Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
- Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
- Что ты, дитя моё, плачешь?
Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
- Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
- Не плачь, они и меня давно туда не пускают.
Знаете... я, наверное, побила рекорд по количеству изгнаний из храма за последние пару недель. Меня выгнали (буквально выгнали) ДВАЖДЫ за две недели! Если сузить рамки, то, из последних пяти посещений храмов - дважды меня выгнали, и один раз мужа чуть в раку не упаковали за то, что он зашел на открытую половину храма, где кто-то репетировать пение собирался (я туда уже предусмотрительно не пошла, поскольку хоть и плевать хотела на всяких дураков, но все равно не приятно, когда выгоняют).
Начну издалека, так что наберитесь терпения и читайте, а если терпения нет, то не читайте вовсе.
Не могу назвать себя набожным человеком. Тем не менее я верю, что что-то там над нами есть, а как его имя - я не знаю. И надо ли ему давать это имя, тоже не уверена. Я регулярно посещаю церкви, так как считаю их намоленными местами силы. Грубо говоря, можно обращаться к Свету дома, но путь будет извилистей, чем пойти в церковь и пойти по прямому более широкому каналу. Это моя философия, никому ее не навязываю. Также меня привлекают церкви-храмы-монастыри с точки зрения архитектуры. Ну нравится мне пойти-посмотреть-послушать-свечки поставить.
Во все свои путешествия по Европе я посещала различные храмы. Что меня тогда еще поразило - отсутствие всяческих условностей. Женщинам совсем не обязательно покрывать голову. Мало того, я вообще не видела там в храмах женщин с покрытыми головами. Никто не пытается напялить на вас юбку. Вместо свечек очень часто продают лампочки - подходишь к иконе, вкручиваешь лампочку в патрон, она загорелась - типа свечку поставил. Единственное, где я столкнулась с условной "условностью" - это в Венеции в храм Святого Марка лицам любого пола надлежало входить в храм с покрытыми плечами. При этом на вашем пути не вставал квадратный мужик, требующий на итальянском языке пойти за угол, взять там паранджу и натянуть ее на свою дурную голову. Нет! У дверей стоял служитель, который молча без претензий, вычленял голоплечих из толпы и любезно накидывал на их плечи бесплатную накидочку - типа одноразовой больничной одежки.
Но это все о католиках. Конечно, они - католики, дикие, поэтому что мы - прогрессивные православные на них ровняться будем? Не гоже! Оглянемся в сторону православной Болгарии. Та же вера, те же традиции... ан нет... они также скурвились - женщин в храм без платков пускают (бесы неприкаянные), хлеще того на пюпитре библию древнюю глаголицей писанную без присмотру оставляют - нате люди добрые, заходи, кто хочешь, бери, что хочешь. Только никому в голову не приходит ту библию своровать. Равно как и выгнать из храма женщину в брюках.
И вот подались мы с мужем по местам святым, аккурат вокруг нашего будущего постоянного места жительства, расположенным. Окрест города Серпухова.
Кстати, про сам Серпухов - город весьма симпатичный, хотя и по архитектуре весьма эклектичный. Но не без изюминки. Я, честно, хотела целый обзор накатать, но батюшки святые охоту отбили. В общем имейте в виду, что там есть что посмотреть.
Побывали мы в следующих обителях: Давидова пустынь, Высоцкий монастырь, Введенский Владычный монастырь, Никольский собор, Ильинская церковь. Единственный, кто не успел "отличиться" так это - Введенский женский монастырь, и то, думаю, что просто не успел. Слишком был занят приготовлениями к Троице (а действо все разворачивалось аккурат в канун). Ибо женские обители обычно гораздо более нетерпимы, чем прочие (ну, видимо, в силу разгула гормонов).
В Давидовой пустыне, кстати, неимоверной красоты хор - поют, действительно, как ангелы, я такого красивого пения отродясь не слышала! Как раз шла служба, я обычно если во время службы попадаю, быстренько ретируюсь, но тут мы просто не могли оторваться, тааак красиво пели, что мы застыли на месте и слушали-слушали-слушали.
Сам монастырь красивый, уютный. В его реликвиях - какая-то фигова туча разнообразных мощей, выставленных на всеобщее обозрение, местами в виде бедренной кости в раке под стеклом - жутковатенько. И меня оттуда не выгнали даже (спасибо!), но очень сильно испортил впечатление заключительный аккорд. Прогуливаясь по территории мы набрели на монастырское кладбище, на котором было-то всего пять обелисков. Один - общий для всех настоятелей - этакая братская могила. Второй убитый на фиг, обшарпанный и с плохо читающейся надписью одному из монахов, третий одному из последних настоятелей - убиенному Герману, водившему дела в лихие девяностые с бандитами, на деньги которых монастырь из руин был отстроен заново. И... та-да-да-дам... одному из местных чиновников из администрации, в девяностые также вроде как водившему дела с бандюганами и последней... откровенно бандитской роже, у могилы которого аж стихи Звездинского типа "отец родной, как мы без тебя". Мы когда этого последнего увидели, аж вздрогнули, мол, мама, бандюган какой-то. Потом уже, домой вернувшись, почитали, что это действительно местный авторитет, который давал деньги на восстановление храма. Ну давал - спасибо, а хоронить-то его на святой земле, поди, есть за что?
В общем, монастырь нам понравился, но впоследствии организовалось весьма гадостное чувство, которое почему-то претит возвращаться туда еще раз. Хотя место и правда красивое, и хор чудесный, но еще раз туда ехать уже почему-то не хочется... гадостный какой-то осадочек остался.
Впрочем данный монастырь не имеет никакого отношения к сути моего повествования... так... до кучи затесался.
Ну так вот в канун Троицы отправились мы в Серпухов по святым местам, что называется. Заехали в Высоцкий мужской монастырь - древнее место, основано в 14 веке, красивая архитектура, если гадливость пересилю хотя бы частично, то фотки потом выложу. По двору сновали батюшки, послушники, служки - как будто все население. Я в местной лавочке прикупила платочек. Хоть и не люблю пялить на голову различные уборы, даже зимой шапки не ношу, но чтоб не нарываться, платок на башку напялила (знал бы кто к чему это приведет!). Братия отчаянно приводила двор в порядок - мела, мыла, скоблила. Мы прошлись, ознакомились, свечки поставили, отправились дальше.
Зарулили в Никольский собор. Собор большой, красивый, просторный. Народа не было вообще. К нам никто в этот раз не пристал, слава богу, зато потом пристали.
Потом зарулили в Церковь Ильи Пророка (она же Ильинская церковь). Церковь не очень уютная, но там обнаружились весьма интересные и по виду древние иконы. Народа никого. Только две служки. Мы зашли, я в платке, как положено. Зайти не успела, бабка одна что-то вроде мне сказала... я решила, что меня сглючило, хожу, к иконам присматриваюсь, думаю, кому свечки ставить. Тут опять... "женщина, наденьте юбку". Я тихо охренела:
- Зачем? - удивленно спрашиваю я.
- Вы находитесь в православном храме. - Переходит на визг и явную агрессию бабка.
Тут меня муж хватает за шкварник и с диким ревом: - Пошли отсюда, - тащит к выходу, попутно объясняя этой бабке все, что он думает о ее новациях. Бабка, не вдаваясь в подробности, буквально дает нам понять, что не пошли бы мы на... ответствуя: "Идите отсюда с богом!" Видимо, недостатка в прихожанах не испытывают.
Потом, кстати, нам один из прихожан поведал, тем самым с его слов "исполнив свой долг гражданина и христианина" что в церкви этой хранятся старинные уникальные иконы, о существовании которых с его же слов умалчивается и тщательно скрывается (уж кому это надо я не знаю).
Потом мы посетили женский Введенский монастырь - там тоже мощи лежали на всеобщее обозрение (или в Высоцком? - запуталась). Монастырь довольно уютный, также велись подготовления к Троице. Там у них своя пекарня... правда, перед монастырем жутко бздит навозом, и через пять метров - свежим хлебом... смесь двух этих ароматов непередаваема.
На территории ведутся строительные работы, реконструкция старых зданий, основная часть закрыта, но мы туда по-дурику прошли (ну правда, просто не поняли, что нельзя, вернее муж понял, а я нет, я поперлась, а он за мной, и только потом сообщил, что я куда-то не туда вперлась). Но оттуда меня тоже не выгнали, за что им спасибо, но еще раз идти уже просто боюсь.
Так вот... посещая все эти сакральные места, я, как приличная (ну мне так казалось) христианка, снимала и пялила на себя платок, опять снимала, опять пялила. Не снимать не могла, ибо жарень стояла под 30 градусов. Но, дабы не ввергать в гнев слуг божьих, я-таки с этим платком мучилась. И домучилась... результатом столь продуктивного паломничества явилась потерянная золотая сережка, подаренная мужем, и стоящая не малых денег.
Две недели я пребывала в трауре, периодически успокаивая себя тем, что "да ну на фиг, потеряла и потеряла, все равно на ней спать неудобно было, да и вообще, козлы-ювелиры не умеют нормальные замки делать, не то, что бабушкины серьги, которые вообще фиг расстегнешь, правда, и те давно украдены, но все равно умели делать". И вроде даже забылась, и вроде даже успокоилась, как всплыл муж с рац. предложением перед поездкой на участок, мол, поехали по монастырям, может, нашли там твою сережку? И что-то как-то резво я на это предложение откликнулась.
Поехали мы по второму кругу паломничать, правда, уже в поисках сережки (ну последней же надежда умирает, и потом я видела в парке Кузьминки объявление, мол, нашли золотой крестик, обращаться туда-то. Поэтому понадеялась, что, может, и с моей серьгой обойдутся сто ль же гуманно? Ну на фига она кому одна нужна-то?). Серьги на фиг сняла, чтоб опять не разориться на этих жертвоприношениях. Приехали в Высоцкий монастырь. Я платок на башку напялила, заходим, и тут просто с порога на меня кидается мужик с требованием на повышенных тонах (не просьбой, а просто ультиматумом): - Женщина, в брюках нельзя.
Тут у меня вообще случается когнитивный диссонанс, поскольку с такой частотой на меня в церквях еще ни разу не нападали!
Я, блин, стою, как дура, в этом платке и вежливо вопрошаю мужика:
- Где это написано?
- Не написано, но нельзя. - Встает в позу мужик и начинает переть на меня. - Вон там юбку наденьте.
- Я не хочу надевать чужие вещи, - вежливо говорю ему я, вдыхая его миазмы, поскольку мужик уже чуть меня грудью не выталкивает.
- Тогда... - и тут мужик запинается на слове, понимая, что нельзя вроде как выгонять человека из храма, но его руки бегут впереди сознания, поэтому ими он недвусмысленно указывает мне на выход.
Спорить желания не было, поэтому я говорю мужу: - Сходи сам, тебя без платка и без юбки пускают, а я тебя тут подожду.
Муж пошел в лавку интересоваться судьбой сережки, предварительно гаркнув на мужика так, что тот чуть под лавку не забился, а я осталась стоять у входа.
Тут у мужика, видимо, случилось некое просветление, или просто взыграли светские манеры, в результате чего тот решил продолжить со мной диалог. Не помню уж с чего он начал... что-то про юбку опять.
Я ему ответила:
- В прошлый раз батюшка тут ходил. Слова не сказал.
- А он и не скажет.
- А вы-то почему тогда такую несанкционированную активность проявляете?
- Я здесь на послушании, мне сказали, я и говорю.
- Вы не говорите, вы кидаетесь. Из-за таких, как вы, люди в церковь ходить бояться.
- Ну идите, идите. - Пытается он затолкать меня уже не на выход, а в храм.
- Я уже не хочу. Спасибо.
- Я вам просто сказал. Не хотите надевать юбку, идите так.
- Вы меня чуть силой не выпихали, это называется "просто сказал"?
- Ну идите же, идите.
- Да не хочу я идти уже.
- Вы богородицу видели?
- Видела.
- Вы видели на ней брюки? Это мужская одежда.
- Ну и что? Так ее и в юбке никто не видел.
Мужик заткнулся. Пришел муж. Без сережки. Мужик, увидев его, окончательно забился под лавку.
Поехали мы дальше по церквям. Я мужу говорю - я больше не пойду никуда, иди сам, ну их в баню, я боюсь.
Дальше был Никольский собор. Там влетело уже мужу (да что ж такое-то?) - куда-то он ступил не туда, где кто-то репетировать должен был. Тут уже муж офигел и решил, что это не иначе, как карма. И моя карма перекинулась на него. Буквально отлучение от церкви, уже семейное. Ей-богу, ни на одном этапе мы толком не понимали, что сделали не так, но натыкались на какую-то внезапную агрессию.
В общем, объехали все, что и в прошлый раз, дальше без эксцессов, я уже никуда не ходила, сережку не нашли. Ну и фиг с ней. Речь не об этом. А о том - почему я не боюсь заходить во "враждебные" - западные, проклятые капиталистические храмы? Не боюсь, что меня оттуда не понятно за что выгонят? И почему я больше не хочу посещать никакие храмы в России? Кто придумал эту дурацкую фишку с платками и юбками? И сколько еще наша церковь будет получать удовольствие от унижения женщин?