Если выглянуть в окно, то кажется, что ноябрь продолжается. У нас снова нет зимы. На улице сыро, холодно и ветрено. И тем приятнее вспомнить, что всего пару месяцев назад мы наслаждались отличной погодой.
После ночевки на высоком берегу реки Аалдзга, отправились дальше. Оставался последний день отдыха и мы хотели увидеть как можно больше абхазских чудес.
Одним из которых, по нашему мнению, является совершенно "дикий" серный источник. Ваня еще в Исландии мечтал искупаться в подобном месте, но не получилось. Хотелось ему, чтобы была не оборудованная купальня с большим количеством людей, а вот просто так свернуть с трассы и окунуться в горячую воду. И вот сбылось.
Водичка, была очень приятной, а теплое утро позволило без трепета и раздеться, и обсохнуть после купания. Источник считается сероводородным, но запах почти не ощущается, просто легкий аромат, едва уловимый на свежем воздухе. По Ваниным словам, струи воды каким-то образом чередовались: холодные с горячими, в результате получалась совершенно комфортная температура. Что было здесь раньше мы не знаем, вокруг валяются остатки бетонных конструкций. Возможно, целебная вода по трубам подавалась в какой-нибудь санаторий. Но за годы разрухи вырос вот такой замечательный кальцитовый "столб". Добрые люди вырыли и обложили камнем небольшую купальню, не забыли и вешалку поставить, для пущего комфорта.
Водичка собирается в ручеек и немного подтапливает поляну. Так что гулять там нужно осторожно. Судя по количеству мусора в близлежащих кустах, место пользуется популярностью. Но вокруг источника - чисто.Следующим номером нашей программы был собор Успения Пресвятой Богородицы в селении Моква. Находится всего в десяти километрах от серного источника, на большой поляне, расположенной немного севернее слияния рек Мокви и Дааби.
Несколько лет назад вблизи храма стояли беседки, так называемые апацхи. Это традиционная абхазская постройка, представляющая собой плетеную беседку.
Это фото начала ХХ века (найдено
здесь) В этом месте их было 27 по числу сел Очамчырского района и предназначались они для всенародных собраний, а в данном случае для празднования дня победы в войне 1992-93 годов. Простояли апацхи около двадцати лет, постарели и сгнили. Их просто снесли. Остались только пятачки, зарастающие травой.
Видимо идея возродить национальные собрания и празднества не прошла, а то бы и деньги на новые беседки нашлись. Строить из глины и палок не солидно, а современные, например, вот такие как для туристов слишком дорого.
Нашла
здесь.
К моему удивлению, информации об Моквском храме немного. И как всегда, она гуляет из одного источника в другой. По официальной истории во множестве представленной на сайтах туристических фирм и в википедии, храм основан в третьей четверти Х века. Далее перестраивался и улучшался. Грабили его неоднократно все кому не лень и к концу XVII он был окончательно заброшен. И наконец во второй половине XIX века его отремонтировали и превратили в усыпальницу владетельных князей Чачба. Здесь был похоронен последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе. Многие авторы утверждают, что эта реставрация была крайне неудачной и полностью исказила как внешний, так и внутренний облик храма. Посему мы со спокойной совестью можем его датировать 1850-1860 годами. В 1848 году аккурат перед перестройкой его осматривал академик Броссе, француз, настолько интересовавшийся востоковедением, что переехал в Россию и осуществил экспедицию в Грузию и Армению. Не знаю, почему французы, включая Александра Дюма, были так озабочены изучением (шпионажем) наших южных владений. Описание академика приводят практически все авторы, пишущие об этом храме: "Обширные размеры корпуса церкви, опутанные сетью ползучих растений, его кровля, превращенная в воздушный сад, его прекрасный купол, удлиненный высокими стволами деревьев, все это приводит зрителя в удивление. Внутри - стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, 5 кораблей, помост весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высокой степени совершенства. Прекрасная галерея окружает главный корабль до столбов купола; кирпич употреблен во всем здании в одних лишь сводах между столбами. К сожалению, паперти обрушились, в окнах выбиты стекла, помост покрыт на полфута сором; к сугубому сожалению, нигде не заметно никакой надписи". Исходя из вышесказанного мы видим, что исчезла каменная резьба, фрески, мраморный пол, цветные витражи. Другие источники сообщают о мраморном иконостасе и о трех приделах, существовавших в храме. Изображенный на фотографии западный придел по стилю совершенно не соответствует общему архитектурному облику храма. Но все это словесные описания, я не нашла в сети ни фотографий, ни гравюр, даже XIX века, не говоря уже о более ранних периодах.Тем не менее внутри храм по-настоящему красив. Сооружение сложной формы, устремленное ввысь.
В нем много воздуха и света. Пусть сетуют на полную перестройку и исчезновение немыслимого богатства отделки, строгость и какая-то воздушность этого храма придают ему очарование.
Узкая галерея по периметру опоясывает центральный зал.
Арки выложены кирпичом, тонким и длинным. Колонны и стены из тесаного камня.
Каменной резьбой украшен лишь центральный вход.
Боковые входы оформлены скромнее.
По летописным преданиям, там множество захоронений известных исторических личностей. Но как я поняла, полноценных раскопок в храме не проводилось. Нашла, только небольшое исследование 2006 года российских и абхазских археологов, которое говорит о том, что костей там достаточно, но полноценного анализа останков нет. Сделали небольшой раскоп (2,7х1,7 м) на глубину 1,6 метра (непонятно в каком месте), исследовали культурные слои, да определили глубину залегания фундамента (около метра). Так что история Моквского храма, так и остается тайной. А летописи, что с них взять, списки со списков, зачастую поврежденные на 98%. Это я о Моквском евангелие, якобы написанном 1300 году, украденном и вывезенном в Париж в двадцатых годах ХХ века, дабы сохранить для потомков. А можно сказать иначе: украли свои и продали, не думая о высоком. В 80 годах прошлого века, рукопись вернули, почему-то в Грузию. И теперь устраивают благотворительные концерты, для сбора средств на реставрацию. Кто знает, возможно, русские безбожники лучше бы сохранили древнее евангелие. Храм огорожен каменным забором, с воротами, украшенными аркой.
На территории храма из бетона пытались построить какую-то историческую ценность, не знаю уж в каком году. Последняя официальная реставрация была в 1968, без всяких благотворительных сборов. Просто так, за счет государства.
Что-то я увлеклась. День был длинный, мы успели заскочить в Новый Афон, слегка осмотреться и в Пицунду, но об этом я напишу позже.