Передача «ТЕМА НЕДЕЛИ» на радио «ПИК-100FM»

Mar 01, 2016 15:46

26 февраля 2016 года

Передача выходит в эфир по пятницам в 18.10

В студии депутат Европарламента Татьяна Жданок и руководитель бюро евродепутата Мирослав Митрофанов

Темы выпуска:

- Европарламент потребовал запретить продажу оружия Саудовской Аравии

- Комитет по петициям продвигает принятие нового регламента ЕС в защиту прав детей

- капитуляция ЕС перед требованиями Кэмерона означает крах надежд на развитие европейского проекта как социального союза,

- итоги командировки Татьяны Жданок в турецкий Курдистан

- исход судебного дела в отношении сбора подписей за присоединение к России

Мирослав Митрофанов. На неделе состоялась мини-сессия Европарламента. Удивление в Европе вызвало голосование депутатов в пользу запрета продажи оружия Саудовской Аравии. Эта страна всегда находилась в привилегированном положении, ей многое прощали.
Татьяна Жданок. Ну да, по принципу, «подлец, но наш».
Мирослав Митрофанов. И потому закрывали глаза на казни, преследование инакомыслящих, отсутствие прав у женщин. И вдруг - запрет на торговлю! Причем «за» голосовали и депутаты из стран - основных поставщиков оружия -Бельгии, Франции, Германии. Татьяна Аркадьевна, что послужило причиной столь радикального поворота?
Татьяна Жданок. Со временем люди прозревают. Как говорится, можно долго обманывать отдельных людей, можно на короткое время обмануть многих, но постоянно и всех водить за нос невозможно. Двойные стандарты в отношении Саудовской Аравии уже настолько очевидны, что политики, которые в западных странах чутко относятся к общественному мнению, начинают реагировать. Принятие Европарламентом резолюции о запрете продажи оружия связано с ситуацией в Йемене. Саудовская Аравия совершила интервенцию в Йемене, якобы для того, чтобы восстановить в правах свергнутого президента. Однако на деле все вылилось в бесконечные бомбардировки мирного населения. Резолюция ЕП осудила это массовое убийство. С небольшим перевесом прошла поправка, призывающая остановить продажу оружия. Прямо запретить этого Европарламент не может, но сам по себе такой призыв - важный политический сигнал. Я рада, что этой политике двойных стандартов в отношении Саудовской Аравии приходит конец. Европа должна признать, что это средневековое государство, где сотнями казнят людей, отрубают головы и руки, женщины не имеют права водить машину, за измену женщину можно до смерти забить камнями... Против осуждения Саудовской Аравии проголосовали правые партии.
Мирослав Митрофанов. В позиции парламента кроме моральной основы есть еще и рациональная составляющяя. Саудовская Аравия бомбит Йемен, а это страна густо населенная. Бомбардировки происходят не только потому, что саудовцы хотят вернуть к власти свергнутого президента. Фактически они добиваются ослабления йеменских шиитов. На Иран, самую большую шиитскую страну, они напасть не могут и отыгрываются на шиитском населении Йемена. Если так будет продолжаться, то через узкий пролив из Йемена на африканский континент хлынет новый поток беженцев, которые через Египет, через страны Ближнего Востока могут в конечном счете добраться до Европы.

Мирослав Митрофанов. На прошедшей неделе состоялась в Европарламенте дискуссия, посвященная правам детей. О чем шла речь?
Татьяна Жданок. В рамках Комитета по петициям создана рабочая группа по правам детей. Поступает много жалоб на нарушение прав детей, семей и эмигрантов. Есть жалобы от латвийцев, много жалоб от литовцев, словаков. В частности, есть обращения, связанные с проблемами, возникающими при разводах смешанных семей, где супруги - граждане разных стран. Как правило - и это статистика - предпочтение при судебном рассмотрении конфликтов отдается супругу, который является гражданином той страны, в которой дело рассматривается. В результате дети остаются у него. Даже в вопиющих случаях, когда есть подозрения на возможность сексуального или физического насилия по отношению к ребенку.
Вторая хорошо известная нам проблема - изъятие детей из родной семьи и передача их приемным семьям или в детские дома, с последующим усыновлением. Например, в Великобритании даже не спрашивают согласия родителей на усыновление ребенка в другой семье. В нынешней дискуссии в Европарламенте участвовали и эксперты из Еврокомиссии, которые должны заниматься правами детей. У депутатов получилась целая война с чиновниками. Те заявили, что уже есть необходимые механизмы, что можно обращаться в суды той или иной страны, а в случае проигрыша - можно дальше жаловаться в Европейский суд по правам человека. Мне пришлось напомнить, что от подачи заявления до его рассмотрения в Европейском суде проходит в среднем 6 лет. Бездушный подход чиновников просто поразил. Сами они, будучи сотрудниками европейских институций, великолепно защищены, уволить чиновника практически невозможно! И они сидят себе, рассуждают, что, мол, ничего для детей не надо делать. Чем они занимаются? Проводят исследования по социальным проблемам... Но вот практику массового изъятия детей из семей они не исследовали. Таковой проблемы словно бы и не существует.
Депутаты нашего комитета предлагают разработать новый регламент ЕС, в котором должны быть представлены основные способы разрешения возможных конфликтов, возникающих вокруг прав детей. Скажем, должно быть четко прописано, что происходит при разводе, когда супруги являются гражданами разных стран. Или как должен решаться вопрос изъятия детей из семей иммигрантов. Мы хотим добиться, чтобы судебные дела такого рода передавались в юрисдикцию государства, гражданами которого являются родители. Например, если родитель из Латвии работал в Великобритании, мы настаиваем, чтобы британские власти передавали дело в латвийский суд.
Необходимо уточнить определение, которым пользуются суды Великобритании, - так называемое, «привычное место жительства ребенка». Что значит «привычное»? У нас есть петиция от семьи из Нидерландов, которая приехала с пятью детьми в Швецию на лето, сняла там домик, и пятерых детей у семьи изъяли. За то, что в летнем домике не было холодильника! После нескольких судов родителям вернули старших детей. Видимо, для усыновления они уже не подходили.
Как правило, в конфликтные ситуации попадают недавно приехавшие люди, которые еще не определились, в какой стране будут жить. Ни о каком «привычном месте жительства» в таких случаях речи быть не может.
Проект нового регламента будет рассматриваться в марте. Мы надеемся, что к осени будет достигнут прогресс.

Мирослав Митрофанов. Ровно неделю назад мы с вами обсуждали торг по поводу условий будущего членства Великобритании в Европейском Союзе. Вечером того же дня стало известно, что лидеры континентальной Европы согласились со всеми предложениями Великобритании, то есть расписались в своей полной капитуляции. После чего Дэвид Кэмерон триумфатором вернулся в Лондон и объявил, что 23 июня пройдет референдум по поводу пребывания в ЕС.
Татьяна Жданок. Мы надеялись, что капитуляции ЕС не произойдет, но в итоге к сожалению, произошла сдача позиций. Якобы против британских требований выступила только премьер Польши. Представители правительства Латвии, как всегда, взяли под козырек, хотя как раз наших людей изменения коснутся в первую очередь. Если Великобритания останется в ЕС на выторгованных ею условиях, то латвийцам, которые поедут туда работать, пособия не будут выплачиваться в течение четырех лет. А тем, кто уже там работает, пособия будут урезаны. Кэмерон объявил о скором проведении референдума для того, чтобы народ не успел позабыть о победных результатах его торга с Евросоюзом. Но за это он получил много пощечин. Несколько министров его кабинета заявили, что они против того, чтобы Британия осталась в Евросоюзе. Популярный мэр Лондона, в прошлом телеведущий Борис Джонсон - тоже выступил за полную независимость.
Интересная ситуация с Шотландией. Шотландцы добиваются своей независимости от Великобритании и одновременно хотят остаться в ЕС. При этом не настаивают на каких-либо отклонениях от общего европейского законодательства…
Но самое главное не в этом. С моей точки зрения, тот факт, что европейские руководители поддались на шантаж Кэмерона, это крест на европейском проекте, если его понимать как гармонизацию законодательства, особенно в области социальной защиты, как стремление к выравниванию стандартов зарплат, пенсий, пособий и сближение налоговой политики. Остановка процесса гармонизации законодательства делает невозможным добиваться через европейские структуры повышения детских пособий в Латвии до уровня развитых стран. Это громадный шаг назад, это создание двухскоростной Европы.

Мирослав Митрофанов. На прошедшей неделе вы были в турецком Курдистане. Расскажите, пожалуйста, о предыстории поездки и о том, что вы увидели.
Татьяна Жданок. Нас позвала в дорогу тревога по поводу того, что там происходит. Европейский Союз фактически попустительствует Эрдогану в его бесчеловечной политике внутри собственной страны. Евросоюз пообещал Турции 3 миллиарда, чтобы приостановить поток беженцев в ЕС. Тайная сторона этой сделки - Евросоюз закрывает глаза на то, что турецкие власти делают с курдами. Уже с лета поступала тревожная информация - фактически идет гражданская война в городах и районах турецкого Курдистана. Курды составляют от четверти до трети населения страны. Курды, исторически не имея своего государства, борются за свои права. Еще 12 лет назад, приехав в Стамбул мы встречались с курдскими активистами. Тогда нам рассказали, что курдский язык в стране вне закона, его нет ни в школе, ни в официальном общении, ни в названиях, ни на вывесках. Однако тогда власти начали понемногу разрешать частные курдские школы. Сегодня они закрыты, учителя подвергнуты гонениям.
Напомню, что после распада Османской империи, одним из государств, которое должно было возникнуть, был Курдистан. Но курды были разделены и оказались в четырех сопредельных государствах. Самая большая часть народа оказалась именно в Турции, где курды не получили никакой автономии. Долгие годы они за нее боролись. Была создана Курдская рабочая партия, во главе с Абдуллой Оджоланом. Лидеру курдов - Оджолану в Турции угрожало преследование, он вынужден был скрываться и просил политического убежища в России. Однако Россия отказала, а турки посадили Оджолана в тюрьму. Не удивительно, что отношение курдов к русским двойственное. Оджолан теперь отбывает пожизненное заключении на острове, но продолжает руководить партией. Прошлым летом с его стороны был сделан односторонний шаг - он заявил, что партия готова к переговорам, что насилие будет остановлено. Начались переговоры, но они скоро были прерваны. После этого произошла целая цепь событий с использованием оружия, в итоге турецкая армия заблокировала шесть курдских городов. Сейчас эти города и их жители под непрекращающимся обстрелом.
Самый большой город курдов с полуторамиллионным населением - Дьярбакыр. В его центре - старый город, который называется Сур. Он сейчас заблокирован двойным оцеплением турецкой армии и полиции, но мы все же прошли туда.
В делегации было много депутатов из моей фракции - Зеленые/ЕСА Европейского парламента. Мы всегда внимательно относились к проблемам курдов. В свое время мы выступили за освобождение Лейлы Зана, курдского депутата, которая была арестована прямо в зале турецкого парламента. В дальнейшем она получила европейскую премию Сахарова, она по-прежнему в числе активных курдских политиков запрещенной Курдской рабочей партии. Позже была создана новая партия - Народно-демократическая, которая прошлым летом победила на выборах. Эта партия создавалась как курдская, но фактически она стала оппозиционной общедемократической силой, за нее голосовали не только курды. Но правящие турецкие политики отказались работать с курдской партией, разразился политический кризис, и в ноябре прошли повторные выборы. Сейчас Народно-демократическая партия представлена 12 процентами голосов избирателей - это намного меньше, чем было после первых выборов.
Ехать в беспокойный турецкий Курдистан было, конечно, опасно, и многие сомневались, стоит ли. Но в день нашего пребывания огонь там прекратился. Местные люди говорили, что это уже хороший результат. В заблокированном Суре находилось примерно двадцать вооруженных людей и порядка 200 гражданских лиц. Правительство обещало, что не участвующие в вооруженном сопротивлении будут помилованы. Но, когда вышли шестеро человек, все они были арестованы, в их числе один журналист. Им предъявлено обвинение в терроризме, а это означает пожизненное заключение.
В Брюссель мы вернулись в среду, а в четверг направили письмо в адрес правительства Турции, в котором настаиваем на возобновлении переговоров с курдами. Сегодня мы получили информацию, что правительство Турции разделилось в вопросе, что делать дальше. Часть настаивает на военной операции, на физическом уничтожении тех, кто остался в Суре, другая часть поддерживает переговоры. Вчера вечером появилось радостное известие: из тюрьмы выпустили двух журналистов, арестованных за то, что они опубликовали материалы о поддержке правительством Эрдогана террористов в Сирии. Мы просили о встрече с журналистами в тюрьме в Стамбуле, но нам отказали. Тем не менее, очевидно, что международное давление способствовала освобождению журналистов.
Мирослав Митрофанов. А это означает, что международная солидарность не просто слова. Предлагаю в продолжение этой темы обсудить результат судебного процесса в Риге над жителем Латвии Максимом Коптеловым.

Мирослав Митрофанов. Максим объявил в интернете сбор подписей о присоединении Латвии к России. Правда, заявил, что это шутка. А государство предъявило ему обвинение в преступлении против территориальной цельности Латвии. Мы все надеялись, что приговор будет оправдательным, история явно не стоит того, чтобы преследовать автора в уголовном порядке. Однако Максиму дали полгода реального заключения. Татьяна Аркадьевна, какой может и должна быть реакция на это решение суда?
Татьяна Жданок. Вот мы говорили о Турции, где в тюрьме оказались журналисты. В нашем, случае прегрешения Максима Коптелова смехотворны. Отличный юридический анализ решения суда дал Алексей Димитров - юрист нашей фракции в Европарламенте Зеленые/Европейский свободный альянс. Алексей по косточкам разобрал приговор, не оставив от него камня на камне. Посмотрите его комментарий на Дельфи. Если бы дело Максима дошло до Европейского суда по правам человека, оно было бы проиграно по всем статьям. Но парня-то сажают ведь уже сегодня...
Мирослав Митрофанов. Необходима формальная процедура обжалования приговора в Латвии и информирование европейской общественности о том, что в Латвии ведется наступление на свободу слова.

дело Коптелова, Великобритания и ЕС, права семей, турецкий Курдистан, Саудовская Аравия, ЕП

Previous post Next post
Up