Интервью в студии ПБК (21/03/2014)

Mar 23, 2014 14:05


Ведущий Юрий Родин: В Европарламент обратился депутат латвийского Сейма Вилнис Кирсис с требованием исключить из группы «Зеленые»/Европейский свободный альянс Татьяну Жданок за ее особую позицию в отношении Крыма. В студии евродепутат Татьяна Жданок. Расскажите, что вы там такое натворили.
Татьяна Жданок: Да, у меня своя позиция, прекрасно известная Европе. Начиная с сентября, Европарламент принял 8 резолюций по Украине. Я выступала по каждой, говорила, что нельзя оценивать происходящее на Украине, сосредочившись только на Киеве, и даже не на всем городе, а только на одной площади, на Майдане. Было известно, что на востоке Украины большинство были против подписания ассоциированного членства с Евросоюзом и выступали за вступление Украины в Таможенный союз.
Ю.Р.: Но ваших коллег больше всего возмутил ваш визит в прошлое воскресенье в Киев.
Т.Ж.: Действительно Европарламент принял решение не посылать свою делегацию в Киев, и я ездила индивидуально по приглашению непосредственно избирательной комиссии Крыма.
Ю.Р.: А ваш коллега, депутат Карлис Шадурскис обратился в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь вас к уголовной, очевидно, ответственности «за участие в организациях, ставящих целью восстановление СССР». Он называет организацию - «Суть времени»...
Т.Ж.: Руководитель этой организации - известный политик, политолог, театральный режиссер Сергей Кургинян, мой давний друг. Мы познакомилисяь еще в 90-м году, когда я, будучи депутатом Верховного Совета, ездила в Москву, чтобы знать, что там происходит, познакомиться с новыми личностями, появляющимися на политическом горизонте. Одним из них был Сергей Кургинян. Я несколько раз публиковала беседы с ним, он автор нескольких книг. Сейчас он действительно возглавил движение. На маечках его участников написано СССР с апдейтом, то есть с призывом к новым союзам - Таможенному союзу, Европейскому союзу...
Ю.Р.: Как же так получается, что вы, депутат Европарламента, выступаете за Таможенный союз, за новый Советский союз?
Т.Ж.: Я выступаю за свободу выбора, за то, чтобы один и другой союз, их экономические связи можно было бы сопоставить и сделать выбор между Европейским союзом и Таможенным союзом. Громадная ошибка, которую сознают и руководители Евросоюза, заключается в том, что они поставили Украину, Молдову, Армению, Грузию перед альтернативой - или с нами, или с Россией. На самом деле можно было провести переговоры европейских руководителей с Россией, посмотреть, чтобы не было противоречий, в частности, в зоне торговли, и добиться, чтобы происходило свободное движение товаров и рабочей силы на всем европейском континенте. Ради чего, собственно, и создавался Европейский союз, ради чего создается Таможенный союз.
Ю.Р.: Почему же не состоялись переговоры?
Т.Ж.: Ну вопрос несколько не по адресу, однако есть большая вина европейских руководителей, и я просто как депутат обязана оценивать их, предлагать свои рекомендации. Вначале они говорили, что программа Восточного партнерства не направлена против России. Она была запущена в 2010 году, ее очень пропагандировали поляки, потом шведы. Но очевидно, что это было сделано все-таки против России, и уж совсем очевидно это стало осенью этого года. Я выступала, говорила, что не надо углублять ров, надо наводить мосты. Серьезно говоря, санкции, по крайней мере экономического характера, скорее нанесут вред Европейскому союзу, чем не России.
Ю.Р.: Вы уверены, что грядут экономические санкции?
Т.Ж.: Я летела, возвращаясь из Крыма в Брюссель, через Москву как раз вместе с руководителем союза бизнесменов. Он отправлялся в европейскую столицу, чтобы объяснять, какими бедами обернутся эти санкции для Европы. Что же касается истерики вокруг меня, то да, мне приходится довольно тяжело. Я вынуждена участвовать в дебатах на западных каналах, выступая одна против двоих или больше оппонентов. Но моя позиция четкая, и она поддерживается моей политической группой.
Ю.Р.: Давайте еще раз, очень коротко, представим вашу позицию.
Т.Ж.: Моя позиция в том, что Украина может сохранить свою независимость - а мы всей хотим ей добра, - только сохранив свое производство. А сохранить его, чтобы развивать природой данные Украине богатства на пользу людей, чего, к сожалению, пока не получалось, можно только сотрудничая и в направлении востока, и на запад. Должны пройти совместные переговоры европейского руководства и России о дальнейшей стратегии - как они и как россияне видят развитие континента.
Ю.Р.: А с Крымом-то как быть, в конце концов?Т
Т.Ж.: В Крыму я застала настоящий праздник, и это историческое событие.
Ю.Р.: Но мы все же опасаемся, как бы этот конфликт не перерос в нечто большее, нежели экономические санкции.
Т.Ж.: Я абсолютно уверена, что конфликт был следствием неправильной политики политиков, категоричностью постановки вопроса - либо туда, любо сюда. Должны быть сделаны определенные выводы. В том числе и нашими политиками. Тот же Карлис Шадурскис как математик должен понимать, что для того, чтобы хорошо проинтегрировать, надо дифференцировать, надо дать больше прав на местах и, в частности, право определять, на каком языке мы хотим учить своих детей, на что мы хотим тратить свои налоги, и все должны иметь право голоса. А лучшим ответом на все опасения является очень простое слово, которое лежит в названии политического движения, с которого я начала свою деятельность, - рав-но-пра-вие. И последнее, что я хочу сказать: есть такие моменты, когда терпение и терпимость перестают быть добродетелью, - надо выстраивать собственную четкую позицию.

image Click to view

Шадурскис против Жданок, Украина, Кирсис, Крым

Previous post Next post
Up