Оригинал взят у
eshma в
Таких не берут в космонавты Плакат выше - характерный пример визуального штампа. Портрет одного человека в шлеме взятый по шею с взглядом в верхний угол и символическим космосом или ракетой за плечом. Ракета, кстати, должна навести внимательного зрителя на размышления - если она летит где-то на заднем плане то герой с переднего он отстал или вышел? Но не будем придираться.
Чаще всего, когда надо было визуализировать тему космоса СССР-овская школа плакатной живописи и книжной иллюстрации выдавала что-то такое. Иногда космонавтов было несколько, но редко. Поясные и ростовые портреты - крайне редко. Лицо, шлем, космос. Всё. Интересная тема, но сейчас я не об этом
Есть гипотеза что каждый порядочный советский мальчик мечтал стать космонавтом. В реальности, конечно, все было сложнее, но такая мечта точно была одобряема и распространена. Кем мечтали стать непорядочные мальчики история умалчивает. Точно знаю одного который хотел разрабатывать химическое оружие. Романтик, да-а.
Что надо сделать чтобы попасть в космонавты? С точки зрения ребенка 80-х.
Чтобы стать известным ученым - надо совершить открытие. Ежу понятно. Чтобы стать артистом надо нефигово играть. Чтобы стать генеральным секретарем... ну тут хз, но точно надо быть старым и больным. Не наш выбор. Чтобы стать героем надо погибнуть под пытками, но ничего не сказать фашистам. Заманчиво, да-а. Короче, весь высокий пантеон, к которому может потянуться ребенок с амбициями требует свершений.
И вот тут "космонавт" резко выбивается. Как становятся космонавтами? (речь о детском восприятии). Надо быть здоровым и хорошо себя вести. А дальше... дальше непонятно. Ты следишь за здоровьем, ведешь себя хорошо. Учишься тоже хорошо. Самые продвинутые дети добавили бы что следует поступить в летное. А потом многоточие. Как-то выбирают старшие товарищи. И в космос вот таким вот образом:
То есть существует резкий разрыв в причинности. Ведешь себя хорошо. Учишься. А потом бац - и космонавт. (см. "Москва-Кассиопея", вот как-то так). На загнивающем западе и, особенно, загнивающем востоке есть аналогичный образ. Да, именно. Кусает школьника какой-нибудь таракан и все, теперь он человек таракан. Супергерой. Но заметим отличия: супергерою не обязательно хорошо учиться. Супергероем можно стать самому по себе, а в космонавты попадают только при помощи государства. Ну и, наконец, космонавты и правда существуют. Впрочем, это было немножко не по теме.
Скажем супермену "кыш" и идем далее. Что делает космонавт? В массовом сознании. Улетает, прилетает и все. Звезда ГСС и весь мир под ногами. Тема опасности и аварийности космических полетов в СССР не педалировалась, так что с особым риском космос не связывали. Наоборот, подчеркивали надежность любой космической техники. Образа особенно сложного труда на орбите тоже не было. На этом внимание просто не заострялось. "Проводятся эксперименты", все. Зато оно заострялось на встречах с цветами, всенародной известности и прочих статусных фишках. И да, плакат с портретом, обязательно. Симпатичная личность и за ней космос. Короче, "космонавт" выполнял роль супергероя и суперзвезды, причем по назначению. Как-то вот так:
Редкий но сильный пример советской иконографии с мощным религиозным посылом. Чаще всего население на такие рисунки не добавляли. Народ внизу, звездное небо вверху а посредине парят не вполне человекообразные космонавты и улыбаются бренной земле сверху. Тут можно вскользь отметить еще одну особенность: если летчик в плакатной живописи неотделим от самолета, то космонавт явно периодически расценивался художниками как самодостаточная сущность, в технике не нуждающаяся.
Итого что мы имеем: куча детей, которые не без помощи СМИ, кино и литературы мечтают что в какой-то момент они будут избраны внешней силой за хорошее поведение, совершат однократное действие после чего получат максимум того, что возможно в обществе.
Так о чем это я? Можно заметить что экс-СССР просто переполнен истошным ожиданием чуда, завышенной самооценкой и заниженными трудовыми способностями. Это нормально. Это космонавты.
P.S. Интересно, что главный программный документ постсоветской эпохи "Незнайка на луне". Носов гениально предугадал