Jan 09, 2018 20:49
5 января 2018 года
«Тема недели» выходит в эфир по пятницам в 18.10
В студии депутат Европарламента Татьяна Жданок и руководитель бюро евродепутата Мирослав Митрофанов.
Мирослав Митрофанов. Мы выходим в эфир после месяца отсутствия вследствие командировок и праздников. Татьяна Аркадьевна, давайте поговорим сегодня о событиях прошедшего декабря и года 2017 в целом.
Татьяна Жданок. В декабре продолжалась работа Европейского парламента. Мне поручили готовить доклад по основам новой экономической политики Европейского Союза. С одной стороны, я удовлетворена этим ответвленным поручением. С другой стороны, не покидает ощущение, что это не то время, когда можно продолжать обычную работу. Мир быстро меняется, важно задуматься о глобальных проблемах. Я имею в виду в том числе переговоры по брекзиту и ситуацию с Каталонией.
Мирослав Митрофанов. Напомним, что Каталония в прошлом году попыталась стать независимым государством. Мы проявили солидарность с требованиями каталонцев...
Татьяна Жданок. 19 декабря я очередной раз побывала в столице Испании Мадриде, где в тюрьме заточен уже больше двух месяцев мой друг, бывший коллега по Европарламенту, председатель Республиканской партии Каталонии и вице-премьер правительства автономии - Ориол Жункерас. 19 декабря семь депутатов Европейского парламента из разных стран и фракций прибыли в Мадрид. Мы надеялись, что нам разрешат встретиться с господином Жункерасом, заранее подали заявку на встречу, но ответа не получили. Уже в аэропорту Мадрида мы узнали, что посещение тюрьмы нам не разрешено. Зато у ворот тюрьму у нас состоялась импровизированная пресс-конференция и акция в поддержку политических заключенных.
Мирослав Митрофанов. После референдума по независимости Каталонии, состоявшегося осенью, центральное правительство Испании организовало перевыборы парламента автономии. Цель их - полностью сменить руководителей Каталонии, дабы впредь иметь дело с более лояльными и покладистыми. Этот план провалился. Сторонники независимости фактически оказались в большинстве в парламенте и смогут сформировать новое правительства Каталонии.
Татьяна Жданок. Только что испанский суд продлил досудебный арест бывших руководителей Каталонии. Очевидно, что в таких условиях новый парламент Каталонии собраться не сможет. Это конституционный тупик, из которого надо искать выход с помощью переговоров. Наше главное требование, чтобы посредником в этих переговорах выступал Брюссель, представители Европейского Союза. Но Европейская комиссия прячется от этого вопроса и не предлагает что-либо конструктивное. Да, сложнейшие проблемы в ЕС не решаются.
Мирослав Митрофанов. Когда мы рассказывали о каталонских событиях, люди в Латвии спрашивали нас, почему мы поддерживаем борьбу каталонских товарищей.
Татьяна Жданок. Депутаты нашей партии - Европейского свободного альянса выступают за многообразие Европы - за поддержку всех языков и культур, против монополии национальных элит 28 стран, которая препятствует стремлению народов Европы иметь собственное непосредственное представительство на уровне своих стран и в руководстве Евросоюза. Этого добиваются каталонцы, корсиканцы, тирольцы, шотландцы, валлийцы и мы - русские Латвии. Наши товарищи в Европе поддержали нашу борьбу за сохранение русского образования в Латвии. Солидарность, которую в ходе публичных акций выразили нам депутаты Уэльса и Каталонии, - это важный итог 2017 года. Фактически мы являемся той политической силой в Европейском Союзе, что действительно следует провозглашенному ЕС принципу «Единство в многообразии».
Коль скоро мы заговорили об итогах 2017 года, надо отметить, что этот год на европейском континенте, стал ареной борьбы старых глобалистских политических сил и тех, кого они называют «популистами». Само по себе это слово никоим образом не может быть ругательным, поскольку оно обозначает тех лидеров, которые выражают мнение народных масс. Сейчас четвертая власть - средства массовой информации все больше дрейфуют в сторону официальных властей. К сожалению, к концу ХХ века власти научились диктовать при помощи СМИ свои установки народу. Сейчас, однако, стало возможным распространение альтернативных мнений через Интернет. Недавние референдумы в странах Евросоюза и выборы в тех же Германии, Австрии, Франции, Нидерландах, показали, что все большее внимание привлекают новые политические силы. Причем их невозможно однозначно отнести ни к правым, ни к левым. Та же лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен в социальном плане очень левая, но одновременно отличается антиэмигрантской, антиевропейской риторикой, что позволяет отнести ее к крайне правым. Такая «гремучая смесь» тем не менее часто отражает настроение простых людей. А в той же Австрии только что сформировалась коалиция из двух правых партий. Одна из партий - праворадикальная, еще недавно повергающая Европу в шок, сейчас создала правительство.
Мирослав Митрофанов. Можно сказать, что одним из итогов ушедшего года стала смена политического климата в ряде европейских стран. После победы консерваторов в Австрии правые осмелели по всей Европе, в частности в Польше и Венгрии. Консервативные правительства этих стран, которые подвергались жесткой критике со стороны центральных европейских властей, почувствовали себя не одинокими в своем отказе принимать эмигрантов.
Татьяна Жданок. Надо еще различать эти партии по их внешнеполитическим приоритетам. Есть все же разница между Восточной Европой, Вышеградской группой - Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией и примкнувшей к ней Австрией и западной группой - бывших колониальных держав. Подход к миграции, к вопросам о том, как сосуществовать разным культурно-национальным группам, разным языкам объективно различен. Это при том, что в свое время были искусственно созданы новые государства, передвигались границы, а люди, оказавшись в других государствах, оставались на своих прежних местах…
Мирослав Митрофанов. Кстати, о бывших империях и новых границах: Константин Затулин - заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками во время Европейского русского форума, организованного в декабре Татьяной Жданок в здании Европарламента, дал интервью, в котором рассказывал о проблемах связи России с русской диаспорой заграницей. С этим интервью можно познакомиться в фейсбуке Татьяны Жданок.
Вернемся к мировым событиям ушедшего года. В течение всего 2017 года мы наблюдали некий хаос в Америке. С президентом Трампом были ранее связаны большие надежды многих россиян на улучшение взаимоотношений России и США. Однако вместо этого в 2017 году происходили бесконечные разборки между представителями старой американской элиты, официальными институциями, политиками, журналистами с одной стороны и президентом США - с другой. Как вы считаете, Татьяна Аркадьевна, не свидетельствует ли это о том, что роль Америки в мировой политике в прошлом году несколько снизилась?
Татьяна Жданок. Амбиции и возможности американцев сейчас не совпадают. Соединенные Штаты уже не могут осуществлять контроль над миром, хотя они пытались это делать на протяжении десятилетий. После победы в холодной войне они возомнили себя единственным гегемоном, которому все остальные не способны сопротивляться. В США и теперь всячески пытаются сохранить этот имидж, но очевидно, что эти попытки уже вошли в противоречие с возможностями. И Трамп в своей предвыборной риторике говорил о том, что Америка в первую очередь должна усилить себя, укрепив свою экономику. Это привлекло к нему избирателей. Но, как оказалось, в качестве главной движущей силы американской экономики Трамп выбрал военно-промышленный комплекс. Президент, по сути, стал лоббистом военно-промышленного комплекса. Однако его приоритетам противостоят глобалистские структуры, контролирующие финансовые рынки и потоки. Это противостояние, разумеется, ослабляет Америку и дает возможность продемонстрировать, на что способны другие центры силы, такие, как Китай, Россия, ЕС и так далее.
Мирослав Митрофанов. Одним из итогов минувшего года стала фактическая победа мирового сообщества над «Исламским государством». В этой победе значительную роль сыграла как раз Россия. В Сирии российские военные и политическое руководство лучше сориентировались в ситуации. Вместе с правительственными войсками Сирии им удалось остановить «войну всех против всех». Американцы тоже в этом участвовали, но вклад Америки был существенно меньше.
Татьяна Жданок. Да, и я лично побывала в прошлом году в Алеппо в составе делегации депутатов Европейского парламента. Мы были одними из первых иностранцев, увидевших, как освобождали город, встречались с президентом Асадом, с министром, ответственным за интеграцию…
Мирослав Митрофанов. Отметим, что всякий раз, когда вы отправлялись в Сирию, а это случилось дважды, возникала волна критики в ваш адрес со стороны западных политиков и местных журналистов. Вас критиковали за контакты с президентом Асадом. Но вы в итоге оказались совершенно правы в выборе собеседника: встречаться надо с тем человеком, который может реально обеспечить процесс стабилизации в Сирии.
Татьяна Жданок. Эти события показали, что нет стандартных решений такого рода проблем. Кстати, в Сирии мы еще встретились с послом единственного государства ЕС, сохранившего свое представительство в Сирии, когда там началась гражданская война, - с послом Чехии. Это замечательная женщина, посол Чехии в Сирии, оказалась ключевой фигурой. Она осуществляла связь с Европейским Союзом и теми странами, которые готовы помогать восстановлению Сирии. Это тем более очень важно и сложно, когда на тебя давят что справа, что слева, а ты должна стоять на своем, потому что это твоя правда, твоя позиция.
Мирослав Митрофанов. Татьяна Аркадьевна, а какие события в Латвии в году наступившем будут самыми важными?
Татьяна Жданок. Это, разумеется, 100-летие латвийского государства и предстоящие выборы в Сейм. Надеюсь, мы выберем в Сейм депутатов, которые способны будут задуматься о долгосрочных перспективах страны и способны представлять интересы своих избирателей, в том числе русскоязычную общину. Говоря о долгосрочных перспективах, я имею в виду период, который наступит после 2020 года, когда нам придется рассчитывать только на себя - безвозмездные вливания в нашу экономику со стороны ЕС прекратятся. Вот когда проявятся негативные последствия разрушения местной промышленности и сокращения числа трудоспособного населения, падение уровня образования, включая высшее, а значит, и глобальной конкурентоспособности.
На каждых выборах появляются новые партии, меняются названия старых. Но по-прежнему остаются неопределенными приоритетные направления народного хозяйства. Когда-то в качестве таковых называли банковскую сферу, логистические услуги, высокие технологии, туризм. Что из этого реализовалось?
Наша партия, Русский союз Латвии, готова предложить свое видение стратегического развития страны. Основой такого развития должна стать реализация талантов и знаний каждого жителя страны, что в свою очередь невозможно без равенства прав и уважения к достоинству всех латвийцев вне зависимости от их родного языка и происхождения.
латвийские перспективы,
Алеппо,
Каталония,
Трамп,
Жункерас