Новый член семьи:)

Sep 03, 2012 10:25

Это то, чего мы так долго ждали! :) И прежде всего мой Любимый, Дорогой и самый Лучший Мужчина на этом белом свете! :). Собственно, поэтому я решила раньше него не писать про самолет, а еще потому что, до сих пор осознаю тот факт, чтоэто ЧУДО теперь НАШЕ :))) Хожу, трогаю его белые бока, крылья и задыхаюсь от восторга :).

Оригинал взят у akeon в Спасибо тебе, дальтелет! И до сви... а впрочем...
Собственно, «то, о чем так долго кричали большевики свершилось». Осуществилась мой самая большая мечта за крайние три года - да и за всю жизнь, наверное. Я обрел собственные, личные крылья! Под катом будут фотки - много фоток. После долгих трех лет мучений, дорогих ошибок, замешанных на тяжелых событиях в собственной жизни, влезши во всевозможные долги и кредиты, я стал обладателем вот этого прекрасного итальянского аэроплана:

Jetfox-91D: теперь этот прекрасный итальянский самолет - мой!



Но обо всем по порядку. Поэтому сначала небольшое введение. Этот пост будет особо интересен тем из моих друзей, кто когда-либо задумывался о покупке собственного летательного аппарата. Пусть даже только в мечтах. Потому что если когда дойдет до покупки, сможете не допустить моих ошибок. А в целом, думаю, прочесть его будет полезно всем, кому приходится иметь дело с моторной техникой: всякими машинами, мопедами и пр. А кому и это не интересно, просто может посмотреть на несколько красивых (и не очень) фоток летательных аппаратов. Но чтиво будет длинное, с деталями, и нелицеприятной, порой, правдой жизни, с которой я неожиданно для себя столкнулся.

Итак, вот вся моя история. Два с половиной года назад, выучившись летать на дельталете и выпустившись самостоятельно, я начал всерьез думать о своей технике. Так как я сразу предполагал сделать авиацию своей профессией, то решил идти путем «сначала выучусь, а потом, когда что-то начну понимать, выберу то, что мне подойдет». Сам подход, безусловно, верный, так и следует поступать. Но крайне важно иметь рядом хорошего, надежного советчика и помошника, желательно даже не одного, и желательно - с противоположными мнениями насчет того, на чем летать хорошо и на чем плохо. Такой подход помогает с большой вероятностью понять все слабые стороны каждого варианта и точно знать плюсы и минусы своего выбора. Увы, я так не сделал. Я пошел другим путем: попросил помочь Костю, своего инструктора. Я сам нашел в интернете на большом авиационном сайте несколько подходящих по цене и качеству (насколько я тогда способен был оценить качество) дельталетов и попросил Костю поездить со мной и посмотреть. Так как я летал на дельталетах с автоконверсиями (это когда берут подходящий автомобильный двигатель и приспосабливают его на летательный аппарат), то и сам решил купить дельталет с автомобильным двигателем. Плюсы и минусы этого выбора я озвучу ниже.

Мы совсем уже было собрались ехать в Белоруссию, где я подыскал наиболее подходящий для себя по цене и характеристикам вариант, как об этом прослышал один из пилотов, летавших с нами на той же площадке. Зовут его Дмитрий Галежа - запомните это имя и если где услышите его, точно знайте с кем не надо связываться ни за что в жизни: увы, этот человек оставил памятный след в жизни многих незадачливых, доверившихся ему людей. Он предложил мне выгодный бартер: я делаю ему сайт его нового аэроклуба, он за это помогает мне с покупкой телеги (так в нашей среде именуется корпус дельталета), двигатель, редуктор, винт и собирает дельталет. Недорогое, с налетом, крылышко мне помог подобрать Костя. К нему, к Косте, я и пошел советоваться насчет этой идеи Дмитрия. Я обрисовал предполагаемые характеристики дельталета (двигатель планировалось купить от Хонды Цивика в 130 л.с.), они получались очень заманчивыми. Дмитрий обещал за пару-тройку месяцев все сделать. Эх, мне бы еще с кем-нибудь посоветоваться, но я доверился мнению Кости и наслушался велеречивых слов Дмитрия о том, как все это просто, как он не раз уже это делал и как все будет хорошо летать. Одним словом, я принял решение действовать именно так. Телегу я заказал у человека, который делает и продает их одному отечественному производителю дельталетов. «От первого лица», так сказать. Я бросил на кон все, что было: продал машину, все, что зарабатывал, тратил только на дельталет. Телега готовилась всю зиму, и, наконец, поздней весной, мы с Мишкой приехали забирать ее, чтобы докатить до того подвальчика, в котором Дмитрий планировал превратить отдельные части в летательный аппарат. Я даже тогда на радостях опубликовал у себя в ЖЖ вот эту фотку:




Как раз к этому времени «по случаю» нашелся подходящий мотор. Что мотор этот в момент продажи его мне принадлежал другому человеку и был продан без его согласия, я тогда и предположит не мог. Дмитрий, скорее всего, догадывался об этом, но такие вещи его не занимали и он не стал обращать внимания на эту мелочь. Забегая вперед, скажу, что хозяин мотора случайно вышел на меня, позвонил, я обрисовал ему всю ситуацию, так что ко мне у него претензий не было, он хотел только найти этого незадачливого продавца мотора и разобраться непосредственно с ним... с помощью суда :).

Но, как я сказал, происхождение мотора мне в то время не было известно, я доверял Дмитрию, поскольку сам тогда в моторах и технике не понимал вообще ничего. Потянулось долгое время ожидания. Дмитрий что-то лениво поделывал. Все необходимое для мотора приходилось покупать мне (не в смысле денег - это предполагалось, а в смысле выбора правильных комплектующих), Дмитрий палец о палец не ударил - ну, не любит человек лишней заботы, можно понять. Сайт-то уже работает, чего напрягаться зря: пусть клиент сам побегает. Я вздыхал, но делал: договор-то был на словах, «джентельменский» (чтобы я после этого случая хоть раз еще договаривался о чем-либо без бумаги! Ни в жисть!), да и дело нужно больше мне, чем ему. У него всегда «времени не было, давай-ка ты сам купишь что надо, там несложно». И я послушно бегал по автомагазинам, покупал, потом ездил менять... А время шло и шло. Уже было в разгаре лето - мое худшее лето в жизни - я как-то пытался держаться на плаву, цепляться за жизнь и надеялся, что скоро мои крылья поднимут меня в небо и я хоть на какое-то время смогу забыться, оставив всю боль на земле...

Вот так должна была выглядеть моя птичка. Только лучше: более мощный мотор, широкие, закрытые килевыми обтекателями колеса...



Ага, щас. Прошло лето, а дельталет все еще не был готов. В итоге, поняв, что человек просто врет и бездельничает, с Дмитрием я разругался и увез дельталет на другую площадку - как раз в наше нынешнее Батюшково, где мы с Костей собирались обосноваться. Настал сентябрь. Тут бы мне и сообразить, что летательный аппарат не должен быть собран на коленке, что даже автомобильный двигатель применительно к авиации есть специфическая область, которой должен заниматься профессионал... Нет, я послушал еще одного дурного совета, повелся на фразу «опытный двигателист» и отдал дельт в руки уже другого Димы, занимающегося ремонтом машин, доведения автомобилей до раллийного состояния (!), заядлого гонщика и действительно очень квалифицированного автомобильного мастера. Ну что сказать: все, что было возможно, он сделал. Из основы, заложенной Галежей, он собрал на дельталете двигатель. Подключение японских инжекторных моторов на дельталет имеет некоторые особенности: никто пока не сподобился перепрограммировать японские «мозги». Зато перепрограммированию очень хорошо поддается ВАЗовский «Январь» - «мозги» отечественного производства. Но система датчиков у отечественного автопрома... отличается от японских. И дальше начинается подгонка квадратного к круглому. Надо ли объяснять, что процесс требует опыта именно в этом деле, да еще и авиационная область применения двигателя накладывает необходимость учесть ряд серьезных вещей, о которых человек «не в теме» вообще не имеет никакого представления? Галежа и этого бы не сделал никогда в жизни. Но, повторюсь, как смог, Дима справился. И зимой я привез аппарат на поле:

<


В тот день, как назло, выпал снег. Лыж для дельталета у меня не было, денег на них тоже - я вложил в дельталет все, что было и даже сверх того. Ну, зимой летать много не приходится, Костя давал возможность летать на своем аппарате, мы с Костей, к тому времени, уже успели вместе поработать - я, чтобы хоть как-то заработать, летом очень много катал пассажиров пока Костя отдыхал полтора месяца - сначала выкатывал его клиентов, потом брал пассажиров из тех, кто приходит к нам на площадку покататься. Когда Костя вернулся, я стал искать заказы на аэрофотосъемку - мы несколько раз неплохо заработали на съемке строящихся поселков. В общем, я крутился все лето как белка в колесе, летая в выходные по пять часов в день, пытаясь заработать денег на то, чтобы довести свою птичку до ума. Я ждал его как манны небесной - чтобы развязать себе руки и летать уже только на себя, на своей технике.

Как я сказал, аппарат был готов ровно к выпавшему снегу - это была прошлая зима. Но я уже не беспокоился: вот он, стоит ждет сезона. Как только сойдет снег, Костя его облетает - и можно будет начинать работу. Крылышко надежно (как я был уверен) лежало на старом аэродроме, я не торопился забирать его - что с ним сделается? По снегу, черти откуда вести его сюда, как-то устраивать его хранение... уж лучше весной сделать все разом, благо это будет легко и недолго - и вот оно, мое первое крылатое лето, свой, полноценный сезон!

Настала весна, которой я так ждал. Я подошел к Косте с просьбой съездить за крылом и облетать птичку. Костя резонно предложил сначала добыть динамометр и померить тягу. Что я и проделал. И тут начался «третий раунд». Мой ад и кошмар. Динамометр показал 150 кг. (тогда как подобный двигатель на дельталетах отечественной фирмы выдает от 270 кг.) Тяга была явно маловата. Я заметался - опять проблемы, опять можно не успеть. Собрал себя в кулак со вздохом ринулся в новое сражение. Дима приехал, осмотрел дельталет, увез его. Над ним опять поработали его знакомые программисты, но тяга не появилась. Я повез дельталет к другому мастеру - тот тоже ничего не смог сделать. А уже настало лето. Я понял, что опять попадаю на деньги и остаюсь без аппарата. Тут, наконец, пообщавшись уже с другими нашими авиаторами, до меня дошло, что если кто-то что-то и сделает с дельталетом, то это человек, сведущий именно в дельталетах. Я обратился к производителю, использующему эти моторы.

Кроме того, покрутившись почти год на аэродроме, пообщавшись с высококлассными пилотами, почитав кучу литературы и перелопатив гору информации, я начал понимать, что сделал категорически неверный выбор. Летательный аппарат следует покупать исправным и летающим. Никогда, слышите - никогда не лезьте в то, в чем не разбираетесь, особенно в технику, от которой будет зависеть ваша жизнь! И еще несколько важных уроков: по-возможности, следует избегать всего, до чего касались ручки российских мастеров. У нас есть светлые головы и золотые руки - безусловно. Но найти их, и найти то, что нужно - это большая проблема. К тому же, наш родной менталитет накладывает на все свой грубый отпечаток: либо все будет стоить запредельно дорого, либо займет дофига времени. А скорее всего, и то и другое вместе взятое. И еще гора неожиданных проблем. Выходит так, что купить аппарат с налетом из Европы или Америки выйдет едва ли не дешевле (и уж точно надежнее!), чем аналогичный здесь. Вы за меньшие деньги получите честный аппарат, к тому же, в отличной комплектации (почти не видел «иностранцев» без радиостанции, интеркома и гарнитур, например. А я, поверьте, много чего перелопатил). Насчет автомобильных двигателей: весь мир летает на нормальных, даже двухтактных - но проверенных временем, надежных (при должном обслуживании) авиадвигателях. И только бывший СССР (кроме некоторых производителей Украины с мировым именем и бывших западных республик, которые теперь в Евросоюзе и имеют доступ к хорошей технике), не сумев произвести ни одного вменяемого своего двигателя, использует автоконверсии. Потому что дешевле (хотя, удивительным образом, конечному покупателю это выйдет дороже, чем иномарка с авиационным мотором! Парадокс!). И вот наши производители годами мучая ни в чем неповинные японские автомоторы, сумели добиться определенных успехов в этой области. Тем не менее, я на своем опыте убедился, что к выбору техники следует подходить так: если вам нужен аппарат для себя - так, изредка полетать на выходных, своих родственников и приятелей покатать, ну, там, на рыбалку с друзьями пару раз за лето слетать (при этом, вы не очень богаты) - то выгоднее купить нашу автоконверсию. Потому что все, касающееся текущего ремонта, в этом случае выйдет дешевле. А уж с 90% такого ремонта (именно ремонта, а не изначальной установки и настройки мотора!) справится любой автомеханик. Да и с запчастями проблем почти не будет. А вот если вам нужна рабочая лошадка, на которой вы попытаетесь заработать денег - то выбор только в пользу иностранного авиадвигателя. Пусть даже двухтактный (четырехтактные авиадвижки по цене, конечно, подойдут только очень состоятельным гражданам), пусть он требует крайне бережного ухода и обращения (а что вы хотели? Это авиация, пусть и сверхлегкая!), пусть ремонт выходит в копеечку - но если вы будете внимательны и аккуратны, такой двигатель будет надежно работать на вас.

Итак, я обратился к производителю аналогичных аппаратов. Но, как я сказал выше, на меня, наконец, снизошло понимание, что именно требуется для моих целей, для моей работы. Я долго и мучительно думал (ибо понимание начало снисходить еще в начале зимы), искал, перебирал горы информации, в т.ч. иностранной, общался и общался с людьми. И думал, думал, думал... В итоге, пришел к выводу, что:
1. Дельталет надо тем или иным образом доделывать, ибо денег и сил в него вбухано уже немеряно. Его надо доводить до ума и продавать.
2. Мне нужен другой аппарат. Пусть не такой мощный, но сильный и надежный.

И еще. Я всю жизнь мечтал летать на самолете. Честно говоря, дельталет был выбран от недостатка денег. Тогда, разумеется, я не знал (и никак не мог бы это узнать), что и самолеты бывают по цене сравнимые с дельталетами, и купить такой самолет вполне реально. И обучение можно пройти не за баснословные 400-500 т.р., а существенно дешевле (своя техника, знакомые инструктора и пр. сопутствующие условия, о которых узнаешь только покрутившись в среде авиаторов и хотя бы как-то зарекомендовав себя).

И вот я принял решение назанимать денег, набрать кредитов, но купить летательный аппарат, предпочтительно самолет - теперь уже точно зная что мне нужно, кто, где и как поможет и проконтролирует процесс, где и у кого пройти переучивание, кто перевезет его (я однозначно решил покупать птицу за рубежом), кто соберет его тут (ведь перелететь из Европы на такой технике невозможо, значит, хоть немного, но придется аппарат разбирать и восстанавливать уже здесь). Я засел за компьютер с телефоном и начал искать. Сначала сузил круг доступных летательных аппаратов. Понял, что самолет - это вполне реально. Соответственно, стал выбирать тип самолета. Процесс был самым ответственным, ведь ошибиться было нельзя: я выбрал все возможные ресурсы и теперь должен попасть с первой попытки. Увлекательный процесс общения с эксплуатантами, чтения спец. литературы, просмотр статистики и причин авиапроисшествий с выбранными типами самолетов, диапазон цен на них, возможность доставки с наименьшими затратами из разных стран - все это длилось несколько месяцев.

Итак, по всем параметрам мне подходили три самолета из Европы и один из Америки: французский X-Air, американский Rans S-12, итальянский Jetfox-91 и его немецкая копия Ikarus C-22. В итоге, после долгих поисков, «перекрестных допросов» и пр. я нашел отличный Jetfox в Литве. Причем, заприметил я его почти в самом начале поисков, но он с виду был в таком прекрасном состоянии, что я подумал - на этот у меня никаких денег не хватит. Даже нашел аналогичный самолет на Украине. Но тогда сорвалось в деньгами, украинский самолет купить не удалось. И я написал в Литву - просто поинтересоваться. Оказалось, самолет в продаже и владелец хочет за него вменяемых денег (скажу по секрету - дельталет мне уже к тому времени обходился дороже)! Я бросился наводить справки. Оказалось, одного из продавцов хорошо знают наши дельталетчики - еще при Союзе вместе участвовали в дельтапланерных соревнованиях. Несколько человек отозвались о нем очень тепло, сказали, что человек заслуживает доверия. Я попросил побольше фотографий самолета и узлов, показал их разбирающимся людям. Практически все сошлись во мнении, что самолет в очень хорошем состоянии. И я решил рискнуть... Тут мне еще раз очень помог Дима-моторист, связав с надежным человеком, способным доставить самолет через все таможни в целости и сохранности, причем, тоже за вменяемые деньги. Как вы понимаете, доставка из-за границы самое тонкое место во всем плане. Ну, человек справился блестяще. И завертелось. Мишка Гантман очень помог с передачей денег в Литву (тоже нетривиальный процесс, как оказалось, ибо наши банки - такие, знаете ли, банки :(...), я координировал и контролировал процесс: горький опыт с дельталетом дал свои плоды, я все лето держал руку на пульсе, и даже из Сибири ухитрялся быть на связи с Литвой и Москвой...

А что же дельталет? Дельталет продолжал доставлять мне хлопоты: ведь я взялся за дело, в котором мало что понимал, и принужден был пройти весь путь создания дельталета с начала до конца - почти как его проходили отечественные производители подобной техники. Да еще пришлось преодолевать сопутствующие неприятности совершенно случайного свойства. Например, привезли крыло, стали раскладывать. И оно оказалось рваным. Оказывается, его без спросу кто-то взял, полетал на нем, порвал его - и бросил кое-как упаковав обратно в чехол. Подозреваю кто это мог быть, но доказательств-то нет. Ну, жизнь-таки его наказала: авиационный мирок тесен, если ты нечист на руку, об это станет известно довольно быстро и расплата последует незамедлительно. Так или иначе, проблему крыла мне тоже пришлось решать. Отвезли его с Костей производителю, там проверили и вынесли вердикт: вся обшивка под замену. Пришлось опять раскошеливаться. Зато, теперь у меня новое крыло (в дельталетных крыльях железо - вещь относительно недорогая, поскольку служить может очень долго, самое же дорогое - это парус, ткань. Вот ткань-то мне целиком и заменили). Справился с этой проблемой - появилась следующая: один идиот бросил свое крыло на землю прямо рядом с моим дельтиком, пришел грозовой шквал - его крыло перевернуло, и прямо на мой аппарат. Сломалась лопасть винта. А винт украинский, недешевый. Лопасть под замену - опять деньги и время!

Но все рано или поздно заканчивается. И вот два события сошлись практически в одной точке. Завтра я еду забирать наконец-то готовый дельталет, который Костя, вернувшись из отдыха, наконец, облетает. И после облета я с удовольствием выставлю его на продажу. И пусть мои завершенные труды порадуют нового владельца.

Но самое главное - неделю назад, в субботу, ко мне приехал красавец-самолет. Очень надеюсь, что он станет мне счастливой отплатой за неудачи и ошибки с дельталетом. Я с большим удовольствием и благодарностью к дельталетам, открывшим мне путь в Небо, пересаживаюсь на самолет. Самолет, о котором мечтал всю жизнь. Тот, который - надеюсь, и приложу все усилия к тому! - станет мне надежным другом, моей рабочей лошадкой, чтобы дарить и вам, друзья, кусочек моего прекрасного Неба. Можно много слов наговорить о самолете, о его (уже бывшем :)) владельце-авиатехнике из Германии, который берег этот самолет пуще глаза. Но лучше это все потом - когда мы поднимем его в воздух. И случится это уже меньше чем через неделю. Я обязательно опишу это, может быть, даже сниму видео. А пока я, стиснув зубы и дрожа от нетерпения, засыпаю и просыпаюсь только с одной мыслью: у меня есть свой самолет. Лучший самолет в мире, сбывшаяся мечта. И я дам ему имя. Он будет назван в честь папы: «Врач Михаил Алексеевич Басенок». Потому что я так и не успел поднять папу в воздух своими руками. Папу, который безмерно любил авиацию, и который очень гордился мной - тем, что я первым в нашей многочисленной семье стал пилотом, научился летать. Если бы он мог увидеть этот наш самолет - его радости не было бы предела. Ну так пусть, птичка, тебе летается хорошо и долго. А я постараюсь быть тебе хорошим пилотом, постараюсь хранить тебя от жестких встреч с землей, буду внимателен к твоим безмолвным нуждам.







Полетаем ;)!

любимый, самолет, авиация

Previous post Next post
Up