Планирую в ближайшее время написать о своем опыте занятий йогой (уже
написала тут). О начале занятий писала
здесь.
Решила начать с вводной статьи, чтобы познакомить всех интересующихся с основными понятиями в этой области.
__
Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Основные направления йоги - это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.
За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами - физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
В 2016 году ЮНЕСКО, отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал.
Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:
Яма - принципы взаимодействия с внешней средой
Нияма - принципы взаимодействия с внутренней средой
Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности
Пранаяма - контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами
Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума
Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге.
Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы.
В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши (освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования...).
Йога и христианство
Сама по себе йога не является ни религией, ни составной частью какой-либо религии, она представляет собой психосоматическую технику, которую индуисты используют в качестве практического инструмента. Есть мнение, что многие идеи, на которых основана йога, близки христианскому вероучению, а потому христиане вполне могут практиковать свою собственную йогу, которая соответствует их мировоззрению.
Хатха-йога
Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги. В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи, мукти или мокше.
Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры и пранаямы, а также элементы пратьяхары, дхараны и дхьяны. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям.
Хатха-йога - это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).
Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие, так и пробуждение кундалини, осознание тождества атмана с Абсолютом, и даже просветление и освобождение (самадхи).
Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.
Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.
Асана - устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» - устойчивой, «сукха» - легкой.
Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.
В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле, поддержания здоровья и продления жизни.
По типам воздействия:
- растягивающие,
- скручивающие,
- силовые,
- перевёрнутые,
- сдавливающие и
- комбинированные.
По задачам:
- медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги, и
- терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.
На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определенное внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.
Примеры асан
1) ШВАНАСАНА (Поза собаки мордой вниз)
2) Шава́сана - асана в хатха-йоге. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель Шавасаны - отдых и полное расслабление.
Техника исполнения:
Лечь на спину. Руки прямые вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты.
Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза.
При выходе из Шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.
Дыхание
Праная́ма (букв.: «контроль или остановка дыхания») - управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тестно связаны с дыханием.
Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).
Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%BE%D0%B3%D0%B0 У кого есть вопросы, пишите в комментариях!
Могу поделиться здесь и/или в следующей статье своим опытом занятий йогой ;)