Mar 14, 2016 21:54
11 марта 2016 года
Передача выходит в эфир по пятницам в 18.10
В студии депутат Европарламента Татьяна Жданок и руководитель бюро евродепутата Мирослав Митрофанов.
Мирослав Митрофанов. Сегодня пятница - 11 марта, а во вторник было 8 марта. В Европе это не праздник, как в России и отчасти у нас, но он отмечается как Международный день защиты прав женщин. Чем был отмечен этот день в Европарламенте?
Татьяна Жданок. В этот день были проведены специальные дебаты, посвященные проблемам женщин-беженцев. Специально был приглашен комиссар ООН по делам беженцев Филипп Гранди. Отдельно обсудили ситуацию в Сирии.
Мирослав Митрофанов. В начале недели ожидался исторический прорыв в решении проблемы беженцев. В понедельник поступили сведения, что удалось окончательно договориться с Турцией. От имени Евросоюза основным переговорщиком была Ангела Меркель. Неожиданно она предложила ход, который не был согласован с другими руководителями ЕС, а именно: обменивать в пропорции один к одному тех беженцев, которые прибывают на территорию Евросоюза из безопасных стран, - на сирийских беженцев, бегущих от войны. То есть, Турция забирает из Европы, скажем, жителей Ирана, Афганистана или Пакистана, а в обмен передает сирийцев. Каково отношение Европарламента к такой договоренности?
Татьяна Жданок. Как и ожидалось, в ходе переговоров Эрдоган снова поднял планку - затребовал уже не 3, а 10 миллиардов евро. Сошлись вроде бы на шести. Но при этом деньги должны пойти на поддержку лагерей беженцев, а не в казну государства, которое слезоточивым газом и водометами разгоняет протестующих. Очередной разгон демонстрации в Турции произошел буквально накануне саммита, и, конечно это вновь поставило ребром вопрос: что это за государство, прибегающее к репрессиям против своего народа? По-прежнему сохраняется блокада шести курдских городов на юго-востоке, люди погибают каждый день. Оказалось, что большинство депутатов Европейского парламента критично оценили предложения Меркель. Фактически единственная фракция поддержала эту сделку - фракция Европейской Народной партии. Это партия, в которую входят те же германские христианские демократы, возглавляемые Меркель, входит и латвийское «Единство», и другие умеренные правые партии ЕС. Это большая фракция, но она все же не составляет большинства в парламенте. Все остальные - и наши «зеленые», и левые, и, к нашему удивлению, консерваторы, и евроскептики - все резко осудили сделку. Говорилось, в частности, о том, что Европейский Союз не решает проблему беженцев, хотя должен это делать. А Турция фактически рассматривает людей, как на рынке рабов: беженцев отсортируем, этого вернем, того дадим взамен. Совершенно недопустимое отношение к людям, жизнь которых оказалась под угрозой.
Мирослав Митрофанов. Интересно, что тема этой сделки и, условно говоря, «работорговли» между Европейским Союзом и Турцией переплелась со скандалом в той же Турции, где жена президента Эрдогана, выступая на большом женском форуме, заявила, что она положительно относится к опыту Оттоманской империи, когда женщины в гаремах проходили «суровую школу жизни». А эти женщины попадали туда и путями работорговли. Возвращаясь к торгам вокруг беженцев, как вы считаете, удастся ли Турции добиться для себя безвизового режима уже в этом году?
Татьяна Жданок. Я уверена, что не удастся. И сама договоренность находится под сомнением, Европарламент имеет право заблокировать ее. Позорно, что все 28 глав государств ЕС молчат, в том числе и премьер нашего государства, поддерживая своим молчанием сделку, подробности которой не ясны. Ясно лишь, что сама схема, предполагающая задействование Турции, государства не члена Евросоюза, вместо того, чтобы самим упорядочить работу с беженцами на границах Евросоюза, - принципиально не верна. Она будет негативно оценена большинством евродепутатов. В связи со всем этим стали актуальными дебаты о ситуации в Сирии.
Мирослав Митрофанов. Намечаются переговоры россиян с американцами при участии Евросоюза о создании в Сирии рыхлой конфедерации без единого сильного центра. Чтобы все те силы, которые сейчас реально обладает территорией, получили бы ее под свой легальный контроль - те же умеренные исламисты, курды, правительство Асада - все, за исключением ИГИЛ. Чтобы Сирия превратилась в конфедерацию, и война наконец закончилась. В этом случае и число беженцев сократится.
Татьяна Жданок. В дебатах по Сирии в Европарламенте многие положительно оценили роль России. Однако продолжился этот жуткий «лай», извините за сравнение, завзятых русофобов. Вплоть до обвинений в том, что как раз Россия якобы разыгрывает спектакль с участием ИГИЛ, поскольку в ИГИЛе много народу из бывших республик Советского Союза, и их чуть ли не специально направляют туда. И якобы, с другой стороны, что Россия борется с ИГИЛ, создавая тем самым поток беженцев, и что беженцы появились благодаря российским целевым бомбардировкам. То есть часть депутатов, в первую очередь от стран Балтии и Польши, не прекращают, а усиливают антироссийскую риторику. Видимо, злость берет на то, что Россия проявила характер и сыграла свою роль в решении сложнейшей проблемы.
Мирослав Митрофанов. Продолжая тему раздувания конфликтов, обратимся к истории с украинской летчицей Надеждой Савченко, судебный процесс над которой в России подходит к завершению. Во многих странах прошли акции поддержки Савченко, в том числе в Риге, напротив Российского посольства. Пикетчики вышли с плакатами, содержащими хамские оскорбления в адрес руководителей России. Татьяна Аркадьевна, как вы думаете, эта форма протеста соответствует заявленной цели - помочь Савченко?
Татьяна Жданок. Такая форма достигает обратного эффекта. Как в свое время говорил Петр Первый: «Дай дураку высказаться, и он сам себя разоблачит». Возмутительной выглядит и еще одна инициатива русофобов, принадлежащая молодому энергичному депутату от Литвы Пятрасу Ауштрявичусу, входящему в группу либералов. Он инициировал направление в адрес комиссара Могерини письма с предложением создать новый список россиян, которым надо запретить въезд в Евросоюз. Некоторые депутаты сообщили о своей поддержке этого письма. «В последний вагон уходящего поезда» влетела и наша Вайдере - она всех нас оповестила, что тоже подписалась под письмом.
Мирослав Митрофанов. Если комиссар Могерини пойдет навстречу пожеланиям этих людей, то фактически все контакты с руководством России прекратятся, хотя бы потому, что им просто негде будет встречаться с лидерами Евросоюза.
Татьяна Жданок. Но пока что все больше и больше европейцев едет в Москву...
Мирослав Митрофанов. Остается надеяться, что стартовавшие переговоры между Россией и Украиной об обмене арестованными, приведут к тому, что Савченко и еще несколько человек смогут вернуться из России к себе на Украину, и наоборот - несколько россиян из украинских тюрем возвратятся на родину. Это должно произойти в ближайшие недели или месяцы. И дай бог, чтобы до этого письмо озабоченных депутатов ЕП не привело к усилению санкционной войны между Россией и Евросоюзом.
Татьяна Жданок. Судя по всему, Федерика Могерини не намерена ухудшать отношения с Россией.
Мирослав Митрофанов. Бывает, что и в Европейском парламенте что-то случается впервые. На прошедшей неделе впервые прямо с заседания пленарной сессии Европарламента был удален депутат Элефтериос Синадинос. Он представляет неофашистскую греческую партию "Золотая Заря", имеющую представительство в ЕП. Выступление Элефтериоса было открытой демонстрацией ненависти к туркам. Да, с турками отношения сложные, но это не значит, что в их адрес можно говорить гадости, да еще и с трибуны парламента.
Татьяна Жданок. Он при этом процитировал слова какого-то турецкого автора. Однако ничто не дает основания использовать свои или чьи-то слова для унижения какой-либо этнической группы. Депутата за это на несколько недель могут лишить права участвовать в заседаниях. Депутат Синадинос поначалу не хотел покидать зал заседания, но его заставили удалиться...
Мирослав Митрофанов. Интересное совпадение: в латвийском Сейме есть депутат от правящей партии Карлис Сержантс, известный журналист, которого никто не мог заподозрить в каких-либо радикальных высказываниях. На прошедшей неделе он дал интервью одной радиостанции. Его спросили, как он относится к законопроекту, предполагающему политические репрессии по отношению к инакомыслящим. Сержантс пытался объяснить, зачем все это надо, и в конце концов дошел в своих рассуждениях до того, что «виноваты евреи», что они якобы занимаются пророссийской, пропутинской пропагандой в Латвии. И перечислил их имена. Как вы думаете, Татьяна Аркадьевна, если бы латвийский Сейм был столь же цивилизованным, как Европейский парламент, что бы было с этим товарищем?
Татьяна Жданок. В Сейме есть комиссия по этике, и в ней есть председатель - господин Орлов из Центра Согласия. Я бы на месте председателя этой комиссии вызвала депутата Сержантса и поговорила с ним. В противном случае это обвинение целой этнической группы в действиях, за которые по новому закону можно будет сажать за решетку.
Мирослав Митрофанов. Да, преследовать в уголовном порядке. Вообще закон, который сейчас находится на рассмотрении Сейма и в апреле, очевидно, будет приниматься в окончательном чтении, беспрецедентный в истории Латвии. Хотя, с другой стороны, в тридцатых годах, если мне не изменяет память, целую фракцию левых исключили из парламента и репрессировали.
Татьяна Жданок. Но это был фашистский переворот. Четверых депутатов-коммунистов тогда арестовали прямо в здании Сейма, а потом лишили мандатов и арестовали социал-демократов. Я о скандальном законопроекте латвийского парламента сообщила в Комитет по гражданским правам и внутренним делам Европарламента. Там сказали, что этого так не оставят. Кроме того, в своем выступлении по поводу резолюции о свободе слова в Казахстане, я сказала, что мы в свое время приняли резолюцию по Венгрии, осуждая наступления на свободу слова, однако теперь похожее происходит в Латвии.
Мирослав Митрофанов. Речь идет о преследовании не только за выступления «против суверенитета», но и против «жизненных интересов Латвии», то есть, насколько я понимаю, фактически против мнения правительства.
Татьяна Жданок. Самое смешное, что под эту статью можно подвести всех, кто, скажем, хочет более централизованных норм внутри Евросоюза. Скажем, в области социальных прав, деятельности банков, установления общеевропейских налогов. Наша партия выступает за такие права, значит, мы, выступая за усиление роли Евросоюза, выступаем против суверенитета Латвии.
Мирослав Митрофанов. А когда Сержантса спросили, что делать с людьми, которые за сближение с Западом, он ответил, что, дескать, Запад на нас нападать не собирается, а вот Россия - может быть. Таким образом он в своем интервью дал понять, что закон будет применяться избирательно, только по отношению к тем, кто выражает какие-то положительные эмоции по отношению к России.
Мирослав Митрофанов. Напоследок предлагаю обсудить тему, которая связана и с Латвией, и одновременно с мировым спортом. Ярчайшим событием прошедшей недели стала пресс-конференция Марии Шараповой. Она в очень искренней манере призналась, что принимала милдронат, латвийский препарат, запрещенный, как оказалось, антидопинговой комиссией, о чем Мария не знала. Теперь ей грозит дисквалификация. Вслед за признанием Шараповой, началось активное обсуждение в мире, в России и в Латвии. Выяснилось, что множество спортсменов принимали этот препарат, и им тоже грозит дисквалификация. Иварс Калвиньш, академик, автор-изобретатель препарата, который был создан по заказу советского военно-промышленного комплекса еще в 70-е годы, сказал, что американцы давно следили за тем, что спортсмены из постсоветских стран активно принимаю мельдоний, он же милдронат, и у этих спортсменов хорошие результаты. Без всяких доказательств, просто из ревности, американцы предложили Международному антидопинговому комитету внести этот препарат в число запрещенных. В поддержку запрета выступили эксперты, которые бездоказательно защищали включение препарата в список допинговых. Ситуация вышла на высший политический уровень. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что он тоже видит политическую ангажированность этой истории. И она наносит удар по российскому спорту. Татьяна Аркадьевна, когда вы узнали, что продукт латвийской фармацевтики попал в центр мировой политики, что вы испытали?
Татьяна Жданок. За Марию Шарапову, конечно, обидно. Но я испытала и гордость за свою родину, за Латвию, где производят лекарства, способные влиять на мировые события. У меня много друзей, знакомых из Института органического синтеза, я знаю, что сейчас там есть прорывные решения и находки, в том числе по препаратам для борьбы с онкологическими заболеваниями. Это тем более ценно, что у нас наука сейчас пребывает не в лучшем состоянии с точки зрения ее финансирования. Тем более надо ее поддерживать по мере сил и возможностей.
Шарапова и милдронат,
Сержантс,
Савченко,
Могерини,
Турция,
беженцы,
ЕС