Я нахожусь в Страсбурге, где идет заседание сессии Европарламента. Сессия напряженная, много вопросов, запланированных заранее. Например, отчет предыдущего президентства в Евроcоюзе Ирландии и планы следующего президентства. А на протяжении следующих шести месяцев президентствовать будет Литва. В связи с отчетом Ирландии принималась позиция Европейского парламента по бюджету будущей семилетки на период 2014 - 2020 годы. Это вопрос очень важный.
Были вопросы срочные, внесенные в повестку дня в последний момент. В частности, так называемый, шпионский скандал, разоблачительные материалы о действиях американских спецслужб сначала в отношении пользователей интернета, а затем и прослушки 38 различных посольств, в том числе представительства Европейского союза. По этому поводу завтра будет принята срочная резолюция, сегодня же идут дебаты. Готовится и более основательный документ, создана парламентская группа расследования в рамках нашего Комитета по гражданским правам, юстиции и внутренним делам. Она будет готовить серьезную резолюцию с конкретными предложениями о том, какие шаги следует предпринять в дальнейшем для защиты личной, частной жизни, общения с другими людьми жителей, граждан Евросоюза.
Для меня и для всех жителей Латвии, думаю, главный вопрос сегодня - это реакция Европейского парламента на заявку Латвии о присоединении к еврозоне с 1 января 2014 года. Коротко о самой процедуре.
Дело в том, что из трех институций ЕС - законодателей и исполнителей в лице Европейской комиссии плюс двух решающих инстанций, принимающих законы, - Совета ЕС, в котором представлены главы всех государств, и Европейского парламента - полномочия по решению такого вопроса, как присоединение государства к общей финансовой политике и единой денежной системе, у парламента очень узкие. Парламент выступает просто в роли консультирующей структуры. Сказано, что Совет принимает решение, учитывая позицию парламента. Это очень слабая позиция, к тому же она готовилась в спешке, доклад был рассмотрен за два месяца. И, конечно же, трудно отдельному депутату, скажем, мне повлиять на определенные политические установки большинства депутатов ЕП. Моя позиция, которую я публично высказываю, как минимум, уже на протяжении полугода в дебатах, в различных СМИ на всех языках, которыми я владею, такова: мы должны вступать в еврозону; такое обязательство мы взяли на себя, став членом Европейского союза. Но у нас есть определенная свобода действий - это решение о сроках. Например, та же Великобритания или Дания, вступая в Евросоюз, сразу оговорили для себя отсутствие такого обязательства. Они не обязаны присоединяться к еврозоне, а Латвия, Литва, Польша - обязаны, и это вопрос сроков. Так вот мне кажется, и я это могу доказать, что спешка правительства Латвии является экономически необоснованной. В основе ее проблемы политические. Правительство хочет продемонстрировать хоть какую-то историю успеха. А эта история успеха высосана из пальца, она не подтверждается ни экономическими показателями, ни тем простым соображением, что стабилизация лата была произведена только за счет кредита. А кредит - в семь с лишним миллиардов евро, который вдвое превышает валовой продукт Латвии. Вернуть этот кредит практически невозможно. Но он должен возвращаться уже со следующего 2014 года. Я думаю, что рассуждения латвийского премьера и латвийских политиков связаны с этими сроками. Если Латвия с 1 января 2014 года становится членом еврозоны, то головная боль распределяется уже и на других, более сильных игроков, таких, как Германия и Франция. Проблема сбрасывается на весь Евросоюз в целом, и он уже как-то должен ее решать.
Вы спросите, почему те же Франция или Германия позитивно относятся к этому? Потому что у них свои политические соображения. Им нужно показать, что есть какое-то движение вперед. Что еврозоне доверяют, что есть страны, которые подают заявку на вступление. Такой страной - единственной! - оказалась наша Латвия. Два года назад ею была Эстония. Но при этом не торопятся ни Польша, ни Литва, ни Чехия, ни Венгрия, не говоря уже о более поздних вступивших в Евросоюз странах, таких, как Румыния и Болгария, а в этом году с 1 июля еще и Хорватия. Видимо, Германия и Франция приносит определенную жертву на алтарь легенды о стабильности евро. На самом деле нет никакой стабильности. Эта конструкция, это здание единственной финансовой системы Европейского союза нуждается в срочном капитальном ремонте, если не вообще в полном его новом строительстве.
Вы можете себе представить, что в дом, идущий на капитальный ремонт, заселяют каких-то новых жильцов? А вот с евро именно так и происходит. Это дом, требующий капитального ремонта, об этом говорят все, и «зеленые» требуют жестких мер. Мои единомышленники вообще считают, что необходимо новое его строительство, или, по меньшей мере, очень серьезная реконструкция. И в этот момент Латвия приглашается туда, не знаю куда.
Большинство жителей Латвии того же мнения, что и я. По последним оценкам - 53 процента; полгода назад эта цифра была еще больше. Но идет страшное давление со стороны СМИ, контролируемых латвийским правительством. При этом есть общественная организация «Латвия против лата», еще ряд общественных организаций, заявивших референдум на эту тему. Однако два дня назад по латвийскому телевидению прошло скандальное выступление министра финансов Вилкса, в котором он заявил, что, даже если будет референдум, это никак не повлияет на решение о нашем вступлении в еврозону. В сущности, это отрицание Сатверсме, где написано, что власть в Латвии принадлежит народу. Как раз об этом я говорила сегодня.
Интересно, что сама резолюция Европейского парламента о вступлении в еврозону оказалось столь малозначимой, что по ней не были предусмотрены дебаты. Мне свое отношение к этому вопросу удалось тем не менее озвучить, но в других дебатах - посвященных президентству Литвы в ЕС. Я сказала, что Литве придется столкнуться с новыми проблемами, с тем, что Евросоюз наконец-то начинает осознавать - внутри него наличествует дефицит демократии, хотя еще недавно мы учили остальной мир, как жить. Мы приняли жесткую резолюцию по Венгрии из-за несоблюдения ею прав меньшинств. А в случае моей страны, Латвии, не только права меньшинств не соблюдены, и треть жителей изначально, а ныне 17 процентов имеют статус неграждан, лишенных права голоса, но нарушены и права большинства. Того большинства, которое не желает вхождения Латвии в еврозону, хочет сохранить собственную валюту, большую свободу в осуществлении финансовой политики, допускает определенное варьирование валютного курса. Однако наше правительство бежит впереди паровоза, не считаясь с народом, не считаясь с большинством. Скандал, когда граждане не могут повлиять на решение кучки людей, фактически захвативших власть. Никакого отношения к демократии это не имеет. Но мы намерены все наши политические усилия и усилия общественных организаций, стоящих на одной с нами платформе, направлять на то, чтобы народовластие в стране не было пустым звуком.
Click to view