Замоскворечье

Feb 10, 2015 10:10

Замоскворечье, как историческая местность Москвы, стало формироваться в начале 1200-х годов. В это время вдоль тракта, ведущего в Золотую Орду, на неширокой полосе земли напротив Кремля начали строить свои дома и русские люди, и те, кто вышел родом из Орды, а местность стали называть Заречьем.
Постепенно там образовались Овчинная слобода (отсюда Овчинниковская набережная и Овчинниковские переулки), Монетная слобода (Монетчиковские переулки), Ордынская слобода - там жили те, кто занимался перевозкой собранной дани в Золотую Орду (Большая и Малая Ордынки), Толмачевкая слобода - толмачами называли устных переводчиков (Толмачёвский переулок), Стрелецкая слобода.
В Заречье находились и княжеские сады (отсюда названия: Верхние Садовники, Средние и Нижние Садовники). Во время страшного пожара 1493 года, который начался отсюда, из Замоскворечья, огонь бушевал настолько сильный, что перекинулся на другой берег реки, полностью сгорел Кремль (тогда еще деревянный). Тогда великий князь Иван III велел полностью освободить местность напротив Кремля от построек и заложить Государев сад. Великие князья и цари могли любоваться садом, поднявшись на кремлёвскую стену.
Противопожарная и эстетическая функции - первый смысл этих садов. Второй - сакральный. Ничего не появлялось случайно, просто так, всё имело смысл.

Заключался он в том, что Государев сад символизировал райский сад, рай на земле, так как царь есть помазанник божий.
А третий - совершенно практический: были там и огороды, урожай которых шёл на царский стол. Чтобы представить себе, что это были за огороды, достаточно сказать, что там выращивали сладкие и сочные дыни, не хуже среднеазиатских. И это в нашем-то климате, в те времена, когда никаких теплиц ещё и в проекте не существовало. Вот таким мастерством обладали садовники.
Так появилась в Замоскворечье Садовническая слобода. Есть армия садовников - должен быть и начальник. И был у них начальником думный дьяк Аверкий Кириллов. Сохранился в Замоскворечье его дом - "палаты Кириллова" - единственная в Москве почти полностью сохранившаяся усадьба XVII века.
Судьба Аверкия Кириллова очень показательна, и некоторым нашим гражданам страх потерявшим следовало бы знать, он плохо кончил. Во время стрелецкого бунта бессмысленного и беспощадного стрельцы, обвинив Кириллова в коррупции во взятках и казнокрадстве, ворвались в дом и изрубили Аверкия бердышами. Затем надели на бердыш окровавленное и изуродованное тело, и носили по всей Москве.
А усадьба уникальна по своей архитектуре. Один из голландских путешественников рассказывал о необыкновенно богатом и современном (для того времени, конечно же) внутреннем убранстве усадьбы.
Находятся палаты рядом с нынешним "Домом на набережной".













Рядом с домом бывшая когда-то домовая церковь Николы на Берсеневке. В лучшие времена она соединялась с домом крытым переходом. (Слева серенький тот самый знаменитый Дом на набережной):











Здесь зимой на льду Москвы-реки проходил мясной торг. Животных привозили сюда живыми, убивали и разделывали туши тут же. Поэтому лёд Москвы-реки часто бывал кровавым. Один из иностранцев, посетивших Москву, при виде кровавого льда в ужасе бежал (представляете, что он подумал)). Но его изловили, объяснили, и он успокоился.:)
На месте Государева сада, погибшего в пожаре 1701 года, по приказу Петра I был сооружен Суконный двор, изготовлявший сукно для нужд войск. Позади двора находился Царский луг (затем - Царицын луг), на котором во время торжеств пускался фейерверк.
Во время Петровских реформ облик Замоскворечья меняется. Петр подавил стрелецкий бунт и расформировал стрелецкое войско. Часть стрельцов была казнена, другие распределены по разным полкам. Их земли были отданы военным, купцам и мелким чиновникам. Когда столицей России становится Петербург, ремесленники и жители слобод (садовники, овчинники, кузнецы и монетчики) теряют своего главного заказчика. Купцы скупали задешево стоявшие рядом бывшие дворы стрельцов и объединяли их в огромные усадьбы с домами, которые были значительнее богаче обычных слободских.
Еще одной характерной особенностью этого района было наличие в усадьбах больших садов и даже огородов. Замоскворечье со своим консервативным бытом походило в какой-то мере на провинциальный город, а не на часть столицы. Размеренный, спокойный, полусонный образ жизни здесь породил поговорку: "Москва - это большая деревня". Таким образом, поговоркой этой Москва обязана Замоскворечью.
При Екатерине II строится четырехкилометровый Водоотводный канал, который позволил спасти район от ежегодных затоплений. И часть Замоскворечья превращается в остров.



Тогда же здесь появляются дома дворян. На месте Царицына луга возникает Болотная площадь, где продавали овощи, фрукты и другие продукты натурального хозяйства. Раньше за «болотом» устраивались кулачные бои, а позже проходили публичные казни. В январе 1775 года тут были четвертованы Емельян Пугачев и его соратники.
Публичные казни в то время были народным развлечением. На казнь Пугачёва собралось народа примерно столько же, сколько собиралось не так давно на этой же площади на Марш мира. При той численности населения это была вся Москва и окрестности, это было море людей. А Екатерина "помиловала" Пугачёва, "упростив процедуру", приказала отрубить ему голову, чтоб не мучился. Было много шума и недовольства, народ был разочарован, того зрелища, на которое рассчитывали, не случилось. Просто триллер какой-то.
Вот она, Болотная площадь:



Сквер Репина напротив:



Начало Большого Каменного моста, ведущего к Кремлю:



Горбатый мостик - Лужков мост через Водоотводный канал. Лужков назвал этот мостик не в честь себя, а в честь бывшего здесь Царицыного луга.:)







Выводит этот мостик в Лаврушенский переулок к Третьяковской галерее:





Москву называли златоглавой в основном благодаря Замоскворечью, такого количества церквей на единицу площади не было больше нигде.
К концу XIX века над Заречьем витает дух творчества. Великий драматург А.Н. Островский родился здесь. Перед домом на Малой Ордынке, где он провел детские годы, поставлен бюст писателя, а в самом доме открыт его мемориальный музей. На Пятницкой улице во флигеле купеческого дома снимал квартиру молодой Л.Н. Толстой, где его навещали А.Н. Островский и А.А. Фет. В доме на Большой Ордынке, известном как Куманинское подворье, у своей тетки часто бывал Ф.М. Достоевский. В советское время в квартире 13 этого дома жила семья известного писателя-сатирика Виктора Ардова. Здесь, начиная с 1939 года, часто и надолго останавливалась Анна Ахматова во время своего пребывания в Москве.
И кажется очень естественным, то, что туристическая мекка - Третьяковская галерея расположилась именно здесь.
А заканчивается Лаврушинский переулок пересечением с Большим Толмачёвским переулком:



С другой стороны на Лаврушинский смотрит Усадьба Демидовых, тех самых металлозаводчиков. В отличии от усадьбы Баташёвых, демидовских конкурентов, у неё нет столь мрачной и загадочной истории, сейчас здесь располагается педагогическая библиотека им. Ушинского:







Усадьба смотрит прямо на Кремль. В перспективе виден Большой Кремлёвский дворец:







И ещё маленький кусочек Замоскворечья. Большая Ордынка:



Пятницкая улица:





Памятники истории, Замоскворечье, Культурное наследие, Москва, Дворики, Прогулки

Previous post Next post
Up