"Путешествие шлюпок с "Глен Карриг", или морская готика

Aug 23, 2012 00:40


Уильям Хоуп Ходжсон (1877 - 1918) - автор у нас мало известный, но классик хоррора и weird fiction  у себя на родине.  (я еще буду писать на него рецензии, честно предупреждаю:) За свою недолгую жизнь он успел побывать и моряком, и, фактически,  первым в Англии бодибилдером, писателем, поэтом, военным. 
В тринадцать лет сбежал из школы, чтобы стать моряком. Хотя его тогда поймали, в итоге он все же добился своего  и поступил на корабль в качестве юнги, дослужился до третьего помощника. Кстати, бодиблдером он стал отнюдь не из тщеславия, просто сперва старшие матросы выбрали невысокого, тонкокостного юнгу объектом своих насмешек. Ходжсон занялся поднятием тяжестей и дзюдо. Вскоре его "товарищи" поняли, что лучше им поискать другой объект для упражнений в остроумии.
Поэтому не удивительно, что про морские приключения Ходжсон пишет с доскональным знанием дела, хотя специфической терминологии там ровно столько, сколько требуется для создания достоверной атмосферы.
История "Путешествия шлюпок" начинается с предупреждения читателю - это-де подлинная история, записанная со слов одного из потерпевших кораблекрушение на "Глен Карриг". Что ж, такое предуведомление сразу настраивает на благодушный лад - и уверенность в счастливом финале здесь совсем не лишняя. Ходжсон - мастер хоррора, и монстры, рожденные его воображением, даже век спустя вовсе не выглядят неуклюжими и наивными.


Итак, после кораблекрушения шлюпки на шестой день достигают земли и находят там брошенный корабль. Ходжсон умело нагнетает атмосферу иррационального страха, ожидания чего-то ужасного.

"Прошло, однако, совсем немного времени, когда один из матросов негромко вскрикнул, призывая нас к молчанию; в ту же секунду все мы снова услышали далекий, протяжный вой - тот самый, который так подействовал на нас накануне. Пока мы переглядывались, вой стал громче, и через считанные секунды он, казалось, доносился уже со всех сторон - и источник его был совсем близко! Жуткие звуки врывались к нам сквозь разбитый иллюминатор кают-компании, словно какое-то невидимое существо тяжко стенало, стоя на палубе над самыми нашими головами.

Вскоре на равнины опустилась ночная мгла, а мы по-прежнему сидели в кают-компании и молчали, различая друг друга в темноте и в табачном дыму только по тлеющим огонькам трубок"


Здесь - цитируя вступление, -  заброшенный корабль выступает как своебразный готический замок, а монстры, не дающие морякам заснуть, и жуткая растительность этой страны одиночества - своего рода злодеи готического романа.
И если в готическом романе обычно зло - это исключение, зона аномалии, которую надо изъять и удалить, то на созданной Ходжсоном земле люди смотрятся аномалией. Они бесконечно чужды этой "унылой, плоской местности, прорезанная во всех направлениях бесчисленными ручьями, протоками и озерцами.  Берега по обеим сторонам представляли собой полосы отвратительной полужидкой грязи, к которой не хотелось даже прикасаться, несмотря на то, что никто из нас давно не ощущал под ногами твердой земли".
Но, что мне особенно понравилось, Ходжсон описывает настоящих моряков, которые сражаются со своим страхом, используя все, что найдется под рукой. В этом автор, как мне кажется, превосходит даже Лавкрафта, у которого атмосфера пробирает до жути, но соврешенно нет внятных героев - людей действия. 
"Сейчас уже не помню, говорил ли я о том, что в каюте капитана было два окна, одно из которых, расположенное со стороны левого борта, оказалось разбито. Мы обнаружили это, когда поднялись на корабль, и боцман сразу закрыл его так называемым «глухарем» (тиковой крышкой, какие используются для защиты стекол во время шторма), заложил батенсами, и укрепил клиньями. Он сделал это, боясь, как бы под покровом темноты какое-нибудь существо не проникло к нам на борт через дыру, и, как будет видно из дальнейшего, поступил весьма мудро и предусмотрительно". 
 Морякам, хоть и не без потерь,  удается покинуть Страну Одиночества, и начинается вторая, приключенческая  часть романа:
[небольшой спойлер]
моряки оказываются на острове в море, где дрейфует целый континент из саргассовых водорослей. Они отбивают атаки таинственных островных тварей и пытаются выручить завязший в этих водорослях корабль, на котром еще жива часть команды.

Здесь иррациональный страх уступает страху рациональному, если можно так выразиться. Зло не просто угрожает,  оно атакует - а, значит, с ним можно бороться.  
 Ходжсон становится похож на Дефо, Жюль Верна, Майн Рида - с их умением создать из скудных наличествующих материалов надежное средство спасения.
Несмотря на то, что в этой стилизации под пересказ нет ни единого диалога, повествование очень плотное и насыщенное, положение героев быстро меняется от "относительной безопасности" до "смертельной угрозы", атмосфера ужаса и тоски идеально сбалансирована с экшном  и не успевает надоесть.
Словом, очень рекомендую и любителям готики, и любителям морских приключений.
А более полную версию биографии Ходсона можно прочесть здесь. http://fantlab.ru/autor1067
Вот его портрет.


книшки

Previous post Next post
Up