Давненько я не брал в руки шашек ничего не писала. Все какая-то суета, заботы, хлопоты, нервы. А недавно вспомнила, что не рассказала о чудесной прогулке в Приэльбрусье, которая состоялась, еще в начале июня 2022 года.
В это время года в высокогорье весна в самом разгаре: изумрудная травка, цветущие лютики, яркое небо и снежные вершины Кавказского хребта.
Не буду тянуть интригу, мы побывали в окрестностях озера Гижгит, в Кабардино-Балкарии. Есть там потаенное местечко в простонародье называемое "Тещины зубы". История умалчивает, о чьей родственнице идет речь, но зубки у нее, видимо, были впечатляющие.
Есть и другие названия - пик Наушидзе либо Букабаши. Это наша вторая (удачная) попытка посмотреть эти места. Первый раз мы были там в 2014 году, но попутали дорожки и уехали в другую сторону. В свое оправдание можем сказать только одно, за прошедшие восемь лет Былымские озера окончательно превратились из хвостохранилища Тырнаузского вольфрамо-молибденового комбината в достопримечательность Баксанского ущелья. Комбинат практически погиб в неравном сражении с рыночной экономикой. Сейчас эти озера Уллу Гижгит и Гитче Гижгит рекламируют все кому не лень. Якобы, за прошедшие два десятилетия они очистились и стали жутко полезны для здоровья туристов. И целебный нарзанный источник там образовался и рыбку туда запустили, народ ловит, даже купаться можно. Дороги вокруг озера стали накатанными, так что не ошибешься. Немного отвлекусь от повествования и проедусь по альтернативщикам, некоторые из которых выдвигают идеи и гипотезы слишком поверхностные, что зачастую сводит на нет и здравые мысли. Так выглядят окрестности Былымских озер на Google картах.
А вот этот участок поближе.
Ой, да это же террасы, оставленные либо древней цивилизацией, либо трудолюбивыми селянами, которые обустраивали их для земледелия и орошали с помощью девушек с кувшинами на плечах. На самом деле эти следы оставила современная техника. Это отвалы грунта вывозимые самосвалами и отсыпанные ровными рядами. Сейчас они покрыты зарослями облепихи. Возможно, через некоторое время там сформируется плодородная почва и эти земли предприимчивые горцы будут использовать для выращивания капусты. Очень уж хорошо она растет в этих местах. А мы, объехав озеро Гижгит с правой стороны, устремились в неизведанное. Вскоре открылось великолепная панорама "Тещиных зубов".
Лично у меня не возникла ассоциация с чем-то стоматологическим, а вот на корону каких-нибудь древних сказочных королей, похоже.
Долго ли, коротко ли сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Часа два неспешной езды по отличной дороге с очаровательными пейзажами и мы добрались до подножия пика Наушидзе. Мест для парковки там видимо-невидимо, нам приглянулось вот это.
Через несколько сот метров от нашей стоянки, расположилась небольшая ферма и все - дороги дальше нет. Мы были в полном одиночестве, за исключением вот этих милых созданий, которые вдалеке мирно жевали траву.
Надо сказать, что о лошадках, как и многие городские жители, знали очень мало, а уж об особенностях их пищеварения, до этой поездки и вовсе не ведали. Но обо всем по порядку. Мы вдоволь налюбовались "Тещиными зубами", немного поспорили о том, кто что видит в скальных останцах, пожарили мясо, с аппетитом поужинали. В общем, приятно провели остаток светового дня.
Как только стемнело, забрались в палатку и улеглись спать.
Что касается меня, почти всегда, на свежем воздухе, я засыпаю мгновенно и сплю очень крепко. Ваня же, в любой поездке первую ночь, спит слишком чутко. Судя по его рассказу, дело было так: после полуночи на ферму возвращался пастух на "Ниве" в весьма игривом настроении. Всю дорогу он горланил в открытое окно песню собственного сочинения. Состояла она из одной фразы и звучала примерно так: "Получил зарплату - получил зарплату!" Подъехав к нашей палатке, захотел общения, но мы не разделили его радости (я, вообще, ничего не слышала) и из палатки не вылезли. Напоследок он, обижено, констатировал: "Спите суки?!" и уже молча отправился восвояси. Дальше - больше: лошадки тоже решили подойти поближе, узнать "Вы кто такие и откуда тут нарисовались?" и вообще, "Кто тут нашего пастуха не уважает?" Весь табун спустился вниз, окружил палатку и началось! Топот копыт, ржанье, фырканье, чавканье и самое замечательное - это, то что сильно печалит Гретту Тунберг: загрязнение окружающей среды продуктами лошадиного метаболизма. Пукающие на все лады лошадки - это нечто. От этих задорных трелей даже я проснулась. Ваня, озабоченный попытками животных почесать спинку о стены нашего тряпочного домика, выбрался наружу и попытался разогнать сходку. Но вожак, видимо, решил, что он покушается на его женщин, и встав на дыбы, пошел в наступление, - мужу пришлось с позором ретироваться в палатку. Веселье продолжалось до утра, когда спят непарнокопытные, осталось загадкой. То ли мы своим присутствием их так раззадорили, то ли у них так заведено. Одно точно, - наш мир никогда не будет прежним! Конечно, с коровами мы расслабились, махнешь на них хворостинкой, они и уходят, да и лошади обычно очень пугливы, стоит открыть окно в машине, как они тут же убегают подальше. А вот в темноте, оказывается, что с животными лучше не связываться. Так и провели большую часть ночи, тревожно вслушиваясь в жизнь табуна, опасаясь, что лошадки, забывшись наступят на нас. В итоге добавилось еще одно правило выбора места для лагеря: не останавливаться вблизи пасущихся травоядных.
Утро было по-летнему солнечным и теплым. Мы без сожаления расстались с этим не совсем гостеприимным местом.
Еще одна, примечательная встреча. Вначале даже не поняли, что происходит на обочине.
Оказывается, птички тоже завтракают, а мы помешали.
Все же места очень красивые!
А еще у нас было запланировано посещение альплагеря "Уллу-Тау". Ваня давно мечтал покатать машинку на фуникулере. Лагерь расположен на высоте 2800 метров и дороги к нему нет, только подъемник для машин и лесенка для человеков на 360 ступенек. Не знаю, как муж планировал затащить меня наверх, видимо хотел спрятать в кунге. На мое счастье, подъемник снова не работал. Жаль конечно, что не получилось там отдохнуть, судя по отзывам место красивейшее.
Ну нет, так нет! Прокатились до начала канатной дороги на Эльбрус, посмотрели на количество желающих подняться туда и решили, что нам это не интересно. Сунулись было на дорогу к обсерватории "Пик Терскол", но тоже передумали. Честно говоря, не планировали туда ехать, поскольку в это время года там еще лежит снег. Ну ничего посмотрим в следующий раз.
А место для обеда нашли быстро, стоило лишь свернуть с основной трассы в долину реки Адылсу. Неприметный съезд с асфальта привел нас на полянку с небольшим родничком.
Местечко понравилось настолько, что мы решили больше никуда не ехать, а остановиться здесь на ночевку.
Слегка смущала близость к дороге и места, оборудованные для пикников. Но нам повезло, одна компания была, но без машин, да и задержалась ненадолго.
Адылсу берет свое начало из ледника Джантуган (Джанкуат), добавляет острых ощущений и расположенный невдалеке, ледник Башкара с одноименным озером. Так что нрав у этой реки весьма бурный.
Русло Адылсу выглядит так, потому что совсем недавно, в 2017 году здесь сошел мощный сель.
Из-за интенсивного таяния льда и аномального количества осадков произошел прорыв озера Башкара и более миллиона кубометров селевых масс скатилось вниз, снося все на своем пути. Погибло три человека, но поскольку известных артистов там не было, об этой трагедии почти ничего не писали. Неоднократно случалось такое и в прошлом. В 20 веке как минимум трижды. Так что я передумала ехать туда еще раз и любоваться на озера и ледники.
А наша ночевка прошла спокойно, за исключением моего слишком реального сна. Так бывает, проснешься и не понимаешь, это было на самом деле или всего лишь приснилось. Меня, все же, сильно смущала близость к дороге. Мы стояли немного ниже трассы и палатка, и машина, как мне казалось, были отлично видны сверху. Поэтому я подсознательно опасалась, что кто-то может бродить вокруг. Так и прислушивалась всю ночь, ждала услышать звуки шагов или открывающейся молнии на входе. И таки услышала! Снится мне, что к палатке подошел медведь и начал снимать свою шкуру, расстегивая ее как комбинезон, явно собираясь войти внутрь, и улечься спать вместе с нами. Вот от этого звука я и проснулась, растолкала Ваню, утверждая, что возле палатки кто-то ходит, правда, про медведя сказала только утром, сразу сообразив, что он мне не поверит. Но звук расстегивающейся молнии для меня был совершенно реален, такие вот шуточки выдает встревоженный мозг!
Следующий день, был последним выходным днем, но с утра ехать домой не хотелось и мы отправились исследовать долину, куда нас случайно занесло.
Еще одним подтверждением, неоднократных селей, лавин и прочих стихийных происшествий, являются громадные скальные обломки, валяющиеся повсюду.
А эта машинка, если я правильно помню, украшает русло на подъездах к альплагерю "Джан-Туган" института Баумана. Здание которого, к удивлению, селем не зацепило, снесло только сторожку, правда вместе со сторожем.
Вообще в долине довольно много туристических объектов, на любой вкус, и пансионаты, и гостиницы, и турбазы.
Дорога привела нас практически к леднику.
Помимо селей, здесь, видимо, случаются и менее катастрофические паводки. Все усеяно камнями, большими и маленькими.
Но туризм, есть туризм, и уже проложены дороги, можно покататься и посмотреть, что бывает, когда природа берет свое.
Кое-где прямо на камнях, практически в русле реки стоят палатки отчаянных туристов. Конечно, есть и гляциологические станции и МЧС наверняка присматривает за этим районом, но как показывает практика человеки ни предсказать, ни уберечь людей и сооружения не могут.
Последний выходной перевалил на вторую половину и нам пора было двигаться в сторону дома. Почти триста сорок километров, но дороги отличные и поздно вечером мы уже тискали кота, наслаждаясь пушистостью и выслушивая его обиженные вопли.