Feb 09, 2015 19:30
Фрагменты из передачи от 30 января 2015 года с участием Татьяны Жданок и Мирослава Митрофанова - руководителя латвийского бюро евродепутата. Передача "ТЕМА НЕДЕЛИ" выходит в эфир по пятницам после новостей в 18.00.
***
На этой неделе мы с Мирославом два дня провели в Санкт-Петербурге, участвовали в работе международной научной конференции, посвященной президентуре Латвии в Евросоюзе. Нам задавали много вопросов, больше всего о том, чего можно ожидать в связи с президентурой Латвии в ЕС в контексте событий на Украине. А также возможно ли изменение отношения к России со стороны ЕС, Латвии. Волнуют, конечно, и санкции против РФ. Но люди не теряют присутствия духа, и настроение россиян, судя по результатам опросов общественного мнения, достаточно позитивное. Это чувствуется и в прямом общении с людьми. Тем более, что мы были в Петербурге 27 января, в день освобождения города от блокады. Это настоящий праздник. На протяжении многих лет я вожу в эти дни в Петербург группу блокадников из Риги. Мы участвуем в памятных мероприятиях, в торжественной церемонии на Пискаревском кладбище. Моя мама, ее братья и сестра учились до войны в Ленинграде, были в ополчении. Отец после окончания Фрунзенского военно-морского училища воевал на Каспийском и Балтийском фронтах. Это память моих близких, всего народа России, и она для меня свята.
***
Что касается президентуры Латвии в ЕС, то еще в ноябре-декабре в интервью различным западным журналам я говорила, что у Латвии есть особое преимущество - знание России, наличие в стране значительного числа русскоязычных, и это может помочь наладить диалог с Россией. Будем реалистами - прорыва не случилось. После событий этой недели в Мариуполе латвийский «ястреб» международного уровня Артис Пабрикс выступил с резким заявлением. Надо принять новые санкции, заявил он, ужесточить политику Евросоюза в отношении России. И он прибег к стандартному приему - призвал Европу говорить «одним голосом»! Хотя почему Европа должна говорить голосом г-на Пабрикса, непонятно.
***
Приход к власти в Греции "левых радикалов" (как их некоторые любят называть), и нового премьер-министра Алексиса Ципраса подтвердил давно известный тезис: права не дают, права - берут. В Греции были массовые протесты против мер жесткой экономии, и греки избрали себе альтернативную власть. Новое правительство вознамерилось потребовать пересмотра условий, по которым стране оказывается экономическая помощь (порядка 240 млрд евро). Если у Греции это получится, это станет большим соблазном для других стран, для тех же Италии, Испании, Португалии пойти тем же путем.
Интересный момент: на этой же неделе сделал в ЕП заявление и лидер социал-демократов господин Шульц. Дескать, Греция не имеет права проводить в отношении России политику, отличную от политики всего ЕС. Это прозвучало кощунственно: еще неделю назад говорили о свободе слова, плюрализме, о том, что нельзя кому-то что-то запрещать, и нате вам! Хотя удивляться, в общем-то, не приходится. В свое время г-н Шульц осудил нас за налаживание отношений с руководством и жителями Крыма. Вспомним и его высказывания во время визита в Латвию. Он хвалил наш народ за то, что тот так послушно выполняет предписания жесткой экономии. Социал-демократ хвалит народ за то, что он не протестует против урезания его социальных прав? Это же нонсенс!
***
Сейчас мои усилия сосредоточены на работе в комитете Европарламента по социальным вопросам и занятости. В нашем офисе мы работаем над тем, чтобы представить себе полную картину по социальным гарантиям ЕС. В Латвии гораздо ниже, чем в ЕС, минимальный размер зарплаты, социальных пособий. Трудно ожидать, что эти показатели могут стать едиными для ЕС в абсолютных цифрах, но мы будем работать над тем, чтобы они были привязаны к показателям уровня бедности, минимальной потребительской корзины, к другим значимым для Латвии показателям. Для этого, конечно, очень важна информация. На этой неделе мы заслушали отчеты агентств, подотчетных нашему комитету, встречались с представителями нашего крупнейшего социального партнера - Международной организации труда. Словом, мы ищем, как можно гармонизовать социальные условия в разных странах Евросоюза.
***
На этой неделе, как известно, появилось решение Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) об ограничении полномочий российской делегации и решение, соответственно, российской делегации не участвовать в работе ассамблеи. Несколько пояснений на этот счет.
Совет Европы не имеет прямого отношения к Евросоюзу. В ЕС входят 28 стран, в Совет Европы - 47, в том числе такие большие не принадлежащие к Евросоюзу страны, как Россия, Украина, Турция. В ПАСЕ делегируются представители местных парламентов. Кстати сказать, удивительным образом наша социал-демократическая партия «Согласие», получившая больше всего голосов на последних парламентских выборах, не имеет своего полномонного представителя в латвийской делегации. Это скандал, это можно было опротестовывать!
Фактически ассамблея была главной площадкой для диалога разных стран. А изначально Совет Европы формировался как правозащитная институция и сообщество государств, взявших на себя обязательство действовать по единым правилам демократии, защите прав человека и обязательство подчиняться решениям Европейского суда по правам человека. Россия - член Совета Европы и была его крупнейшим донором. Теперь Россия наверняка поставит вопрос о своих взносах, и на какие деньги тогда будет работать Европейский суд? Само существование Совета Европы ставится под большой вопрос.
***
О глобальных тенденциях. На исходе ХХ века мы наблюдаем, как стирается грань между правыми и левыми партиями. Антироссийские «ястребы» есть и в правой Народной партии, и у консерваторов, и у либералов, и в стане социал-демократов. Смыкаются они в вопросах внешней политики. Но традиционно правые немножко становятся левыми, заговаривая о «социальной Европе», о социальных пособиях и т.п. Меняются и фланги. Вот нас, Русский союз Латвии, все время обвиняют в радикализме, в поддержке сепаратизма. Однако именно фланги становятся альтернативой, другой политической силой, которая не хочет играть по прежним правилам, задаваемым НАТО, интересами Вашингтона, крупными корпорациями. Но об этом мы поговорим в следующих передачах.