в деревне Ащики (Ашчики), у которой ранее имелось написание и Ващуки, моленная имеется.



Здание моленной, построенное в 1910 году.
В Списке старообрядческих общин Латвии, что опубликованы в Старообрядческом Календаре на 1927 год, указывается, что Ащицкая община приписана к Дубненской волости. Год ее создания - 1859. Духовным наставником в то время служит И. Суходынцев. Председатель общины - А.Терентьев. В сведениях, имеющихся в Латвийском историческом архиве, говорится, что в 1928 году община объединяет 124 семьи, а в 1939 году уже 332 семьи.

Ранее Дубненская волость являлась территорией Калупской (Колупской волости) Двинского уезда. И в "Памятной книжке Витебской губернии" за 1914 год мы видем, что в Колупской волости действует Ващицкая старообрядческая община федосеевского согласия, ее местонахождение - дер.Ващики. Духовным наставником служит Спиридон Григорьевич Фомин.

Обратимся также к архивным документам из Национального исторического архива Республики Беларусь. В Деле "о сборе сведений о старообрядческих молельнях и часовнях и ведомости их по городу Витебску, Себежскому, Невельскому, Динабургскому и Режицкому поветам 25.09.-13.11.1826" имеется информация, что в Ващуках есть моленный дом, но нет наставника. Это означает, что возраст Ащукской общины датируется уже не 1859 годом, а еще более ранними годами.

А что же "настоятель Яков Логинов, Петрянской, ст."? Возможно, он проживал в деревне Петряне (Петрани). Другая деревня - Ащуки расположена почти рядом. Между кладбищем в Петрани и моленной в Ащуках всего лишь 1 км.

Татьяна Колосова,
исследователь истории староверия,
Прейли, Латвия

05.06.2015
При перепечатывании или использовании информации ссылка на автора обязательна!

© 2015 Tatjana Kolosova-Peresta All Rights Reserved

Ащуки, поморское согласие, Ващуки, община, староверы

Previous post Next post
Up