Евродневник № 39

Nov 23, 2012 19:52

Только что завершилась сессия Европарламента. А сегодня утром накануне голосования в Интергруппе по правам традиционных меньшинств заслушали выступление представителя Латвии о референдуме по гражданству, референдума, который по воле ЦИК не был допущен ко второму этапу. На заседании Интегруппы мы рассказали, кто такие неграждане. Неграждан Латвии представлял на заседании Юрий Петропавловский, почетный, так сказать, негражданин республики. Почетный потому, что, успешно сдав все экзамены, решением самого премьера был вычеркнут из списков на получение гражданства, и сейчас его дело находится в Европейском суде по правам человека. Вместе с ним были молодой человек, тоже негражданин, родившийся в Латвии, Александр Филей, Илларион Гирс, представляющий движение «За родной язык», Андрей Бердников, представитель Движения за равные права, Александр Ливчак, много сделавший в период сбора подписей за референдум. На заседании было много депутатов, представляющих разные политические группы, разные страны, депутаты, входящие в Интергруппу, озабоченную ситуацией с правами нацменьшинств в Евросоюзе. Рассказывают участники встречи.

- Илларион, ваши впечатления от заседания Интергруппы, общения в кулуарах с депутатами? Вы ведь прекрасно владеете немецкий языком...
Илларион Гирс: Думаю, что рассказ о негражданах - это вклад в борьбу против европейского лицемерия. Европа находит уместным поучать другие страны - скажем,Турцию, Белоруссию, Россию, считая, что там что-то не так с демократией, игнорируя при этом острый дефицит демократии в самом Европейском союзе. По реакции депутатов видно, что до тех пор, пока мы жестко не будем выступать за права человека в своей стране, на серьезную поддержку со стороны нам рассчитывать не приходится. Но готовность к этой поддержке все же наблюдается. Я задал вопрос, почему бы не назвать Латвию расистским государством, ведь согласно Конвенции по искоренению расизма и борьбе с нетерпимостью, в том числе и по этническим признакам, она подходит под это определение? На это мне в приватной беседе ответили, что надо быть дипломатичными, иначе парламент закроют как институцию. Я задал вопрос, что делать, если Латвия игнорирует многие рекомендации. Например, комитет ООН признал, что облатышивание русских фамилий является нарушением прав человека и предложил устранить это нарушение, но латвийское правительство не собирается этого делать. Спросил, что вы собираетесь делать, чтобы ваши рекомендации имели вес, на что был ответ: мы рекомендательный орган и надеемся на добросовестность стран.
Татьяна Жданок: Вообще-то единственная институция, имеющая право принимать обязательные решения, это Европейский суд, где как раз ждет своего часа дело Юрия Петропавловского. Юрий, каковы ваши впечатления от встречи с депутатами Европарламента?
Юрий Петропавловский: Поскольку я вижу ваших коллег по фракции и наших общих коллег по Европейскому свободному альянсу уже 8 лет, было бы направильно возлагать какие-то гигантские надежды на каждое мероприятие. Но я думаю, что мы сумели противопоставить свою последовательность, настойчивость упорству латышской политической элиты. Ей казалось, что про русских все известно. Во-первых, они долго запрягают, ездят быстро, но не всегда въезжают. Думаю, что за 8 лет мы доказали, что в упорстве, последовательности, настойчивости мы нисколько не уступаем нашим латышским соотечественникам. Кстати, я напомнил, что еще 10 лет назад любая манифестация, любой пикет да даже празднование Масленицы сопровождались приездом муниципальной полиции, полиции безопасности и квалифицировались как покушение на основы государства. Сегодня наши притязания неизмеримо выше - за РЕАЛЬНОЕ равенство в области языка, образования, политическое равноправие.
И.Г.: Тут важно, что наши притязания четко ложаться в международные требования об уважении к меньшинствам. Все, что мы требуем, записано в международных документах.
Т.Ж.: Но даже здесь, в Страсбурге, где еще 30 лет назад звучал немецкий, как мне тогда казалось, а на самом деле эльзасский язык, в результате ассимиляции звучит практически только французский, и эту политику взяла на вооружение латвийская политическая элита, настаивая, что Латвия должна быть национальным государством. Однако в 21 веке другие конструкции, и на здании Европарламента написан лозунг «Единство - в многообразии».
И.Г.: Европейские правовые и политические тенденции четко показывают, что равенство в правах это лишь вопрос времени. Но чем больше мы будем проявлять силу воли, тем меньше русскоязычным Латвии понадобится времени для признания их прав и притязаний.
Т.Ж. : Что бы вы сказали тем, кто сейчас вас видит?
Ю.П.: Если уж Корсика сегодня добилась того, чего она добилась, а это казалось немыслимым еще 15 лет назад, то у нас, русской общины Латвии, впереди, несомненно, будущее, которое ничем не уступает нашему достойному прошлому.
И.Г.: Я хочу пожелать нам не терять веры в возможность достижения наших целей, быть настойчивыми, проявлять волю, поддерживать друг друга. При том, что русскоязычных в Латвии две пятых населения, не одержать победу значило бы, что мы деградировали настолько, что ее не достойны. Я надеюсь, что достойны, и давайте докажем это на деле. Надо постоянно оказывать давление, наращивать его.

Гирс, Интергруппа, Петропавловский, ЕП

Previous post Next post
Up