Dec 05, 2016 21:12
Фрагменты передачи 2 декабря 2016 года.
Передача выходит в эфир по пятницам в 18.10.
В студии Татьяна Жданок. Ведет передачу Юрий Петропавловский.
Юрий Петропавловский. Итак, Татьяна Аркадьевна, вы в очередной раз вернулись из командировки. На сей раз, и уже не впервые, вы были в Турции.
Татьяна Жданок. Это была поездка по инициативе нашей политической группы Зеленые/Европейский свободный альянс. Мы очень внимательно следили и следим за тем, что происходит в Турции. Мы были там в феврале, посещали курдские регионы юго-востока и юга, встречались с мэрами разных городов. С тех пор, как известно, произошли события с участием армии, по-прежнему в опасности курды, которые хотят единственно автономии и чтобы бы их язык имел статус государственного, чтобы образование можно было получить на родном языке. Турция была государством авторитарным, а после июльской попытки военного переворота ее режим можно назвать просто тоталитарным, что и прозвучало в резолюции Европарламента.
Мы долго согласовывали время нашей поездки, и так получилось, что поездка состоялась на следующий же день после принятия резолюции. В резолюции критиковалась расправа Эрдогана с оппозицией, преследование тех, кто считался связанным с движением Фетхуллаха Гюлена, турецкого религиозного деятеля, живущего в США. За решеткой оказались более 170 журналистов, уволены десятки тысяч сотрудников различных государственных учреждений, учителя, закрыты школы Гюлена. Под раздачу попали и оппозиционные политики, вовсе не относящееся к движению Гюлена, сторонники которого исповедуют правые и достаточно ортодоксальные религиозные идеи, но совмещают их с идей хорошего образования и просвещения нации, благодаря чему нация должна стать конкурентоспособной в современном мире. Сеть школ Гюлена разбросана по всему миру и, разумеется, в самой Турции. Поголовно увольняют даже выпускников и преподавателей школ в Турции, прочесывают каждую школу, каждый вуз, людей лишают работы, закрывают оппозиционные газеты. Добрались даже до парламента, лишив иммунитета несколько десятков депутатов, в основном тех, кто входит в партию, под названием «Демократическая», считающуюся прокурдской (за нее голосовали и многие этнические турки, те, кто не хотел голосовать за правящую партию Эрдогана или прежнего премьера). Принимая во внимание все, о чем я сейчас сказала, и другие факты, Европейский парламент принял резолюцию, по которой замораживаются переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Хотя, если честно, практического применения это замораживание не имеет, поскольку этот разговор ведется ни шатко, ни валко уже 20 лет, с того момента, когда Турция получила статус кандидата в члены Евросоюза. Так вот, после июльских событий лишили иммунитета депутатов прокурдской парламентской партии, и как раз накануне нашего приезда был арестован один из двух председателей этой фракции. Мы по приезде встречались руководителями всех фракций парламента, их там всего четыре. Встречались и с послом ЕС в Турции. Он полагает, что угроза замораживания переговоров с ЕС, вообще охлаждение отношений с Евросоюзом Эрдогану все-таки весьма не по душе. Потому что основная торговля Турции ведется со странами ЕС, а военные отношения - с Соединенными Штатами. То есть и военные, и экономические отношения связаны как раз с Западом, а отнюдь не с Востоком, Китаем, Россией, Ираном, как об этом громко вещал Жириновский.
Юрий Петропавловский. Хотя Жириновский недавно побывал в Турции, и распространено мнение, что Владимир Вольфович - человек, оглашающий некие витающие в Кремле идеи, и зря он никогда ничего не проговаривает. Насколько это его заявление имеет отношение к реальности?
Татьяна Жданок. Если Жириновского и пригласили, то, может быть, для того, чтобы заморочить ему голову, считая, что он очень близок к Кремлю. Я так не думаю, во всяком случае это абсолютно безумное высказывание - идея, что якобы можно будет создать союз из России, Турции, Сирии, Ирана и Ирака…
Юрий Петропавловский. …вечно ведущих между собой войну.
Татьяна Жданок. Да, и более дурацкого, извините меня за непарламентское выражение, прогноза, нежели от Жириновского, я давно уже не слышала. Заявление Жириновского повисло в воздухе, и… и Эрдоган на следующий же день сделал свое заявление: турецкая армия находится в Сирии, она и впредь будет наращивать там свое присутствие, чтобы свергнуть режим кровавого диктатора Асада. Замечу, что Эрдоган гораздо более прожженный и хитрый политик, нежели иные российские оппозиционеры. Эрдоган сейчас в достаточно сложной ситуации, но он будет умело варьировать, умело вычищать всю оппозицию, нагнетать в стране страх, который и без того уже зашкаливает. При всем при том Эрдоган, конечно, понимает, что ему нужно продолжать с Западом сотрудничать, однако он держит на крючке западных лидеров соглашением о закрытии границы для сирийских беженцев в обмен на деньги.
Юрий Петропавловский. Деньги, заметим, немалые…
Татьяна Жданок. Три миллиарда уже перечислены, и хотя Европейский Союз старался, контролировал, как мог, чтобы эти деньги шли конкретно для беженцев, но все равно 600 миллионов из этих трех миллиардов идет в турецкий бюджет. Эрдоган наверняка что-то из этого получает, хотя утверждает, что деньги идут на развитие структуры в лагерях сирийских беженцев. Но под таким предлогом европейской помощью распоряжаться можно как угодно.
Юрий Петропавловский. Перейдем к проблеме, которая волнует, скажем так, все прогрессивное человечество - первые назначения и декларации о действиях, вызывающие множество различных оценок, Дональда Трампа, который еще, как известно, не вступил в должность. Что бы они значили, на ваш взгляд, это было ожидаемо или есть какие-то отклонения, сбои в программе господина Трампа?
Татьяна Жданок. Знаете, если человек пребывает в случайных блужданиях, сбои могут выглядеть как возможные повороты. В хаосе трудно выискивать нарушения хаоса.
Юрий Петропавловский. И хаосу законы не писаны…
Татьяна Жданок. Да, а господин Трамп уже преподносит и будет преподносить много сюрпризов. За Трампом будет интересно наблюдать, но еще интереснее наблюдать за наблюдающими. Вот бывает возможность подсматривать в замочную скважину, а бывает, что можно наблюдать за тем, кто подсматривает. В этом отношении интересно наблюдать за реакцией в Европе, в Европейском парламенте. У нас тут у части депутатов буквально панические настроения. У тех, кто никак не может осознать, что времена меняются, что по-старому жить уже не могут ни низы, ни верхи. Паника выражается в обвинениях, обличениях, в утверждениях, что, дескать, наступают популисты. Да, друзья, на дворе другое время, и XXI век - век популизма. По той причине, что у людей появился доступ к очень знаковой информации, весьма и весьма конкретной; людям навязывают штампы через глобальные СМИ, через большие телеканалы, те же ВВС и СNN, а тут неожиданно заработал канал Russia Today, появились десятки независимых интернет-ресурсов - порталов и блогов. Меня же после большого перерыва пригласили на дискуссию на французском канале, который вещает не только на французском, но еще и на английском языке. И обсуждали мы, три депутата на фоне как раз Трампа, Путина, Порошенко, европейских лидеров, что делать. Тема, вообще-то, была - что делать с российскими санкциями? Однако в контексте того, что произошло в Америке, плюс на фоне происходящего в Молдове и в Болгарии. Там на выборах президентов лидируют пророссийски настроенные кандидаты.
Юрий Петропавловский. Клеймо «пророссийское» западная политическая элита, в том числе и некоторые ваши коллеги по Европарламенту, ставят на всем, что почему-либо их не устраивает. И они, вероятно, не допускают мысли, что сам Трамп может быть «проамериканским», то есть защитником интересов самих американцев.
Татьяна Жданок. Сегодня я обнаружила совершенно замечательный пассаж в газете Latvijas Avīze. Живущий в Америке латыш Айварс Слуцис время от времени выступает с громкими заявлениями. Он сам оплачивает газетную площадь, но ведь газета-то - публикует! Так вот, Слуцис сказал, на что он надеется. На то, что Трамп задержится в президентах ненадолго, что через несколько лет будет импичмент из-за того, что он передаст тайную, секретную информацию Путину (смеется).
Юрий Петропавловский. Похоже, пора к доктору…
Татьяна Жданок. И к чему же он призывает? Господин Слуцис призывает народ Латвии потратить на военный бюджет уже не обязательные 2 процента, до которых Латвия и так не дотягивает, а все 3 процента. А также ввести обязательный призыв, обязательную военную службу. Видимо, сидючи там, в Штатах, господин Слуцис полагает, что у нас тут миллионы и миллионы жителей. Ибо он предполагает, что в этой армии изначально будет аж 30 тысяч человек, и каждый год она будет увеличиваться на 5 тысяч человек. Во всей же Балтии нужно добиться армии в 400 тысяч, и тогда Россия не посмеет напасть на нас! Вот такое сногосшибательное заявление. И газета публикует этот текст! А народ просто пугают, пугают, пугают «ужасной» Россией, которой президент Америки Трамп, оказывается, выдаст американские секреты. А уж президенты Болгарии, Молдовы, Румынии - тем более. В общем, живем в мире абсурда, в мире каких-то перевернутых вверх ногами истин.
Хотя что-то начинает появляться… Меня порадовали тот же канал FRANCE 24, а также Euronews и другие. Они наконец-то стали показывать, что же происходит в Алеппо. Еще недавно главным показателем двойных стандартов на этих каналах была информация, поступающая из Алеппо и из Мосула. В Алеппо, утверждалось, гибнет страшно много мирных жителей по вине кровавого режима Асада и России, а Мосул - его вот-вот освободят. Что на самом деле происходит в Алеппо с мирным населением? Наконец-то открылись коридоры, город покидает гражданское население и выходит на территорию, контролируемую… армией Асада! В Мосуле же все приостановилось, что там происходит, непонятно. Как будут развиваться события, сейчас никто вам не скажет. Но Восток есть Восток, а Европа есть Европа. И Европа, к сожалению, долго замалчивала то, что реально происходит на Востоке.
Но, повторю, в воздухе чувствуются изменения. То ли Трамп всех встряхнул, то ли Брекзит. А тут еще эти выборы в Молдове и Болгарии. Хотя там ведь тоже появлялась Виктория Нуланд, помощница Хиллари Клинтон, она не только на Майдане в Киеве раздавала пирожки, она и в Молдову приехала прямо накануне выборов. И все без толку. Это еще один удар, в том числе по Хиллари Клинтон. Но Европа встряхнулась, в Европе стали обсуждать реальные проблемы, а не выдуманные угрозы со стороны «ужасной России».
Юрий Петропавловский. Обращу внимание на еще одного «клеймимого» господина, еще одного «агента России и лично Путина». Это победивший на внутрипартийных выборах кандидат в президенты Франции Франсуа Фийон, бывший премьер-министр, для западной элиты еще один enfant terrible. Он, по сообщениям прессы, ратует за потепление отношений между Францией и Россией. Но опять понеслось: он-де пропутинский агент, Путин чуть ли не его личный друг…
Татьяна Жданок. Однако Франция не Соединенные Штаты, Франция - страна с уже трехвековой традицией демократии. Во Франции люди уверены, что от них многое зависит, они традиционно голосуют либо за левых, либо за правых. Поэтому я скептически отношусь к российским восторгам по поводу того, что может быть избрана Марин Ле Пен. Традиционно она набирает не больше 20 процентов, на пике популярности - 30, но и всё. Характерно, что в прошлом в тринадцати регионах Франции на первом этапе выборов Марин победила, но на втором этапе - ни в одном из 13-ти. То же, очевидно, будет на этих выборах. Но что интересно: поначалу, год-два назад и особенно после украинского кризиса единственной из больших партий, выступивших в поддержку действий России и с критикой того же Яценюка, была партия Марин Ле Пен. Ее популярность на этом выросла, потому что во Франции общество настроено не однозначно русофобски, во Франции много потомков русских людей еще первой волны эмиграции из России. Так вот, республиканцы - а это партия Саркози - «приревновали» Марин Ле Пен к России, или, если хотите, Россию к Марин Ле Пен. И, ни много ни мало, отправили прошлым летом свою делегацию в Крым. Так что Фийон отнюдь не единственный и отнюдь не удивительный феномен. А республиканцы перехватили пророссийскую тему Марин Ле Пен и, надо думать, благодаря этому получат дополнительные голоса на выборах.
Словом, на второй этап, вероятно, выйдут Фийон и Марин Ле Пен, и скорее всего Фийон победит и станет президентом Франции.
Юрий Петропавловский. Из местных событий. Премьер-министр Латвии Кучинскис обратился к депутатам Сейма с посланием о задачах нашей бизнес-среды. По последним сообщениям ЦСУ рост ВВП за последние год, невзирая на блестящие прогнозы МВФ, Евробанка, Еврокомиссии и проч., составил всего 0,3 процента.
Татьяна Жданок. (Со смехом) Ну, все-таки положительное число.
Юрий Петропавловский. Вам как математику интересно будет узнать, что еще три месяца назад ЦСУ радостно заявило, что мы восстановили прежний потенциал, вернулись к докризисному уровню 2008 года ВВП. Ура-ура! Но ведь это смотря по тому, в каких евро считать. Учитывая, что евро 2008 года стоил в среднем 1 доллар 50 центов, а нынешний евро - всего доллар и десять центов, средний экономический потенциал ВВП Латвии весьма далек от докризисных времен.
Татьяна Жданок. Посмотрим, что у нас будет с бизнесом, но самое интересное, что господин Кучинскис предлагает отказаться от идеи единственного государственного языка - появится второй, английский. Для привлечения предпринимателей, которые толпой прибегут из Британии. И премьер предлагает разрешить ведение деловой документации и на английском языке, вот ведь как здорово!
Юрий Петропавловский. Глобализация, однако… Только вот загадка - с чего бы британские банки бросятся именно в Латвию? А не в Ирландию, например, она же рядом и уже с английским языком.
Татьяна Жданок. Я думаю, что господину премьер-министру все-таки лучше было бы задуматься о том, что у нас нет стратегического плана развития государства. На бумаге якобы есть, и денег на него истрачено много, но спросите любого из нас - никто, кроме, может быть, господина Кучинскиса, не ответит, куда мы движемся и чего хотим. То ли мы хотим здесь, у нас, сделать вторую Швейцарию, финансовый центр. То ли хотим развивать экологический туризм. То ли сконцентрироваться на образовании, вернуть специалистов, уехавших из Латвии, разрешить им преподавать, в том числе и на русском языке, чтобы привлечь студентов с востока, разрешить преподавать на английском - это тоже важное направление, это экспорт образования. Образование - одна из ведущих отраслей ХХI века, века технологий, образованных людей; именно эти люди будут двигать прогресс. Либо мы вообще возвращаемся в патриархальную эпоху, и вся территория Латвии станет одним музеем народного быта. Давайте определимся, чего мы хотим, каковы наши приоритеты. А при том, что сами мы ничего не развиваем, не предлагаем, рассчитывать, что к нам прибегут толпы бизнесменов из-за рубежа, по меньшей мере смешно.
Слуцис,
Жириновский,
выборы во Франции,
Трамп,
Командировка в Турцию