Начну, пожалуй, рассказывать об исторических руинах Абхазии.
Храм Амбара (Мюссера) так называемая трехнефная базилика, проще говоря - строение прямоугольной формы, разделенное на несколько помещений (нефов) колоннами или стенами. Коровы в этой поездке, обязательный элемент пейзажа.
Прежде чем переходить к деталям храма, наверное, нужно немного углубиться в историю этих мест. Я уже второй месяц сижу над книгами, пытаясь понять, как и главное, почему в этих ничем особо непримечательных местах, веками происходили столь разрушительные события. Если отбросить совсем уж давние упоминания о северном побережье Черного моря, греческих мудрецов и монастырских летописцев, то самым ранним повествованием, на которое ссылаются все историки, окажется "Путешествие вокруг Кавказа" Фредерика Дюбуа де Монпере изданное во Франции в 1839 году. Автор - личность совершенно таинственная. Швейцарец французского происхождения. Родился, получил непонятно-какое начальное образование, преподавал французский язык, затем работал гувернером, каким-то управляющим и наконец в 31 год поступил в Берлинский университет. Проучился два года с 1829 по 1831 и стал археологом этнографом и натуралистом. И в этом же 1831 году Фредерик Дюбуа предпринял самостоятельную экспедицию на Юг России. Путешествовал на русском военном корабле и имел такие крутые рекомендации, что офицеры, несущие тяжелую и полную опасностей службу на границе Российской империи, оказывали ему всяческую поддержку. В экспедициях на побережье его непременно сопровождал военный отряд. Встречался он и с местной абхазской знатью, как с теми кто поддерживал российское правительство, так и со сторонниками Османской империи. Молодец, и деньги нашел, и связями обзавелся, и Россию проехал с севера на юг, и все на лошадках. Впрочем, такие биографии вовсе не редкость для 19 века. Книга, кстати, мне понравилась, по крайней мере та часть, которая повествует об Абхазии. Так вот он во время своей экспедиции посещал некоторые храмы и довольно подробно их описывал, особенно храм в Пицунде, о котором я расскажу позже. Ссылаясь на древних авторов, он говорит о том, что здесь с древних времен обосновались греки, затем потопталась Римская империя, и наконец Византия. И вот последняя и начала строить христианские храмы, но не сумела в полной мере обратить местные племена в свою веру. В IX- XII веках, во времена Абхазского царства, христианство снова обосновалось на этих берегах, но на момент путешествия Дюбуа, древние сооружения уже лежали в руинах. И хотя абхазы не могли или не умели сохранить их от разрушения, тем не менее чтили и приносили в храмы свои дары. Или как он пишет: "... абхазы всегда приходили сюда, чтобы сложить на грубый первобытный алтарь тот или иной свой дар, ту или иную долю своей награбленной добычи...Ни один народ не относится так бережно к предметам принадлежавшим церкви, как абхазы и грузины...". В почитаемых святилищах скапливалось множество старого оружия, сабель, ружей, монет и прочих вещей, представляющих ценность для дарителя. Кроме христианства абхазы исповедовали и мусульманство. Однако и та и другая религии тесно переплетались с язычеством (друиды), связанным с поклонением природе. Эта тенденция сохранилась и до наших дней. Существуют традиционные святилища, которые посещают абхазы, считающие себя как христианами, так и мусульманами. Нечто похожее мы встречали и в Осетии. Это как бы официальная версия. Но глядя на неоднократно перестроенные храмы, я понимаю, что могло быть и иначе. Кто знает, какие святилища возводили древние и кому поклонялись и поклонялись ли вообще. Наверное, достаточно истории, вернусь к описанию храма Амбара.
Боковые нефы этого храма, разной длины и отделены от центрального зала стенами с арочными дверными проемами.
Освещался центральный неф окнами, располагавшимися с северной и южной стороны храма.
Центральный вход, иначе называемый притвор или нартекс, отделен от основного нефа стеной с тремя арочными входами.
С боковыми нефами он не соединяется. Это подтверждает мою гипотезу, что они пристроены позже, как и апсиды.
Над притвором есть второй этаж, на котором якобы располагались хоры. Лестница, ведущая наверх осыпалась, но мне повезло, двое ребят, путешествующих своим ходом по побережью, помогли мне туда забраться. Вообще-то, я залезла сама, они подстраховали. Протянули руку помощи любопытной старушке, отъевшей внушительные габариты, не позволяющие ей скакать горной козочкой по шатающимся камням.
На этом фото, купол центральной апсиды, поближе. Выстроен из тесаного камня, а ниже идут речные и морские камни - окатыши.
Встречаются они и на других стенах, боковые нефы практически собраны из них.
Чуть не забыла, есть в этой базилике еще один центральный вход - южный. Три широких дверных проема с арками ведут в боковой неф, а уже из него можно попасть в центральный.
С датировками наши историки, но не археологи, поскольку никто здесь ничего не копал, похоже, не ошиблись. Датируют концом VI века и по XII век включительно. Можно выбирать любой период из предложенных и думаю, не ошибешься. Поскольку сюда еще не добрались ни реконструкторы, ни священнослужители, каждый из которых совершенно точно знает как должен выглядеть храм, мы можем видеть своими глазами как он менялся на протяжении веков. Как приходил в упадок в тяжелые для Абхазии времена и как восставал из руин вместе с ней и снова засыпал под густыми зарослями лиан. Вот нижняя часть стены, уходящая в землю, из известковых блоков, изъеденных временем. А выше уже галька, собранная на морском берегу.
Апсида, заботливо сложенная из тесаного камня вперемешку с окатышами.
Стена над нартексом, также собрана из самого разного материала.
После моей прогулки мы немного поплавали, свернули лагерь и отправились к следующим историческим руинам.
Хотела в этот пост вставить и свои рассуждения о истории и религии Абхазии, но получается слишком объемно. Да и события весьма печальны. Поэтому не буду портить радостные впечатления о поездке и напишу об этом отдельно.
Продолжение следует.