Передача «Тема недели» на радио «ПИК-100FM»

Sep 20, 2016 00:31


16 сентября 2016 года
Передача выходит по пятницам в 18.10
В студии депутат Европарламента Татьяна Жданок и руководитель бюро евродепутата Мирослав Митрофанов.

Мирослав Митрофанов. Татьяна Аркадьевна, на этой неделе утвержден Ваш доклад, подготовленный совместно с депутатом из Литвы Вилией Блинкевичуте. Это ваша заслуга и большая победа. Расскажите, в чем его главный смысл доклада.
Татьяна Жданок. Доклад готовили сразу два комитета - мой Комитет по занятости и социальным вопросам и Комитет по правам женщин. Доклад касался баланса между различными аспектами жизни каждого человека - трудом, семейной, личной жизнью, учебой, хобби, спортом. Предварительная работа и анализ показали, что существует, например, большой разрыв между условиями труда мужчин и женщин, разница в зарплатах, в уровне безработицы и количестве свободного времени. Мы пришли к выводу, что необходимо устанавливать какие-то общие европейские критерии. В частности, мы настаиваем, чтобы после рождения ребенка обоим родителям была предоставлена возможность гарантированного отпуска по уходу за ребенком, а также условия для гибкого рабочего графика, чтобы человек часть работы мог выполнять дома.
Мы хотели, чтобы все страны Евросоюза двигались в направлении общих принципов, разработанных в докладе. Что, например, делать с отпуском для отца по уходу за ребенком? Приходилось вести переговоры с представителями всех фракций, чтобы найти приемлемое решение. Скажем, в политической платформе португальских коммунистов записано, что нормы отпуска по рождению ребенка для матери и отца должны быть одинаковыми. У нас, в Латвии, уже в силе нормы, гарантирующие женщинам отпуск в 140 дней, а мужчинам - 10. Мы в докладе пришли к компромиссу - часть отпуска для отца должна быть не передаваемой, то есть отец сам его должен использовать, а кто пойдет в декретный отпуск, решает семья.
Мирослав Митрофанов. Речь кроме того шла и о том, что из-за отпуска по уходу за членами семьи работающие люди не должны терять в доходах.
Татьяна Жданок. Подразумевается, что работодатель должен обеспечить не менее 80 процентов заработной платы человека во время его отпуска по уходу за близкими. В Латвии, кстати, эта норма соблюдается. Но какую часть социальных платежей вносит работодатель, до конца неясно, в каждом государстве свои правила.
Помимо того, я очень рада, что прошло требование о том, чтобы во всем Евросоюзе был установлен стандарт минимального уровня доходов. Эта идея сейчас витает в воздухе, вокруг нее постоянно скрещиваются шпаги.
Против этой идеи выступают правые фракции. Вообще надо сказать, что если консерваторы категорически против всего доклада, то в партии народников, куда входят четыре депутата от нашего «Единства», разные точки зрения на этот счет. Во время кампании по выборам в Европарламент Роберт Зиле, представляющий наше Национальное объединение, категорически оппонировал мне, говоря, что не может быть введен такой минимальный уровень. Но, как выяснилось в этот раз, все наши четыре депутата от другой партии - «Единства» этот пункт поддержали и в целом проголосовали за наш доклад.
Мирослав Митрофанов. На этой неделе перед всей европейской общественностью с традиционной речью начала политического сезона выступил руководитель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Что вы отметили в его речи?
Татьяна Жданок. Не только моя, но и реакция большинства моих коллег: нам долго казалось, что Старая Европа принципиально не желает обсуждать политические вопросы, все вертится вокруг мелочей, даже порой было скучно общаться с «западниками». А вот после референдума в Великобритании даже во время летних отпусков активно пошли дебаты о будущем Евросоюза. Это положительная сторона британского референдума - Европа проснулась. Что же касается господина Юнкера, то в его речи не было новых идей, кроме разве что пресловутых планов создания общеевропейской армии.
Мирослав Митрофанов. Как раз сегодня я слышал беседу господина Юнкера с молодыми европейскими журналистами. Я невольно отметил, как отстраненно и даже высокомерно он держится с собеседниками, в отличие, кстати, от американских политиков. Но больше всего меня поразило следующее. Журналист спросил у господина Юнкера, почему так плохи дела в Евросоюзе? Он ответил: знаете, мы слишком переоцениваем значение Евросоюза, это маленькая экономическая величина на фоне большого мира, и нам надо просто как-то пережить это время. Мне непонятно такое отношение к Европе со стороны руководителя Еврокомиссии.
Мирослав Митрофанов. На сессии привлекли внимание и еще несколько выступлений. В частности, руководителя европейских евроскептиков Марин Ле Пен. Вы разделяете мнение, что обещание Ле Пен организовать выход Франции из ЕС - это осуществимая задача?
Татьяна Жданок. Марин Ле Пен рвется в президенты Франции. Рейтинг крайне правых во Франции действительно очень высок. Но результаты региональных выборов говорят о том, что влияния партии Ле Пен ограничено на определенном уровне. Во втором туре практически нигде ее партия «Национальный фронт» не получила большинства голосов. Да, правые настроения растут, но они уравновешиваются суммарным влиянием других партий.
Если говорить о Евросоюзе в целом, то те новые альтернативные партии, что возникают на европейской арене, далеко не всегда и даже не в большинстве случаев правые. Люди действительно разочарованы большими традиционными партиями. Люди ищут альтернативу. Для Италии, Португалии, Испании такая альтернатива - левые партии. Германские левые тоже получили на недавних выборах больше голосов, обогнав даже зеленых, партию с очень давними и крепкими корнями. Иными словами, нельзя все упрощать, чем грешат и некоторые российские политологи, утверждая, что Евросоюз вот-вот развалится из-за роста крайне правых настроений. Мне верится, что Евросоюз выйдет из кризиса благодаря серьезной политической работе. Мы предложения по преодолению кризиса сформулировали в рамках Клуба «София», в котором участвуют политики, стоящих на левых, альтернативных позициях.
Мирослав Митрофанов. Тем не менее, положение Франции в ЕС может пошатнуться…
Татьяна Жданок. Но большинство французов не заинтересовано в развале ЕС. Именно Франция вместе с Германией создала нынешний союз. Аграрный сектор Франции получает самые большие дотации от Европейского Союза, третья часть бюджета которого идет именно на дотации крестьянам. Так что Франция заинтересована в существовании общего бюджета и общего пространства для четырех свобод - передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также общей политики.
Мирослав Митрофанов. На неделе Европарламент принял и резолюцию по Польше. В чем ее суть?
Татьяна Жданок. Резолюция опирается на выводы Венецианской комиссии, созданной при Совете Европы, в ней представлены 46 государств, практически все европейские страны. Она критикует Польшу за нарушение принципов демократии. В числе краеугольных камней демократии - независимость судебной власти, а также четвертой власти, то есть средств массовой информации. В Польше нарушено и то, и другое. Состав Конституционного суда в Польше сейчас назначается правящей партией и заведомо не является независимым. В Уголовном законе практически ликвидирована презумпция невиновности. Что касается СМИ, то это просто кричащие факты - закрываются радиостанции, телевизионные программы, газеты. Однако есть оппозиционные партии, категорически не согласные с позицией правящих консерваторов. Эти партии сражаются. И в этом большое отличие Польши от Латвии. У нас оппозиционная Партия «Согласия» поддержала закон, ущемляющий деятельность общественных организаций.
Мирослав Митрофанов. Латвийский Сейм при полном согласии «согласистов», простите мне тавтологию, принял соответствующее решение. Одновременно лидер фракции разместил на портале Delfi радикальную, а по сути паническую публикацию о том, что Латвия «смело шагает во времена политизированного вандализма». Статья вызывающая, притом что действия партии беспринципные - в Сейме они в трогательном единстве с националистами выступили против свободного выбора национальности…
Татьяна Жданок. Надо сказать, что и просто запись в паспорте о национальности ныне является атавизмом.
Мирослав Митрофанов. Но это еще полбеды. Второй закон, концептуально одобренный парламентом при поддержке «Согласия», и вовсе возмутительный. Он предусматривает закрытие тех общественных организаций, которые - так сказано в аннотации к закону, а она читается как фельетон, - получают финансирование из России, и это финансирование «быстро прирастает». Кроме того авторы закона жалуются депутатам, что неугодные организации сейчас невозможно преследовать, поскольку их деятельность… не противоречит конституции!
Татьяна Жданок. Закон как бы направлен против антигосударственных организаций, подрывающих конституционные устои. Такие организации действительно подлежат закрытию. Но такого рода вещи решаются судом. И решение суда, как известно, можно обжаловать.
Мирослав Митрофанов. Получается, что не так важна Конституция, как мнение исполнительной власти. Если она считает, что действия организации вредительские, организацию надо закрыть. Потом, правда, в законе следует перечисление действий, за которые можно это сделать. Однако то, что перечислено, однозначно антиконституционные действия, и они уже сейчас подсудны с точки зрения действующего уголовного законодательства республики. Я так понимаю, что новый закон принимается для того, чтобы кошмарить новостные агентства, порталы, отдельных общественников, которые работают с российскими фондами, получая оттуда какое-то финансирование. В аннотации объясняется, что предлагаемое решение связано с геополитической ситуацией.
Татьяна Жданок. Одним словом, наказуемы становятся не действительно антиконституционные действия, а сама организация - просто за связи с Российской Федерацией.
Мирослав Митрофанов.  Из всей левой оппозиции против закона проголосовала только Юлия Степаненко, которая не является членом Партии «Согласие». Ее взгляды иногда расходятся с нашими, но она достойна уважения, поскольку она - смелый человек!
Татьяна Жданок. Остается надеяться, что сами общественные организации Латвии тоже не станут молчать.

Жан-Клод Юнкер, Марин Ле Пен, Социальные вопросы ЕС, Польша и Сейм Латвии

Previous post Next post
Up